Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания:  связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass_matematika.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и окружающему миру ( 4 класс )

Тема: «Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма»

Цель: 1. Закрепить знания о связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием) с помощью решения задач.  

           2. Обобщить знания детей о неживой и живой природе, о растительных сообществах.

           3. Продолжить формирование экологической культуры.

  • Задачи:
  •  Образовательная:
  • установить зависимость между величинами S, v, t;
  • формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
  • закрепить знания учащихся о понятии «среднее значение»
  • вырабатывать  и совершенствовать вычислительные навыки;
  • учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
  •      Развивающая:
  •  развивать внимание и оперативную память;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь учащихся.
  •      Воспитательная:
  • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Оборудование:

Карточки к устному счёту, иллюстрации к задачам, иллюстрации: леса, луга, водоёма; растения, насекомые; карточки с формулами.

Ход урока

I Организационный момент. Мотивация к деятельности.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

- Сегодня мы работаем в группах. Командиром 1-й группы назначается …, 2-й группы - …, 3-й группы - … . В каждой группе также работают консультанты (приколот значок К ). Командиры отвечают за выполнение группами правил поведения.

II Устный счёт.  ( работа с палитрой в группах)

120 x 2   Б                             64 + 36   Д                                 720 : 4      Т     

78 – 24   Е                             232 x 3   У                                 77 + 23     О

102 x 8   Р                             126 -8     Б                                 414 x 2      П                              

45 + 45   Ё                             480 : 2    В                                 800 – 30    О

540 : 3    З                              670 - 70  Я                                86 : 2         Л                              

484 – 64 А                              384 +6    З                                 36 +36      Ь                                

- Какие слова получились?                                              Берёза,  дуб, вяз, тополь. СЛАЙД 1

- Что они обозначают?                                                      Растения, деревья.

- К какой части природы они относятся?                       Это живая часть природы, это рас-

                                                                                            ния.

- Как вы определили? Назовите приз-                            Они дышат, питаются, растут.

наки живого в природе.

- Где они растут?                                                               В лесу.

- Дайте определение леса.                                                Это природное сообщество,

                                                                                             состоящее, главным образом,

                                                                                             из деревьев и кустарников.

- Ребята, а как можно добраться до леса?                       Пешком, на поезде, на само-

                                                                                             лёте, на автомобиле.                                                                                        

- Разминка наша как раз о всех видах тран-

спорта. ( задачи на движение из Академии

младшего школьника)

  •   Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч. 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните?
  • «Мерседес» проехал 20км. Сколько километров проехало каждое их его четырех колес?
  • Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
  • Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? СЛАЙД 2

III Актуализация знаний.

-Какие величины были использованы в заданиях?                Часы, минуты, км.

- Какова же тема нашего урока?                                                Решение  задач с величинами: 

                                                                                 скорость, время, расстояние.

                                                                                 СЛАЙД 3, 4

- В чём измеряется РАСТОЯНИЕ, ВРЕМЯ, СКОРОСТЬ?    СЛАЙД 5

-Действительно, мы продолжаем знакомство                         Поезд.

с задачами на движение. И сегодня мы

отправимся в путешествие. Та группа, которая

заработала во время устного счёта больше всего

бонусов, та и выбирает транспортное средство на

котором мы отправимся в лес.

                                                               

 

- Вы выбрали поезд, он проехал 90 км со ско-                         На доске записаны 3 формулы на дви-

ростью 45 км/ч. Найдите время движения этого                    жение.

поезда (устно). СЛАЙД 6

- Какую формулу мы используем для решения                     t = s :  v

задачи?

- Посчитайте, сколько времени будет дви-                             90 : 45= 2 (ч)

гаться поезд?

- Посмотрите, какие ещё формулы вам известны?               Нахождение скорости: v = s :  t

                                                                                                    Нахождение расстояния: s = v x t 

- Эти формулы мы ещё будем использовать для

решения задач на движения. СЛАЙД 7

- Экскурсия в лес. Задача.

- Посмотрите на доску, мы с первой группой

приехали в лес (иллюстрация леса). СЛАЙД 8

- Какие деревья растут в лесу?                                                  Клёны, тополя, вязы, дубы.

- Всего в этом лесу растёт 12386 деревьев.                             К. – 235, в 4 раза м., в 3 раза м.

Клёнов – 235, их в 4 раза меньше, чем тополей и                   Т. - ?

в 3 раза меньше, чем вязов, а остальные деревья –                 В. - ?

дубы. Найдите. Сколько дубов растёт в этом лесу?                Д. - ?

( условие задачи на доске) СЛАЙД 9                                     Всего – 12386 д.

- Анализ задачи.

- Что известно в задаче?                                                               Всего деревьев – 12386, клёнов 235,

                                                                                                         их в 4 раза меньше тополей и в 3 раза

                                                                                                        меньше вязов.

- Что нужно найти?                                                                       Сколько дубов растёт в этом лесу?

- Скажите, чего больше: клёнов или тополей?                           Больше тополей в 4 раза.

- Сколько вязов?                                                                            Вязов в 3 раза больше клёнов.

- Как найти, сколько тополей растёт в лесу?                              235 x 4 = 940 (д)

- Как найти, сколько вязов растёт в лесу?                                   235 x 3 = 705 (д)

- Запишите решение задачи. Сколько дубов                               12386 – (235 + 940 + 705)=10506(д)

растёт в этом лесу?

- Запишите ответ.                                                                            Ответ: в лесу растёт 10506 дубов.

- Сравним, каких деревьев больше.                                             Дубов больше, чем остальных.

- Как называются леса, в которых больше дубов?                     Такой лес называется дубрава.                        

                                                                                                          СЛАЙД 10

- Каких зверей можно встретить в лесу?                                     Лосей, кабанов, лис, волков, зай-

                                                                                                         цев, белок.

- Какие птицы там обитают?                                                        Дятел, синица, сорока.

- Как люди используют лес?                                                         Лес даёт человеку древесину, ягоды,

                                                                                                         Грибы, лекарственные растения,

                                                                                                         дичь, кислород.

- Итак, лес –это природное сообщество, в сос-

тав которого входят: деревья, кустарники, травы,

мхи, лишайники, грибы; в нём обитают различ-

ные животные. Все эти растения и животные

тесно связаны между собой и влияют друг на  

друга.

Физминутка

-Путешествие на луг.

- Понравилось путешествовать?                                                     Да.

- Тогда со следующей группой мы отправляемся на

луг.

- Дайте определение луга (вывешивается иллюстра-                  Луг – это природное сообщество,                  

ция луга)  СЛАЙД 11                                                                      образованное влаголюбивыми                                                                                        

                                                                                                           травянистыми растениями.

- Что растёт на лугу?                                                                       Тимофеевка, клевер, мышинный

                                                                                                           горошек.

- А теперь выбираем транспортное средство и от-                      Самолёт.

правляемся на луг.

- Почему выбрали самолёт?                                                            Мы выбираем самолёт, потому что

                                                                                                           луг находится далеко и на ровной

                                                                                                            поверхности.

- Задача.

- Этот самолёт летел 20 мин со скоростью 4 км/мин.

Найдите расстояние, которое он пролетел. СЛАЙД 12 

- Какую формулу будете использовать?                                        S = V x T

- Определим расстояние, которое пролетел самолёт.                   4 x 20 = 80 (км)

- Запишите ответ.

- Кто скрывается в густой траве луга?                                            Мелкие звери, птицы, насекомые.

- Назовите, какие насекомые здесь обитают? (иллю-                   Бабочки, шмели, осы, пчёлы, жуки,

страция)                                                                                              стрекозы.

- Назовите общие признаки строения насекомых.                         Голова, грудь, 4 крылышка, брюш-

                                                                                                             ко, пара усиков, 6 ножек.

- Задача

- Бабочка за 3 минуты пролетает расстояние 180 м.

А стрекоза за 2 часа пролетает расстояние в 14400 м.

Во сколько раз скорость стрекозы больше ско-

рости бабочки? СЛАЙД 13

- Запишите условие задачи в таблицу.                                           Название       T              S               V

                                                                                                                  Б               3 мин     180м           ?

                                                                                                                  С               2 ч          14400м        ?

- Что нужно найти?                                                                          Найти скорость бабочки и скорость

                                                                                                            стрекозы и узнать, во сколько раз

                                                                                                            скорость стрекозы больше.

- Как найдём скорость бабочки? Какую фор-                               V = S :  T                              

мулу будем использовать?

- Найдём скорость бабочки и скорость стрекозы.                         180 : 3 = 60 (м/мин)

                                                                                                            14400 :2 = 7200 (м/час)

                                                                                                            Да, надо перевести скорости в оди-

                                                                                                           наковые величины:

                                                                                                           7200 : 60 = 120 (м/мин)

                                                                                                            скорость бабочки 60 (м/мин), а

                                                                                                            скорость стрекозы 120 (м/мин).

                                                                                                            Ответ: скорость стрекозы в 2 раза

                                                                                                            больше скорости бабочки.

- Назовите птиц обитающих на лугу.                                             Коростель, перепел.

- Опишите внешние признаки птиц                                                Обтекаемая форма тела, покрыта  

(иллюстрация)                                                                                   покрыта перьями, есть два крыла,

                                                                                                            клюв, две конечности.

- Чем они питаются?                                                                         Они питаются насекомыми, семе-

                                                                                                             нами трав.

- Какие звери обитают на лугу? Почему                                         Мыши, кроты.

здесь не селятся крупные звери?                                                     Луг – это открытая местность,

                                                                                                             здесь крупным зверям трудно

                                                                                                             спрятаться от врагов, устраивать

                                                                                                             жилища.

- Сделаем вывод: ЛУГ – это природное

сообщество с травянистой влаголю-

бивой растительностью, где обитают

небольшие по размерам животные.

- Какое значение луг имеет для человека?                                      Это сенокосные угодья, здесь

                                                                                                             растут лекарственные травы.

                                                                                                             Поэтому люди охраняют луг.

- Путешествие к водоёму.

- Продолжаем наше путешествие, отпра-

вимся на водоём. (иллюстрация) СЛАЙД 14

- У нас осталось одно транспортное средство:

автомобиль.

- Задача

- За 3 часа автомобиль проходит расстояние

126 км. Расстояние до водоёма 1400 м. Най-

дите время нашего путешествия. СЛАЙД 15

- Какую формулу будем использовать?                                           T = S : V

- С какой скоростью движется автомобиль?                                   V = S :  T  

- Какую формулу применим?                                                            126 : 3 = 42 (км/час)

- Переведём в соответствующие единицы.                                      42000 : 60 = 700 (м/мин)

- Определим время.                                                                             1400 : 700 = 2 (мин)

                                                                                                              Ответ: автомобиль двигался 2 мин.

- Посмотрим на водоём (иллюстрация).

- Какие бывают водоёмы?                                                                  Естественные и искусственные.

- А какой на иллюстрации?СЛАЙД 16                                            Естественный, созданный при-

                                                                                                               родой.

- К естественным относятся ….                                                         Реки, озёра.

- Пруд …                                                                                             Пруд нет та как это маленькое во-

                                                                                                             дохралище в оврагах или откры-

                                                                                                             тых ямах.

- Какие растения населяют водоём?                                                Кувшинка, кубышка, телорез.

- Как они приспособлены к жизни на                                              Они имеют длинный стебель,

воде?                                                                                                    широкие листья на поверхности

                                                                                                             воды.

- Какие птицы чаще встречаются здесь?                                         Гуси, утки, лебеди – их называют

                                                                                                             водоплавающими.

- Их отличительные особенности?                                                   Они имеют широкий клюв, лапки

                                                                                                             с перепонками, плотное оперение.

- Чем они питаются?                                                                          Рыбой, насекомыми, лягушками.

- Задача.

- На пруд прилетели водоплавающие

Птицы: гуси и утки. За 4 часа гуси про-

летели 120 км, а утки с такой же скоростью

летели 7 часов. Какое расстояние пролете-

ли утки?

- Запишем условие в таблицу. Что известно                                  название        V            T          S

в задаче?                                                                                             Гуси           одина-       4 ч     120км

                                                                                                             Утки          ковая         7 ч

- Что нужно найти?                                                                           Нужно найти расстояние, которое

                                                                                                            пролетели утки.

- Можно ли сразу найти расстояние, которое                               Нет, нам неизвестна их скорость.

пролетели утки?

- Что мы знаем о скорости полёта уток?                                         Она та же, как и у гусей.

- Можем мы найти скорость с которой ле-                                     Чтобы найти скорость, надо

тели гуси?                                                                                           расстояние разделить на время.

- Какую формулу используем?                                                         V = S : T

- Чему равна скорость?                                                                      120 : 4 = 30 (км/ч)

- По условию задачи скорость полёта уток

такая же, как и скорость полёта гусей.

- Теперь мы можем найти растояние, которое                               Да, можем.

пролетели утки?

- Какую формулу будем использовать?                                           S = V x T

- Вычислите расстояние. Сколько получи-                                     30 x 7 = 210 (км)

лось?

- Запишите ответ.                                                                               Ответ: утки пролетели 210 км.

- Ребята, вспомните, какие ещё животные насе-                            Рыбы, звери, насекомые.

ляют водоём?

- Как охраняют растения и животных водоё-                               Рассказывают об охране водоё-

мов?                                                                                                    мов.

- Мы с вами выяснили, что ВОДОЁМ это при-

родное сообщество с разнообразным расти-

тельным и животным миром. Растения и

животные водоёмов тесно связаны между

собой и влияют друг на друга. Водоёмы

могут быть естественные и искусственные.

Все водоёмы нужно оберегать.

IV Итог урока.

- Ребята, наше путешествие  подходит к концу.  Вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда  давайте выполним еще одно задание.

- В квадрате с числами надо обвести числа красным цветом от 0 до 10. Это и будет вашей оценкой на уроке.

V Рефлексия.

- Какие формулы были использовались                                  S = V x T    V = S : T    T = S : V

 Вами при решении задач на движение?

- В каких единицах измеряется скорость,                               км/ч, км/мин, м/сек, м/мин

время, расстояние?                                                                     час, минута, секунда

                                                                                                      км, м

- Какие растительные сообщества нами                                  Лес, луг, водоём.

Были посещены?

 - Про каких животных решали задачи?                                 Бабочку, стрекозу, гуся, утку

- Как вы чувствовали себя на уроке?

ПОКАЖИТЕ МНЕ.

- А сейчас пора возвращаться домой.

- Встали все, едем домой (выполняются движения под стихотворение)СЛАЙД 17

Качу, лечу

Во весь опор

(ходьба на месте)

Я сам – шофёр

(имитация управления рулём)

И сам мотор

9 круговые движения плечами вперёд, назад)

Нажимаю на педаль

( имитирую нажатие на педаль)

И машина мчится в даль!

( бег на месте)

-Садитесь!

-Вы сегодня очень хорошо потрудились, решили много новых и интересных задач. Предлагаю вам дома продолжить работу. Составьте и запишите задачи на движение (плакат). Кто желает получить оценку «5» - ко всем формулам, «4» - к 2 формулам, «3» - к 1 формуле. Самые интересные задачи мы решим в классе на следующем уроке.

-Спасибо за урок! СЛАЙД 18

                                                                                                             

                                                                                                     

                                                                                                             

                                       

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру в 3 классе

В конспекте представлена интеграция урока математики с уроком окружающего мира в 3 классе. Темаурока: "Единицы измерения. Век. Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2-м классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел. Перелетные птицы"

Я работаю над проблемой междисциплинарного обучения.  Внедряю в свою практику интегрированные уроки, потому что эти уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, ...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”

Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова

Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Табличное вычитание", 2 класс.

Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Табличное вычитание"для 2 класса....

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....