Урок математики в 1 классе. Тема. Состав чисел первого десятка.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Болькина Тамара Петровна

. Урок – обобщение. В гостях будущие первоклассники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема. Состав чисел первого десятка. Урок – обобщение.

Цели: - обобщить и систематизировать знания состава чисел первого десятка;

           - развитие логического мышления;

           - воспитание познавательной активности.

Ход урока

  1. Оргмомент.  Сообщение цели урока.

- Мы сегодня отправляемся на корабле в плавание. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными; правильно выполнять задания; не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение и регулярно выполнять физкультминутки.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

         Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток!

- Итак, в путь!

  1. Работа по числовому ряду.

    Заранее вложила в тетради некоторых детей, но так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги Рисунки мышек в красивых платьицах.

- Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас они исчезли. И мне, кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске.

Дети ставят их на полку по порядку.

- Сколько мышек всего?

-Какое число идёт при счёте за числом 5?  7?  9?

- Какое число идёт перед числом 6?  8?   10?

- Назовите «соседей» числа 6,  8,  10.

- Назовите число меньше, чем 6, на 1?

- Каких чисел не хватает в ряду?

- Мышки помогли нам поработать над числовым рядом.

Поплыли дальше!

         Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток!

3. Подготовка к решению задач.

- А теперь проведём математическую разминку.

1. Сидят рыбаки,

    Стерегут поплавки.

    Рыбак Корней

Поймал трёх окуней,

Рыбак Евсей –

Четырёх карасей.

Сколько раб рыбаки натаскали из реки?

2.   Саша с Колей рыб удили

9 рыбок наловили.

Кот к рыбам подобрался

Одну схватил и умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей

Сколько осталось рыб у друзей?

-Справились с заданием. Молодцы! Плывём?

        Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток!

4.Решение примеров. Игра «Точно по курсу.»

- Конкурс капитанов!

- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь тёмное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Кто быстрее «проведёт» по курсу свои корабли т.е. найдёт ответ к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.

Вызываю к доске двоих уч-ся  девочку и мальчика, претендентов в капитаны.

На доске выставлены примеры. Вокруг них рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны числа 4, 1, 5, 3, 7,…,которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.

2+7     7-3    3+4

8+1    9-6    8-3

5.Физкультминутка.

На доске рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбы, вставлены в прорези, летают чайки, плавает надувной матрац в форме круга.

- Всё ли на море спокойно, капитан?

Капитан смотрит в бинокль…

- На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давай те и мы отдохнём, проведём физкультминутку.

   Рыбки весело плескались

 В чистой,  голубой воде,

     То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Какую геометрическую фигуру нам напоминает плавающий матрац?

- Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки!

- А если обозначенные на круге точки соединить, какая фигура получится?

Присядем столько раз,

    Сколько рыб здесь у нас!

Сколько чаек у нас?

               Столько мы подпрыгнем раз!

6. Состав числа.

Продолжаю использовать рисунки рыбок. На них с одной сторонызаписаны примеры по составу чисел, а с другой числа, которые являются их ответами.

- Отдыхаем дальше! Рыбки половим! Хороший рыбак тот, кто больше поймает рыбы, т.е. кто отгадает какой пример записан с другой стороны….

- Поплыли дальше.

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток!

7. Работа по учебнику. Соотнесение числа с соответствующей группой предметов.

- На пути у нас остров «Весёлые друзья». Там дружно живут звери и птицы. У каждой семейки изображена геометрическая фигура. Какая?

- На каждом квадрате было написано число, которое обозначало, сколько их в семье.

Но был сильный ураган и ветер унёс все числа. И теперь звери и птицы не могут сосчитать,  сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать всё наоборот:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать!»

- Давайте, ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их, и напишите число в квадрат…

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата квакать!»

- Сосчитайте утят…

Свинки замяукали:

«Мяу! Мяу!»

-Каким числом вы обозначите свинок?

Цыплята закрякали:

«Кря! Кря! Кря!»

- Сколько цыплят?

Воробьишки прилетели,

Очень весело запели:

«Му-у-у!»

- Сколько же их, ребята?

А вот заиньки

Были паиньки:

Не мяукали и не хрюкали.

Наш корабль встречали,

И весело танцевали.

-Сколько их?

-Посмотрите, вы все заполнили квадраты? Назовите тех, где чётное количество…

- Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывём дальше:

        Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток!

8. Решение примеров.

- Капитан, всё ли на море спокойно? Мне, кажется, кто-то показался в дали. Кто там?

На доске рисунок корабля, в его прорези вставлены рисунки пиратов.

- Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою!  Взяли оружие! А им является ваш ум, смелость и быстрота. Правильно решили пример – отбили пирата:

На доске записаны любые примеры …

- От имени капитана объявляю благодарность самым отважным матросам нашего корабля…

9. Работа в тетрадях.

- мы плывём  к берегу. Нам необходимо сделать запись в бортовых журналах. Проверьте своё рабочее место, сядьте удобнее….

Дети выполняют задание(задачи) по карточкам в тетрадях.

10. Итог урока.

-Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды, мы снова  на родной земле! Вам понравилось наше путешествие? А нашим гостям?...