ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Математический калейдоскоп»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Усик Любовь Ивановна

Не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. В результате упражнений ум человека  становится острее, а сам он находчивее, сообразительнее.

Курс математики для внеурочной деятельности предполагает развитие позитивной мотивации к изучению математики, расширение и углубление знаний учащихся, формирование потребности тренировать ум, накапливать математические знания и умения.

Предлагаемый курс характеризуется теми же базисными понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время курс математики в начальной школе. Однако его изучение позволит значительно расширить развивающие возможности курса математики в направлении развития познавательных способностей детей и даст учащимся не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их интеллекта с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета «Математика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usik_l.i._kruzhok_matematicheskiy_kaleydoskop.doc955.99 КБ

Предварительный просмотр:




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



«Чижовская средняя школа»



Рославльский  район, Смоленская область









       Утверждено                                          Утверждаю



       на педагогическом совете                      Директор  школы



       Протокол № 2                                         _________/ Т. А. Гуменюк   



       от 01.09. 2016 г.                                         Приказ №67 от 1 сентября 2016г.



                                                                                       







ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Кружок



 «Математический калейдоскоп»



с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся



 



Начальная школа





Срок реализации программы:



4 года









        Рассмотрено                                             Согласовано



        на заседании                                              Заместитель директора по УВР



        Методического совета школы                 школы__________/ О.И.Ивашкина



        Протокол № 1                                            30  августа 2016 г.                    



        от  29 августа 2016г. 







                                                               



                                                                            Автор: Л.И. Усик,



                                                                            учитель начальных классов



                                                                            МБОУ «Чижовская средняя школа»



                                         





д. Чижовка-2



2016




Программа кружка «Математический калейдоскоп»

с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся

              Для учащихся 1-4  классов

              Срок реализации программы: 4 года

              Автор: учитель начальных классов Усик Любовь Ивановна

              Программа реализуется в МБОУ «Чижовская средняя школа» Рославльского    района, Смоленской области

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. 

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Выбор общеинтеллектуального направления развития личности в форме кружка «Математический калейдоскоп» с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся был сделан с учётом интересов и запросов 100% учащихся и их родителей (данные мониторинговых исследований).

Актуальность и новизна программы

Не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. В результате упражнений ум человека  становится острее, а сам он находчивее, сообразительнее.

Курс математики для внеурочной деятельности предполагает развитие позитивной мотивации к изучению математики, расширение и углубление знаний учащихся, формирование потребности тренировать ум, накапливать математические знания и умения.

Предлагаемый курс характеризуется теми же базисными понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время курс математики в начальной школе. Однако его изучение позволит значительно расширить развивающие возможности курса математики в направлении развития познавательных способностей детей и даст учащимся не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их интеллекта с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета «Математика».

Целью разработки данного курса стало создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого расширения их математического кругозора.

Основными  задачами  программы  являются:

  1. Формирование числовой грамотности учащихся, начальных геометрических пред ставлений, знакомство с элементами алгебры.
  2. Целенаправленное развитие познавательных процессов млад ших школьников и базирующееся на нём начальное математи ческое развитие, включающее в себя  умения наблюдать и срав нивать, замечать общее в различном, отличать главное от вто ростепенного, находить закономерность и делать вывод, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов, понятий по заданному ос нованию. Развитие способности к простейшим обобщениям, уме ние использовать математические знания в практических рабо тах.
  3. Начальное знакомство и формирова ние навыков работы  с компьютером.
  4. Воспитание интереса к математике.

Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к математике.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 237 часов:

1 класс - 33 ч (1 час в неделю);  

2 класс - 68 ч (2 часа в неделю);  

3 класс - 68 ч (2 часа в неделю);  

4 класс - 68 ч (2 часа в неделю).  

Основные принципы обучения:

  • принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;
  • принцип практической направленности;
  • принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
  • принцип прочности и наглядности.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Содержание курса

Основное содержание программы кружка представлено пятью различными блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач и заданий и блоком, который условно можно назвать компьютерным.

Первые три блока — арифметический, алгебраический и геометрический — являются основными носителями содержания математического курса, так как именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов, тем и разделов.

Четвёртый блок в содержательном плане опирается на первые три и представляет собой систему содержательно-логических заданий, направленных на:

  • развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти, мышления;
  • формирование специфических математических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования;
  • формирование умений практически применять полученные математические знания.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей; кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умствен ных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизации знаний, проявления творческой  инициативы. В процессе выполнения таких заданий ученики будут овладевать математическими приемами как определенными методами познания, глубже осознавать практическую значимость математики.

Помещенный в программу пятый блок посвящён использованию компьютера  в начальных классах для формирования у детей этого возраста элементов компьютерной грамотности, в частности умений работать с клавиатурой компьютера. Содержательное наполнение этого блока предполагает в основном программы-тре нажеры для отработки навыков вычислений по соответствующим разделам курса, а также решение текстовых задач, простейших урав нений, задач геометрического содержания и др.

Современный уровень и перспективы развития общества диктуют  необходимость знакомства с компьютером уже в начальных  классах. Работу учащихся целесообразно построить так, чтобы, с одной стороны, в ее процессе дети получали навыки пользователя компьютером, а с другой — отрабатывали навыки, предусмотренные программой. Применение компьютера позволит провести еще и определенную дифференциацию при обучении, так программы-тренажеры могут варьироваться в зависимости от степени продвинутости ученика в усвоении материала и его способностей. Использование компьютера поможет учителю оперативно проводить текущий и итоговый контроль.

В  содержание  курса  включены:

  1. Занимательные задания.
  2. Математические игры.
  3. Логические задачи.
  4. Задания тестового характера.
  5. Олимпиадные задания.
  6. Задания международного математического конкурса «Кенгуру».

Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся:
  • первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
  • элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
  • первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
  • элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
  1. Формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации.
  2. Развитие коммуникативной компетентности детей.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы предметных, личностных и метапредметных результатов.

Предметные  результаты

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Овладение основами логического мышления и математической речи,  вычислительными умениями и навыками.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Личностные  результаты

Наличие мотивации учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий.

Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества анализировать свои действия и управлять ими.

Умение определять свое отношение к окружающему миру.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

Учиться (совместно с учителем) обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

В результате изучения курса обучающиеся

  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
  • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • научатся соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера.

Занятия кружка, составленные в соответствии с требованиями стандарта, обеспечат обобщение изученного на уроках  материала. Занимательный материал и задания повышенной трудности, которые потребуют от учащихся самостоятельного поиска, позволят активизировать деятельность школьников, разнообразить процесс обучения, повысить  уровень знаний учащихся, расширить  их кругозор.

Кроме того, внеурочная деятельность позволит обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

Вид деятельности

Образовательные формы

Уровень результатов внеурочной деятельности

Познавательная

Познавательные игры, математические игры, деловые игры, викторины, лабиринты, познавательные зрительные и слуховые диктанты, практические работы.

1.Приобретение школьником социальных знаний

Смотр знаний, экспресс-проверка знаний с использованием компьютера, выпуск математической газеты, подготовка и проведение «Недели математики»,  «Недели науки», участие в интеллектуальных играх.

2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Детские проекты: создание  презентаций (математических тестов), внешкольные акции познавательной направленности: олимпиады, онлайн-олимпиады, интеллектуальные международные конкурсы.

3.Получение опыта самостоятельного социального действия

Формы проверки результативности занятий и подведения итогов реализации программы:

-  экспресс-проверка знаний с использованием компьютера;

-  выпуск математической газеты «Кенгуру»;

-  подготовка и проведение детьми «Недели математики», «Недели науки»;

- участие в интеллектуальных играх: «Занимательная математика», «Счастливый случай», КВН;

-  участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру»;

-  участие в математическом конкурсе «Кенгуру для выпускников»;

-  участие в олимпиадах школьного и муниципального уровней;

-  участие в  онлайн-олимпиаде по математике;

-  создание  презентаций (математических тестов).

Представление коллективного результата группы обучающихся происходит на общешкольном мероприятии.

Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся. Портфолио – положительная динамика  участия школьников в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх школьного, районного, регионального,  федерального  уровней.

Общественная экспертиза внеурочной деятельности: публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I класс (33 ч)

  1. Арифметический материал
  1. Числа от 1 до 20: нумерация чисел;

арифметические дей ствия — сложение и вычитание;

переместительное свойство сло жения;

связь сложения с вычитанием.

Число 0.

  1. Простые текстовые задачи на нахождение суммы и остат ка. Составление текстовых задач изученных видов.
  1. Алгебраический материал

Применение букв для записи чисел. Запись переместительного свойства сложения с помощью букв. Уравнения.

  1.  Геометрический материал

Точка. Линии. Прямая линия, кривая линия. Отрезок. Ломаная линия.  Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоуголь ник, квадрат, круг. Периметр прямоугольника, квадрата.

  1. Содержательно-логические задачи и задания, задания на развитие познавательных процессов школьников:

внимания: определение ходов в обычных лабиринтах неслож ного вида и в лабиринтах с гра фическим или арифметическим указанием направления движения к цели, которое задается в форме «письма»; самостоятельное составление «письма» для заданного лабиринта; зрительные дик таты;

воображения: нахождение общего числа одинаковых заданных фигур (объектов) при различном взаимном расположении на рисунке контуров этих объектов;

получение заданной геометрической фигуры из других фи гур (частей фигуры). Составление фигуры (объекта) из опреде ленного условием числа отрезков одинаковой или разной дли ны, преобразование заданной фигуры (объекта) в другую фигу ру, обладающую заданными свойствами;

описание взаимного рас положения нескольких геометрических фигур (одна находится внутри другой полностью, две фигуры пересекаются, имеют одну общую точку, не имеют общих точек);

задания на формирова ние способности понимать математические термины, определя ющие взаимное расположение фигур («расположен(а) внутри...», «расположен(а) вне...», «расположен(а) на...» и др.);

памяти: зрительные и слуховые диктанты. Игры («Запомни математические термины», включающие в себя 5—7 слов; «Це почка слов», содержащая 2—3 тройки связанных по смыслу слов; игра «Повтори-ка!», состоящая не более чем из 10 слов и дру гие) и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания, в том числе и на запоминание осмысленное;

мышления: простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение пред метов с указанием их сходства и различия по заданным призна кам: цвету, размеру, форме, составу, положению на плоскости и т. д., по назначению, по количественным признакам (один, два, больше, меньше, столько же, больше (меньше) на ... и т. д.); простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить су щественные признаки с последующим использованием проведен ного обобщения и выявления закономерности для выполнения задания (продолжить ряд чисел, слов, геометрических фигур и т. д.); классификация предметов, чисел, фигур, выражений по заданному признаку; несложные логические задания на установ ление отношений, на поиск недостающей фигуры с нахождени ем 1—3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск призна ка отличия одной группы фигур от другой; элементарные ком бинаторные задачи, решаемые практическим перебором элемен тов в рациональной последовательности с использованием пред метов, моделей геометрических фигур, предметных картинок и т. д.

Нестандартные и нетрадиционные задания (по форме представ ления и по содержанию) для отработки программных знаний и умений: на усвоение нумерации чисел от 1 до 20, их сравне ние, усвоение состава чисел в пределах 10, на отработку навы ков табличного сложения чисел первого десятка.

  1. Работа с компьютером

Экскурсия в класс-кабинет, оснащенный компьютерами. Знакомство с компьютером. Назначение компьютера, его возможности.

Отработка на компьютерах навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 с использованием программ-тренажеров по этому разделу.

Знакомство с графическими возможностями компьютера.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

1 класс (33часа)

п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Подготовка к изучению чисел (5 ч)

1-2.

Счёт предметов. Математические игры

2

3-4.

Сравнение предметов.  Знакомство с компьютером

2

5.

Пространственные представления. Лабиринт

1

Числа от 1 до10

Нумерация (2 ч)

6.

Сравнение чисел. Число 0

1

7.

Состав числа.  Математические игры

1

Числа от 1 до10

Сложение и вычитание (12 ч)

8-9.

Сложение и вычитание в пределах 10.

Отработка на компьютере навыков сложения, вычитания чисел с использованием программ-тренажеров

2

10.

Переместительное свойство сло жения. Математические игры  

1

11-12.

Простые задачи на нахождение суммы и остат ка

2

13.

Составление текстовых задач

1

14.

Логические упражнения

1

15.

Сложение и вычитание. Математический диктант

1

16-17.

Геометрический материал: точка, линии, отрезок. Знакомство с  графическими возможностями  компьютера

2

18.

Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоуголь ник, квадрат, круг

1

19.

Многоугольник

1

Числа от 1 до 20

Нумерация (2 ч)

20.

Строение чисел второго десятка.

1

21.

Отработка на компьютере навыков сложения и вычитания чисел  с использованием программ-тренажеров

1

Числа от 1 до20

Сложение и вычитание (9 ч)

22.

Сложение и вычитание в пределах 20. Зрительный дик тант

1

23.

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания

1

24.

Задания тестового характера

1

25.

Занимательные квадраты

1

26.

Вопросы и задачи на развитие воображения

1

27.

Задачи в 2 действия

1

28.

Величины

1

29.

Задачи повышенной трудности. Олимпиадные задания

1

30.

Применение букв для записи чисел

1

Итоговое повторение. Проверка знаний. (3 ч)

31.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

1

32.

Экспресс-проверка знаний с использованием компьютера

1

33.

Игровое занятие « Урок математики в лесной школе»

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II класс (68 ч)

  1. Арифметический материал

1. Числа от 1 до 100: нумерация чисел, сравнение чисел, сло жение и вычитание чисел. Проверка сложения и вычитания. Правила о порядке выполнения действий в числовом выражении.

Умножение и деление: смысл действий умножения и деления; умножение и деление на 2 и на 3.

2. Задачи на сложение и вычитание; задачи раскрывающие смысл действий умножения и деления.

  1. Алгебраический материал

Запись сочетательного свойства сложения с помощью букв. Запись переместительного свойства умножения с помощью букв.

  1.  Геометрический материал

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Длина ломаной. Углы  прямые и непрямые. Прямоугольник, квадрат. Периметр прямоугольника.

  1.  Содержательно-логические задачи и задания, задания на развитие познавательных процессов школьников:

внимания: зрительные дик танты с изображением различных предметов (6—8), с изображе нием чисел, математических выражений, геометрических фигур и их комбинаций, с арифметическими примерами и т. д.; математические игры, загадки; занимательные вопросы и задачи;

воображения: задания, аналогичные соответствующим заданиям, перечисленным в I классе, однако их содержание и спосо бы выполнения усложняются; упражнения на формирование способов действий по построению и преобразованию геометрических фигур: на вычерчивание простейших уникурсальных фигур (не отрывая карандаша от бумаги и не про водя одну и ту же линию дважды, начерти такие-то фигуры); на определение на глаз размера фигуры (выбери ту из предло женных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т. п.); на выбор недостающей части из множества предложен ных частей (не менее 6) для получения целого; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию;

памяти: игры, описанные в программе того же раздела I клас са («Запомни математические термины», «Цепочка слов», «Пов тори-ка!» с увеличенным числом слов, терминов, троек слов и т. д.);

мышления: задания с лишними, с недостающими данными, с нетрадиционно поставленными вопро сами и др.; упражнения на сравнение (указание сходства и различия) групп чисел, задач, фигур, числовых выражений; задания, требующие составления всех возможных вариантов решения, их сравнение, выбор рационального; комбинаторные задачи; логи ческие задачи, требующие рассуждений.

Нестандартные и нетрадиционные задания, направленные на углубленное изучение программного материала: на усвоение ну мерации чисел в пределах 100, их сравнение, На отработку при емов устных и письменных вычислений (сложения и вычита ния) — арифметические ребусы и головоломки, угадывание за думанного числа, игры: «Кто первый скажет 100?», «Взять спич ки последним», «Числовой кроссворд» и др.

  1. Работа с компьютером

Отработка на компьютерах навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 с использованием программ-тренажеров по этому разделу.

Знакомство с графическими возможностями компьютера: построение углов, ломаной и т.д.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

2 класс (68 часов)

п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Числа от 1 до100

Нумерация (4 ч)

1-2.

Числа от 1 до100. Нумерация

2

3-4.

Числа от 1 до100.

Математические игры

2

Числа от 1 до100

Сложение и вычитание (35 ч)

5.

Сложение и вычитание в пределах 100.

1

6.

Отработка на компьютере навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 с использованием программ-тренажеров

1

7-8.

Арифметические ребусы и головоломки

2

9-10.

Единицы времени. Практическая работа

2

11-13.

Задачи на разностное сравнение

3

14-15.

Измерение отрезков. Длина ломаной

2

16-18.

Порядок действий

3

19-20.

Свойства сложения

2

21-22.

Простые  задачи  разных типов. Задачи-ловушки

2

23-24.

Логические упражнения

2

25-26.

Составные  задачи  разных типов

2

27-28.

Задания тестового характера

2

29-31.

Геометрический материал: углы  прямые и непрямые. Использование  графических   возможностей компьютера

3

32-33.

Периметр прямоугольника, квадрата. Преобразование геометрических фигур

2

34-35.

Задачи-смекалки

2

36-39.

Письменное сложение и вычитание

4

Числа от 1 до100

Умножение и деление (18 ч)

40-41.

Умножение.

2

42-43

Отработка на компьютере навыков умножения

с использованием  программ-тренажеров

2

44-46.

Вопросы и задачи на развитие воображения

3

47-49.

Величины

3

50-51.

Деление.

2

52.

Умножение и деление. Зрительный  дик тант

1

53-54.

Решение уравнений

2

55-57.

Олимпиадные задания

3

Числа от 1 до100

Табличное умножение и деление (4 ч)

58-59.

Табличное умножение и деление

2

60.

Табличное умножение и деление. Лабиринты

1

61.

Табличное умножение и деление. Работа на вычислительной машине

1

Итоговое повторение. Проверка знаний (7 ч)

62-63.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

2

64.

Проверка знаний с использованием компьютера. Математические тесты

1

65-67.

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

3

68.

Конкурс-игра «Знаток математики»

1

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

2 класс (34 часа)

п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Числа от 1 до100

Нумерация (2 ч)

1.

Числа от 1 до100. Нумерация

1

2.

Числа от 1 до100.

Математические игры

1

Числа от 1 до100

Сложение и вычитание (24 ч)

3.

Сложение и вычитание в пределах 100.

1

4.

Отработка на компьютере навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 с использованием программ-тренажеров

1

5.

Арифметические ребусы и головоломки

1

6.

Единицы времени. Практическая работа

1

7.

Задачи на разностное сравнение

1

8.

Измерение отрезков. Длина ломаной

1

9.

Порядок действий

1

10.

Свойства сложения

1

11.

Простые  задачи  разных типов. Задачи-ловушки

1

12.

Логические упражнения

1

13.

Составные  задачи  разных типов

1

14.

Задания тестового характера

1

15.

Геометрический материал: углы  прямые и непрямые. Использование  графических   возможностей компьютера

1

16.

Периметр прямоугольника, квадрата. Преобразование геометрических фигур

1

17.

Задачи-смекалки

1

18.

Письменное сложение и вычитание

1

Числа от 1 до100

Умножение и деление (18 ч)

19.

Умножение.

1

20.

Отработка на компьютере навыков умножения

с использованием  программ-тренажеров

1

21.

Вопросы и задачи на развитие воображения

1

22.

Величины

1

23.

Деление.

1

24.

Умножение и деление. Зрительный  дик тант

1

25.

Решение уравнений

1

26.

Олимпиадные задания

1

Числа от 1 до100

Табличное умножение и деление (3 ч)

27.

Табличное умножение и деление

1

28.

Табличное умножение и деление. Лабиринты

1

29.

Табличное умножение и деление. Работа на вычислительной машине

1

Итоговое повторение. Проверка знаний (5 ч)

30.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

1

31.

Проверка знаний с использованием компьютера. Математические тесты

1

32.

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

2

33.

Конкурс-игра «Знаток математики»

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

III класс (68 ч)

  1. Арифметический материал

1. Умножение и деление чисел в пределах 100; табличное и внетабличное умножение и деление; деление с остатком. Особые случаи умножения и деления. Взаимосвязь и взаимопроверка действий умножения и деления. Порядок выполнения действий в числовом выражении.

Числа от 1 до 1000: нумерация чисел, приемы устных вычислений, письменное сложение и вычитание чисел, умножение и деление на однозначное число.

Сравнение чисел.

  1. Простые и составные задачи. Составление текстовых задач.
  1. Алгебраический материал

Запись свойств арифметических действий и особых случаев с помощью букв; нахождение значений выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях вхо дящих в них букв; решение уравнений.

  1.  Геометрический материал

Обозначение буквами геометрических фигур.  Круг, окружность. Виды треугольников.

Периметр многоугольника.

Площадь прямоугольника. Единицы площади.  

Единицы массы: килограмм, грамм.

Единицы измерения времени: сутки, месяц, год, час, минута, соотношения между единицами измерения времени.

  1. Содержательно-логические задачи и задания, задания на развитие познавательных процессов школьников:

на проведение анализа и выделение главных, существенных свойств и признаков математических отношений, построений, высказываний;

на классификацию математических понятий, геометрических фигур, установление связи и отношения между родовыми и видовыми понятиями;

на выявление закономерности с целью ее использования для выполнения задания; решение логических задач, требующих построения цепочки логичных рассуждений; логическое обоснование предполагаемого результата; отыскание логических ошибок в приводимых рассуждениях; построение простейших умозаклю чений, их проверка, уточнение;

на приведение контрпримеров, на построение простейших доказательств.

Нестандартные и нетрадиционные задания на отработку знаний программного материала: усвоение табличного умножения и деле ния, внетабличного умножения и деления, деления с остатком, нумерации чисел в пределах 1000, умение сравнивать трехзначные числа, выполнять устные и письменные вычисления с ними.

  1. Работа с компьютером

Отработка навыков табличного умножения и деления, внетаб личного умножения и  деления, деления с остатком. Решение текстовых задач.

Использование  графических   возможностей компьютера: построение прямоугольника (квадрата),  круга, окружности, треугольников разных видов.

Решение задач геометричес кого содержания, например деление заданного прямоугольника на два одинаковых прямоугольника.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

3 класс (68 часов)

п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Числа от 1 до100

Сложение и вычитание (18 ч)

1-2.

Сложение и вычитание в пределах 100.

Познавательные игры

2

3-4.

Решение уравнений

2

5-6.

Отработка на компьютере навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 с использованием программ-тренажеров

2

7-8.

Задачи на сложение и вычитание в пределах

100

2

9-10.

Обозначение буквами геометрических фигур  

2

11-12.

Занимательные арифметические задачи

2

13-14.

Порядок выполнения действий в числовом выражении

2

15-16.

Простые  задачи  разных типов. Математический диктант

2

17-18.

Задания тестового характера

2

Числа от 1 до100

Табличное умножение и деление (23 ч)

19-22.

Табличное умножение и деление 

4

23-24.

Работа с компьютером. Отработка навыков табличного умножения и деления

2

25-27.

Задачи разных типов на табличное умножение

3

28-30.

Площадь прямоугольника. Единицы площади  

3

31-32.

Круг, окружность

2

33-34.

Геометрический материал: круг, окружность,

прямоугольник.

Использование  графических   возможностей

компьютера.

2

35-36.

Задачи на сообразительность

2

37-38.

Единицы времени. Задания практической направленности

2

39-40.

Задачи с косвенными данными

2

41.

Магические квадраты

1

Числа от 1 до100

Внетабличное умножение и деление (6 ч)

42-44.

Внетабличное  умножение и деление

3

45.

Работа с компьютером. Отработка навыков внетабличного умножения и деления

1

46.

Деление с остатком

1

47.

Задачи на деление с остатком

1

Числа от 1 до1000

Сложение и вычитание (4 ч)

48.

Числа от 1 до 1000.Нумерация

1

49.

Числа от 1 до 1000. Приемы устных вычислений. Работа с компьютером

1

50.

Числа от 1 до 1000. Письменное сложение и вычитание чисел

1

51.

Логические задачи. Подготовка к  «Неделе науки»

1

Числа от 1 до1000

Умножение и деление (11 ч)

52.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. Приемы устных вычислений

1

53.

Числа от 1 до 1000. Отработка на компьютере навыков умножения и деления с использованием программ-тренажеров

1

54-55.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление на однозначное число. Приемы письменных вычислений.

2

56.

Составные  задачи  разных типов

1

57.

Периметр многоугольника

1

58.

Работа с компьютером. Решение задач геометричес кого содержания

1

59.

Выражения с двумя переменными. Числовые и буквенные ребусы

1

60.

Единицы массы. Практическая работа

1

61.

Виды треугольников

1

62.

Задачи в несколько действий разных типов

1

Итоговое повторение. Проверка знаний (6 ч)

63.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

1

64.

Тесты. Экспресс-проверка знаний с использованием компьютера

1

65.

Геометрические  олимпиадные задания

1

66-67.

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

2

68.

Игра-конкурс «Смекалка»

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

IV класс (68 ч)

  1. Арифметический материал
  1. Числа от 1 до 1000 000: нумерация чисел, арифметические действия в пределах 1000 000 (сложение, вычитание; умножение и деление многозначного числа на двузначное (трехзначное) чис ло).
  2. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения и их использование для рационализации вычислений.
  3. Способы проверки сложения и вычитания, умножения и деления.
  4. Задачи  в 2 - 4 действия. Текстовые задачи на нахождение четвертого пропорциональ ного, на нахождение неизвестного по двум разностям; задачи на одновременное движение в противоположных направлениях и навстречу друг другу и др.

Составление текстовых задач.

  1. Арифметические действия с величинами.
  1. Алгебраический материал

Решение уравнений вида  х + 412= 765 + 28, 360 : х = 630 : 7 .

Алгебраическая формула периметра прямоугольника (квадрата), алгебраическая формула площади прямоугольника (квадрата).

  1.   Геометрический материал

1.        Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный миллиметр, ар, гектар. Соотношения между единицами площади.

Нахождение площади прямоугольника (квадрата), нахождение стороны прямоугольника по заданной площади и длине сторо ны.

  1. Таблицы измерения изученных величин (длины, массы, площади, времени).
  2. Луч. Угол. Виды треугольников. Диагонали прямоугольника.
  3. Решение задач геометричес кого содержания.
  1.  Содержательно-логические задачи и задания, задания на
    развитие познавательных процессов школьников.

Сохраняется акцент на развитие мышления учащихся при од новременном внимании к развитию всех познавательных процес сов на более сложном материале:    задания на выявление зако номерностей на основе наблюдений, анализа, сравнения с по следующим использованием подмеченной закономерности для выполнения упражнения; прямое и косвенное применение изу ченных свойств (правил), требующее определенной сообразитель ности, например: «Можно ли сказать, не вычисляя, будет ли одинаковым значение следующих выражений: (4+6) +16, (4+16)+6, (6+16)+4? Ответ обоснуйте»; на выявление причин но-следственных связей, требующих четкого оформления выска зываемых мыслей в математических терминах; на построение це почки взаимозависимых и взаимосвязанных логичных рассуж дений при решении задач, например: «На аэродроме было 5 са молетов и 7 вертолетов. 6 авиамашин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздух поднялся: а) хотя бы один вертолет; б) хотя бы один самолет? Ответ обоснуйте»; задания на распознавание плоскостных геометрических фигур в объем ных телах и объектах; элементарные комбинаторные задачи, ре шаемые без формул комбинаторики, но несколько усложненные по сравнению с задачами, предлагаемыми в предыдущих годах обучения; задания на построение бордюров, восстановление части паркета и др.

  1.  Работа с компьютером        

Отработка алгоритмов письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число; отра ботка умений применять правила о порядке выполнения дейст вий в числовом выражении.

Решение текстовых задач. Решение задач геометричес кого содержания.

Использование  графических   возможностей компьютера: диагонали прямоугольника (квадрата),  треугольники разных видов.

Создание  презентаций (математических тестов).

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

4 класс (68 часов)

п/п

Содержание

Количество часов

Дата

Числа от 1 до1000

Повторение (5 ч)

1.

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Головоломки с числами

1

2.

Отработка на компьютере навыков сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с использованием программ-тренажеров

1

3.

Задачи в стихах

1

4-5.

Приемы письменного умножения  и деления трехзначных чисел на однозначные

2

Числа, которые больше 1000

Нумерация (2 ч)

6.

Нумерация больше 1000. Числа-великаны

1

7

Отработка на компьютере навыков сравнения чисел

в пределах 1000 000  с использованием программ-тренажеров

1

Величины (5 ч)

8.

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Ар. Гектар

1

9.

Единицы массы. Тонна. Центнер

1

10.

Единицы времени. Секунда.  Век                                        

1

11.

Арифметические действия с величинами

1

12.

Деловая игра. Величины

1

Числа, которые больше 1000

Сложение и вычитание (5 ч)

13-14.

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

2

15.

Логические задачи

1

16.

Использование  графических   возможностей

компьютера. Луч. Диагонали  прямоугольника (квадрата)

1

17.

Числовые ребусы и кроссворды. Выпуск газеты «Кенгуру»

1

Умножение и деление (43 ч)

18-19.

Умножение на 0 и 1. Логические упражнения

2

20-21.

Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число

2

22-23.

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число

2

24-25.

Работа с компьютером. Отработка алгоритмов письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное число

2

26.

Задачи-смекалки. Подготовка к  «Неделе математики»

1

27-28.

Решение уравнений

2

29-30.

Составление задач на деление, умножение и сравнение

2

31-32.

Работа с компьютером. Решение задач  с

использованием  программ-тренажеров

2

33.

Игра «Слабое звено»

1

34-35.

Задачи на движение

2

36.

Головоломки с предметами

1

37.

Работа с компьютером. Построение прямоугольного треугольника, прямоугольника

1

38-39.

Алгебраическая формула периметра прямоугольника (квадрата), алгебраическая формула площади прямоугольника (квадрата)

2

40-41.

Письменное умножение  и деление на числа, оканчивающиеся нулями

2

42-43.

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения и их использование для рационализации вычислений

2

44-45.

Работа с компьютером. Отра ботка умений применять правила о порядке выполнения дейст вий в числовом выражении

2

46.

Магические квадраты

1

47.

Деление с остатком на 10,100,1000

1

48.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1

49.

Составление задач на движение

1

50-51.

Письменное умножение на двузначное число

2

52-53.

Письменное умножение на трехзначное число

2

54-55.

Письменное деление на двузначное  и трехзначное число

2

56-57.

Работа с компьютером. Отработка алгоритмов письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число

2

58.

Задачи на концентрацию

1

59.

Задачи повышенной трудности

1

60.

Работа с компьютером. Геометрические задачи

1

Итоговое повторение. Проверка знаний (8 ч)

61-62.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились»

2

63-64.

Работа с компьютером. Создание  презентаций (математических тестов)

2

65.

Олимпиада

1

66-67.

Решение задач международного математического конкурса-игры «Кенгуру»

2

68.

Математический КВН

1

Материально-техническое обеспечение

  1. Комплекты карточек с числами:
  1. 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
  2. 10, 20, 30, 40, … , 90;
  3. 100, 200, 300, 400, … , 900.
  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.
  2. Электронные издания для младших школьников к урокам математики: М.И. Моро и др. «Электронное учебное пособие» (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс); «Математика

и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

  1. Игра «Математическое домино».
  2. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  3. Набор «Геометрические тела».
  4. Таблицы к  урокам математики: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление», « Единицы массы»  и др.
  5. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»:

запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

  1. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М.: Знаток, 2009.

Литература для учителя

  1. Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2015. — №1.2.
  2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
  3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
  1. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
  2. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск.: Фирма «Вуал», 1993.
  3. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
  4. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий  мир»: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.
  6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
  7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
  2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
  3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
  5. http://puzzle-ru.blogspot.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"

Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп" разработана для учащихся 1-4 классов.Состоит из четырёх частей: 1 год - театр на фланелеграфе, 2 год - театр на картоне,3 год - театр игр...

Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий,  список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальный калейдоскоп»

Рабочую программу внеурочной деятельности  по общекультурному направлению "Музыкальный калейдоскоп" может использовать учитель начальных классов,  учитель музыки, который любит музыку, владе...

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп"

 Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп" предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы,  срок реализации 4 года.   Деятельность творческого объеди...

Программа курса внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"

Содержание программы «Музыкальный калейдоскоп» предполагает: определённую музыкально-образовательную цель; сочетание индивидуальных и групповых форм музыкально-сценической деятельности; наличие сюжета...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный калейдоскоп»

Данная рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 2 года (для 2-ого и 3-его классов)  на 34 часа в год , используется во внеурочной деятельности.  Проблема формирования правильн...