разработка урока "Решение задач на встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок математики в 4 классе по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект урока

«Решение задач на встречное движение»

Провела: учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

Цель:

Образовательная:

   формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию  

   практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для  

   развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути  

   их решения учить применять на практике.

Задача:

-создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающая:

развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Задача:

-развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

Воспитательная:

воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать  свой труд,  чувства дружбы и товарищества.

Задача:

 - избавление детей от чувства неуверенности в себе, воспитание интереса к уроку.

Вид урока -  урок применения знаний и умений.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice  2007

  Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока:

Девизом  сегодняшнего урока я взяла слова итальянского                  художника, ученого-инженера, архитектора эпохи Возрождения Леонардо да Винчи :

«    Железо ржавеет, не находя себе                                                                      применения, стоячая вода гниет или на холоде

замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет » (слайд).

Как вы их понимаете? (ответы детей)

Человек- самое разумное существо на планете. И хотя за всю историю своего существования человек сделал множество открытий и изобретений, он не останавливается на достигнутом.

  Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

I. Самоопределение   к деятельности.

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка. Слайд 3.

1)Цепочка примеров.

Д: 450 : 9 =  50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000

2) Следующее задание. Решите примеры. Слайд 4.

53 : 3        19* 4      91 : 7       64 : 4       25 * 3       12 * 7        78 : 13       95 : 19

   Ж             В            Н              Е               И              Д                И              Е

А теперь получившиеся результаты запишите в тетрадь в порядке уменьшения.

Ученики записывают числа в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)   Слайд 5.

- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

- Что такое движение?

Д: - Движение – это перемещение  ...   в пространстве  

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.    

 II. Актуализация знаний.      

 - Посмотрите на таблицу.                

- Какие единицы измерения  не используются  в задачах на движение?

 Слайд 6.

Дети: тонны, центнеры,  м2, кг.

 Единицами измерения каких величин они являются?

- На какие три группы можно распределить оставшиеся единицы измерения?

Д: скорость, время,  расстояние. Слайд 7.

- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют то расстояние, которое преодолевает предмет  за единицу времени.

- Итак, скорость, расстояние, время – это величины, характеризующие процесс движения?

-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

 Соберите формулы (на партах, работа в парах).

Проверка. Проговаривание формул. (Формулы вывешиваются на доске.)

  1. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)

Работа по учебнику.

Стр. 20 № 7 (устно)

Рассмотрите таблицу. Какие величины нам даны?

Как вы думаете, кто может двигаться со скоростью 5 км/ч? А что двигается со скоростью 100 км/ч?

Какое расстояние прошёл человек,  проехал автомобиль?

Под таблицей написаны выражения. Объясните, что обозначает каждое выражение. (Дети устно объясняют выражения.)

Предметы могут двигаться в разных направлениях. Если предметы двигаются навстречу друг другу, как называется это движение? А если в разные стороны?

 

Д: - Встречное движение и движение в противоположных направлениях.

 

Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?

Д: Задачи на встречное движение. Слайд 8.

Фронтальная работа с проговариванием

Составьте задачу по рисунку. Слайд 9.

Д: Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно вышли два поезда.  Один двигался со скоростью 70 км/час, а другой 80 км/час. Они встретились через 2 часа. Какое расстояние было между поездами первоначально?

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- С помощью чего мы решаем задачи на движение?

Д:  чертеж

  Начертите чертеж. (Ребенок выполняет у доски)  

-  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

Д: да, мы знаем скорость и время.

 -Второй?

Д: тоже известно время и скорость поезда.

  (решение)  ( учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.

- А есть ли другой способ решения задачи?

Д: думаем, что да

- Как еще  можно найти расстояние, более  коротким, рациональным способом?

Д: можно узнать скорость сближения

-Что это такое?

Д:  на сколько км они сближаются  за 1 час

-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

Д: уменьшатьcя

 - Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

- Кто прокомментирует ответ?

- Кому не понятно решение задачи?

Физминутка.

    

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, наверх,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой      

                           Слайд 10.

       Самостоятельное решение задач.

Перед вами 3карточки разного цвета. Задания разные по сложности.  Карточка желтого цвета – самое простое задание, синего – сложнее, на карточке красного цвета – самое сложное задание. Выберите любую из них. Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

  1. Карточка желтого цвета.

v = 6 км/ч

t =  3 ч

s =  ?    км

s = 8 км

t =  2 ч

v =  ?   км/ч

v = 20 км/ч

t =  4 ч

s =  ?  км

S = 60 км

V =  12км/ ч

t =  ?  ч

v = 6 м/мин

t  =  15мин

s =  ?   м

s = 60 см

v =15 см/с

t =  ?  с

  1.  От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами?

  1. Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Кто решал первую задачу? И т. д.

 Проверка задач (на слайде) Слайд 11.

V. Рефлексия деятельности. Слайд 12.

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без проиcшествий.

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются  предметы?

Д: конечно, нет.

Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 13.

Итоговая рефлексия. Слайд 14.

        

  • Какие виды работ выполняли на уроке?
  • Какое задание было для вас интересным?
  • Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
  • Пригодятся ли вам  знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

Спасибо за урок! Слайд 15.

Резерв (устный счет)

1) За 3 часа трёхпалый ленивец преодолевает 450 м. С какой скоростью передвигается это животное?

450:3=150 м/ч

2) Скорость самого медлительного животного на Земле, ленивца – 150 м/ч, когда как скорость черепахи – 700 м/ч. Узнайте, на сколько скорость ленивца меньше скорости черепахи?

700-150=550 м/ч

3) Пора отправиться в подводный мир. Знаете ли вы, какая рыба на Земле является самой быстрой?  Самой быстрой признана рыба-парусник. Скорость её движения 109 км/ч. А развивает она такую скорость благодаря плавнику похожему на парус. Питается рыба-парусник сардинами и анчоусами. Какое расстояние преодолеет эта рыба за 5 часов?

109*5= 545 км


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 4 классе. Презентационное сопровождение урока УМК «Школа России» Автор: Сорокина Наталья Валерьевна

Слайд 2

« Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет » Леонардо да Винчи 2

Слайд 3

3 450 50 113 100 -13 +63 :9 1000  10 Математическая разминка

Слайд 4

4 Математическая разминка 57 :3= Ж 78:13= И 19 ∙4= В 64:4= Е 25 ∙3 И 95:19= Е 91:7= Н 12 ∙7= Д 19 16 6 76 75 5 13 84

Слайд 5

Проверка 5 84 76 75 19 16 13 6 5 Д В И Ж Е Н И Е

Слайд 6

Какие единицы измерения не используются в задачах на движение? кг км / ч см т м км / с с км сут м² ц ч дм м / с На какие три группы можно разделить оставшиеся единицы измерения? 6

Слайд 7

скорость V время t расстояние S км / ч км / с км / мин м / ч м / мин м / сек с сут ч мин неделя месяц см км м дм мм Дополните таблицу. 7

Слайд 8

8 Тема урока : Встречное движение Задачи на

Слайд 9

9 8 0км/ч II ? I 70 км/ч Показать (2) t = 2 ч

Слайд 10

Проверь себя. V = 6 км / ч t = 3 ч S = ? км S = 8 км t = 2 ч V = ? км / ч V = 20 км / ч t = 4 ч S = ? км S = 60 км V = 12 км / ч t= ? ч V = 6 м / мин t = 15 мин S = ? м S = 60 см V = 15 см / с t = ? с 10 18 км 4 км / ч 80 км 5 ч 90 м 4 с

Слайд 11

Проверь себя. 11 1. ( 29 + 35)  5 = 320(км) 2. 1) 60 + 5 = 65 (км/ч) 2) (60 + 65)  4 = 500 (км)

Слайд 12

12 Тише дальше едешь, будешь.

Слайд 13

Укажите соответствующие скорости: 13 30 м / с 250 км / ч 80 км / ч 15 км / ч 4 м / мин 50 км / ч

Слайд 14

Подумайте ! Какие виды работ выполняли на уроке? Какое задание было для вас интересным? Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему? Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

Слайд 15

15 Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула одновременного движения. Задачи на встречное движение.

Презентация к уроку математики в 4 классе по  УМК "Школа 2000"....

« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе

Цели:   1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи,  вычислительные навыки;2.     Развивать умение читать и сопоставлять ч...

Решение задач на встречное движение

         Данная работа представляет собой конспект учебного занятия по математике для  4 класса по теме  «Решение задач на встречное движение» и авторскую пре...

Тема урока: «Решение задач на встречное движение»

Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...

Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»)

Темы: «Задачи на встречное движение и движение в противоположном направлении», «Пригороды Петербурга. Петергоф, Стрельна, Ломоносов»Закрепление изученного материала(Урок с использованием ИКТ)Цели: ...

Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....