Открытый урок по математике УМК «Перспектива» в 1-б классе на тему: «Задачи в два действия»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

 Потапова Инна Николаевна

Конспект открытого  урока  и самоанализа по математике по УМК «Перспектива» (ФГОС) в 1-б классе на тему: «Задачи в два действия», на котором обучающиеся познакомятся с задачами в два действия и алгоритмом их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 7»

Семинар «Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС»

Открытый урок по математике УМК «Перспектива» в 1-б классе на тему:

«Задачи в два действия»

Конспект составила:

учитель начальных классов

высшей кв. категории

Потапова Инна Николаевна

12 марта 2015 год

Тема: задачи в два действия.

Тип: урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель: познакомить с задачами в два действия, научить решать такие задачи, используя алгоритм рассуждений, отрабатывать приемы сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел первого десятка, прививать интерес к математике.

Задачи:

-создавать условия для постоянного сопоставления простых и составных задач для сознательного их решения.

-развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи в одно и два действия на сложение и вычитание. Уметь действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Метапредметные:

осмысление математических действий и величин, освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами, осознание математических составляющих окружающего мира.

Личностные:

- знать и применять в общении правила вежливого обращения, уметь отвечать на поставленный вопрос. 

Межпредметные связи:

технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы выражения одной и той же мысли).

Ресурсы урока:

Учебник «Математика 1 класс» ч. 2, рабочая тетрадь № 2, методическое пособие, CD «Математика 1 класс», интерактивная доска, маркерная доска, система голосования Response.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Время

1.

Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальные карточки

 Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания!

А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны!

Пожелаем друг другу успеха!

Здороваются с гостями

Садятся за парты

Картинки смайликов

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Перед тем, как начать работать, вспомним составные части задачи.

Работу начнем с устного счета.

Приготовьте математический набор.

1. В одном аквариуме 6 рыбок, а в другом 4 рыбки. На сколько рыбок в одном аквариуме меньше, чем в другом?

Выложите решение задачи.

Каким действием решали? Почему?

Назовите ответ задачи.

2.В одном аквариуме 6 рыбок, а в другом на 2 рыбки меньше. Сколько рыбок во втором аквариуме?

Что значит на 2 меньше?

Каким действием решали?

Оцените свою работу на устном счете.

А для вас у меня есть ещё одна задача. Справитесь?

3.В одном аквариуме 6 рыбок, а в другом на 2 рыбки меньше. Сколько рыбок в двух аквариумах?

Как решали? Почему мнения разошлись?

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

6 – 4 = 2 (р.)

Вычитанием

Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Ответ. На 2 рыбки меньше.

6 – 2 = 4 (р.)

Это столько же, но без 2.

Вычитанием.

смайл

????

На магнитной доске карточки

У В Р О

Условие –схема к первой задаче.

3.

Выявление причины и места затруднения

Почему возникло затруднение?

А что не знаем?

А какой вопрос стоит в задаче?

А сколько действий будет в задаче?

Не можем сразу ответить на вопрос задачи.

Сколько рыб во втором аквариуме

Сколько рыб в 2-х аквариумах?

2

Схема-модель

1) ?

2) ?

4.

Постановка учебной задачи.

Чему же будем учиться на уроке? Какую цель поставим?

Назовите тему урока.

Будем учиться решать новые задачи, в которых 2 действия

5.

Построение проекта выхода из затруднения.

Поможет нам решить эту задачу алгоритм. Это план решения задачи, которым мы будем пользоваться.

1.Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Чего мы не знаем?

2.Что про него сказано в задаче? Что значит на 2 меньше?

Как мы это узнаем?

Каким действием? Почему?

  1. 6-2 = 4 (р.)

3.Что узнаем потом?

Сколько рыбок в 1-ом аквариуме?

А во втором?

А в двух аквариумах?

Как мы это узнали?

Каким действием?

4. Ответили мы на вопрос задачи?

Сколько нужно действий, чтобы ответить на вопрос задачи?

Какое первое действие?

Какое второе действие?

Посмотрите на схему.

На пути к главному вопросу может возникнуть маленький вопроси пока мы не ответим на него мы не сможем ответить на главный вопрос задачи!

Что записали?

1)6 – 2 = 4 (р.)

2)6 + 4 = 10 (р.)

Чего не хватает?

Ответ. Всего 10 рыбок.

Великолепно!

Кто понял? Покажите смайлик.

нет

Сколько рыбок во втором аквариуме.

На 2 рыбки меньше.

Это столько же, но без 2-х.

Вычитанием.

Сказано на 2 меньше

Выкладывают решение на партах

6 – 2 = 4 (р.)

Сколько рыбок в двух аквариумах.

4

2

10

Сложением

6 + 4 = 10

да

два

1)6 – 2 = 4 (р.)

2)6 + 4 = 10 (р.)

1)?

2)?

Решение.

Ответа

1 пункт плана

1)? (маленький вопрос)

Вместо маленького вопроса на слайде появляется решение 1 действия.

Вместо большого вопроса появляется решение 2 действия.

6.

Физкультминутка

Какое время года сейчас на дворе? Чтобы быстрей растаял снег нужен весенний дождик.

Упражнение «Дождик».

Дождик стихает. Поменяли руки.

Стучат по ладошке одним пальцем, двумя, тремя, четырьмя, пятью.

Меняют руку (5, 4, 3, 2, 1)

7.

Реализация построенного проекта.

Откройте учебник. Страница 40.

Напомните над какой темой сегодня работаем?

Прочитаем объяснение наверху страницы.

Найдите задачу 1. Прочитаем её.

Послушайте ещё раз задачу. Будьте внимательны.

Прочитайте условие.

Вопрос.

Что нужно узнать в задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Чего мы не знаем?

Какой главный вопрос в задаче?

Посмотрите на схему-модель. Сколько действий будет в задаче?

На пути к большому вопросу, встретился маленький-промежуточный. И пока мы на него не ответим, не сможем подойти к главному.

Прочитайте 1 пункт плана.

Сколько было сначала фонариков у Кати?

Положите 4 кружка.

Что она сделала потом?

Что надо нам сделать?

Какое действие выполнили?

Что узнали?

Как?

Выложите решение.

1)4+1= 5(ф.)

Прочитайте 1 действие.

Решили мы задачу? Почему?

Правильно, мы не ответили на главный вопрос задачи!

Что сделала Катя потом?

Что надо сделать с кружками?

Какое действие выполнили?

Сколько осталось?

Как узнали? Выложите.

А теперь мы ответили на главный вопрос задачи?

Назовите ответ.

Проверим.

Мы не сразу решили задачу?

Сколько действий выполнили?

Кому было трудно? А кому легко?

Задачи в два действия.

Читают на стр. 40 объяснение

Читает задачу ученик

Катя сделала из цветной бумаги сначала 4 фонарика, а потом ещё 1. Она подарила 2 фонарика сестре.

Сколько фонариков осталось у Кати?

Сколько фонариков осталось у Кати?

Нет.

Сколько фонариков сделала Катя?

Сколько фонариков осталось у Кати?

2

4

Выкладывают кружки на парте.

Сделала ещё один фонарик.

Добавим один кружок.

Сложение.

Сколько фонариков сделала Катя.

4+1=5

Нет. Вопрос был: сколько фонариков осталось у Кати?

Она подарила 2 фонарика сестре.

Убрать 2.

Сколько фонариков осталось у Кати

Вычитание.

3

5 – 2 = 3

Да

Осталось 3 фонарика.

Мы не знали сколько фонариков сделала Катя.

Два.

Показывают смайлы.

1)?

2)?

Вместо маленького вопроса появляется первое действие.

1)4+1=5 (ф.)

2)?

1)4+1=5(ф.)

2)5-2=3 (ф.)

Диск.

Схема!

1)?

2)?

8.

Физкультминутка

Отдыхают глаза.

Упражнение «Крылья бабочки». Считаем про себя 15 раз.

Зажмурили глаза.  Открыли. Ещё раз.

Поставили палец. Приближаем, удаляем.

Посмотрели в окно.

Моргают глазами.

Приближают палец к переносице, удаляют.

Сначала прямо, потом вправо, влево.

9.

Первичное закрепление во внешней речи.

Откройте рабочие тетради на с. 48, найдите №1.

Прочитаем 1 задачу.

Какое условие?

Вопрос.

Каким действием решается задача?

Почему?

Запишите решение.

Прочитайте ответ.

Сколько действий?

Прочитаем вторую задачу.

Назовите условие.

Вопрос.

Каким действием решается задача? Почему?

Запишите решение.

Прочитайте ответ.

Сколько действий выполнили?

Найдите № 2. Прочитайте.

Что не хватает?

Работаем в парах. Дополните условие. Используйте данные предыдущих задач.

Прочитайте полученную задачу.

Все согласны?

Оцените свою работу.

У девочки было 7 тетрадей, Она отдала брату 2 тетради.

Сколько тетрадей осталось у девочки?

Вычитанием.

Отдала, значит стало меньше.

7-2=5

5 тетрадей.

Одно.

У девочки было 5 тетрадей. Она купила ещё 3 тетради.

Сколько тетрадей стало у девочки?

Сложением.

Купила, значит стало больше.

5+3=8

8 тетрадей.

Одно.

Чисел.

У девочки было 7 тетрадей. Сначала она отдала брату 2 тетради, а потом купила ещё 3 тетради. Сколько тетрадей стало у девочки?

Показывают смайлы.

10.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы получили составную задачу.

Выберите правильное решение к этой задаче.

А) 1) 7-2= 5(т.)

    2) 5+3 = 8(т.)

В) 7 – 2 =5 (т.)

С) 1) 7 – 2 = 5 (т.)

     2) 5 – 3 = 2 (т.)

D) 7 – 3 = 4 (т.)

Возьмите пульты.

Проголосуйте.

Какой ответ правильный?

Почему?

Сколько действий в задаче?

Назовите ответ.

Оцените работу. Поднимите смайлы.

Два.

А

8 тетрадей.

11.

Рефлексия

Какую цель ставили на уроке?

Достигли цели?

Кто правильно ответил?

Оцените смайликом, как для вас прошел сегодняшний урок.

Урок закончен! Спасибо!

Научиться решать задачи в два действия.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 1-б классе

Учитель:  Потапова Инна Николаевна,

высшей квалификационной категории.

  1. Тип урока: открытие новых знаний.
  2. Тема урока: «Задачи в два действия»
  3. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель: познакомить с задачами в два действия, научить решать такие задачи, используя алгоритм рассуждений, отрабатывать приемы сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел первого десятка, прививать интерес к математике.

4. Задачи:

-создавать условия для постоянного сопоставления простых и составных задач для сознательного их решения.

-развивать умение решать составные задачи.

  1. Планируемые результаты:

Предметные:

устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи в одно и два действия на сложение и вычитание. Уметь действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Метапредметные:

осмысление математических действий и величин, освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами, осознание математических составляющих окружающего мира.

Личностные:

- знать и применять в общении правила вежливого обращения, уметь отвечать на поставленный вопрос. 

  1. Межпредметные связи:

технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы выражения одной и той же мысли).

  1. Ресурсы урока:

Учебник «Математика 1 класс» ч. 2, рабочая тетрадь № 2, методическое пособие, CD «Математика 1 класс», интерактивная доска, маркерная доска, система голосования Response.

  1. 1 этап урока: самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности.

На данном этапе создавала условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность, активизировала деятельность обучающихся при помощи установки на положительный результат, установила тематические рамки учебной деятельности (могу!).

УУД: Самоопроеделение к деятельности – (Личностные);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (Познавательные);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(Коммуникативные)

     9. 2 этап урока: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в        пробном   действии.

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних  потребностей к построению нового способа действий.

Активизировала все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставили задания на применение нового знания.

Деятельность обучающихся: воспроизводили и фиксируовали ЗУНы достаточные для построения нового способа действий. Актуализировали новое пробное учебное  действие. Пытались выполнить самостоятельно задания  на применение нового знания  запланированные для  изучения на данном уроке. Затруднения фиксировали в громкой речи при выполнении пробного действия.

УУД: мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой информации – П;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

10. 3 этап: выявление причины и места затруднения.

Цель: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

На данном этапе организовала выявление учащимися  причин затруднения.

11. 4 этап: постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Деятельность обучающихся: формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения(чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

УУД: -Самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информации -П.

12. 5 этап: построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Выступала в роли организатора. Фиксировала новый способ действия(алгоритм) на доске

Следила за хронометрией урока.

Деятельность обучающихся:  на основе выбранного учащимися метода они  выдвигали гипотезы,  используя схемы, применяя новый способ действий  к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

УУД: - смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

13. 6 этап: реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществлялась реализация построенного проекта: обсуждались различные варианты, предложенные учащимися, и был выбран оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточнялся общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

14. 7 этап: первичное закрепление во внешней речи.

Цель: усвоить учащимися новый способ действия.

Обращала внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

Деятельность обучающихся: решали несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривали  вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства).

УУД: Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

15. 8 этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Организовывала  самостоятельную работу на новый способ  действия (формы любые),  самопроверку учебных  решений по эталону. Создавала (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляла возможность  выявления причин ошибок и их устранения(индивидуальная коррекционная деятельность)

Деятельность обучающихся: учащиеся пошагово проверяли свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксировали положительные результаты своих действий (знаково: +,-  и др.).Оценивали свои результаты в освоении нового способа  действия.

УУД: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

16. 9 этап: рефлексия.

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Организовала рефлексию ( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Деятельность обучающихся: соотнесли цель и результат учебной деятельности

Фиксировали степень соответствия. Наметили  цели дальнейшей деятельности.

УУД: Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Т.о. системно - деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. И он нам поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться. СДП нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс деятельностным, креативным – прямая обязанность учителя!

 

Учителя! Как огонёк в пути!

Какое ж нужно пламенное сердце,

Чтоб детям свет нести,

Чтоб след его вовек не мог стереться!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 – 4 = 2 (р.) Ответ. На 2 рыбки меньше. 6 рыбок 4 рыбки На ? р ыбок меньше

Слайд 2

6 рыбок ?, на 2 р. меньше 6 -2 = 4 (р.) Ответ 4 рыбки.

Слайд 3

6 рыбок ?, на 2 р. меньше ? ? ? Схема-модель

Слайд 4

6 рыбок 6 - 2 = 4 (р.) 6 +4 = 10 (р.) Ответ. Всего 10 рыбок. ?, на 2 р. меньше ? ? ? Схема-модель

Слайд 5

Схема-модель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоанализ урока м атематики в 1-б классе по теме: «Задачи в два действия» 1 2 3 5 6 4

Слайд 2

Урок ОНЗ 08.06.2017 2

Слайд 3

Планируемые результаты 08.06.2017 3

Слайд 4

Структура урока ОНЗ 08.06.2017 4

Слайд 5

08.06.2017 5

Слайд 6

08.06.2017 6

Слайд 7

Системно- деятельностный подход 08.06.2017 7



Предварительный просмотр:

Схема-модель

  1.  ?
  2.  ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Интегрированный (математика + окруж.мир+технология) в 1 классе по программе "Школа России"

Интегрированный (математика + окруж.мир+технология) в 1 классе по программе "Школа России"...

Конструкт урока математики в 3 классе по теме "Задачи в 3 действия"

Данный конструкт урока математики в 3 классе разработан мною в соответствии с ФГОС. Это урок получения новых знаний, он направлен на формирование различных УУД. Урок решает задачи формирования вычисли...

Урок по математике по программе "Гармония" во 2 классе по теме "Подготовка к контрольной работе. Решение задач.Построение схем"

Этот урок разработан с целью  поэтапной подготовки детей к выполнению контрольной работы по разным уровням сложности. Дети решают задачи с помощью построения схем, начиная с легкого уровня сложно...

Сетевой учебно-методический и информационный комплекс по математике в 1 классе по теме “ЗАДАЧИ В ДВА ДЕЙСТВИЯ»

Образование в нашу эпоху должно соответствовать духу времени. Сегодня очень многое зависит от качества образования, от умения мыслить нестандартно. Актуальным становится интернет-обучение в контексте ...

Открытый урок по математике 4 кл."Развитие навыка осознанного чтения при решении задач"

конспект открытого урока по математике 4 класс " Развитие навыка осознанного чтения при  решении задач"...

Урок математики в 1 классе по теме "Задачи в два действия" УМК "Перспектива"

Урок математики построен в  игровой форме с использованием детских песенок, стихов, скороговорок . Данный урок по теме "Задачи в два действия" позволяет детям научиться  моделирова...