Учебная стратегия «Трансформер» как эффективный способ конструирования урока математики в начальной школе. Урок одной задачи.
учебно-методический материал по математике (2, 3, 4 класс) по теме

Хапугина Татьяна Владимировна

Данная стратегия поможет организовать работу с любой текстовой задачей на этапе закрепления знаний. Возможность конструировать, подстраивать урок под определённый вид задач, иными словами трансформировать его, дала название стратегии. Её использование на уроке математики помогает учащимся глубже окунуться в задачу, осознанно освоить способы её решения, учит общаться с коллективом, развивает самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_transformer.pptx1.43 МБ
Файл uchebnaya_strategiya_transformer.docx33.7 КБ
Файл materialy_dlya_uroka.rar459.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа» Учебная стратегия «Трансформер» как эффективный способ конструирования урока математики в начальной школе. Урок одной задачи. Учитель начальных классов: Хапугина Т.В.

Слайд 2

Актуальность вопроса Постановка и решение задач составляет мышление человека. Умение решать задачи – важнейшее познавательное УУД. Текстовая задача в начальной школе – основа формирования знаний, необходимых для решения жизненных проблемных ситуаций. Большие трудности при решении задач у учащихся начальной, средней и старшей школы. Ограниченные возможности урока для применения нетрадиционных форм и методов работы над задачей. Умение решать задачи повышает интерес к математике в целом. Вывод: необходимо разрабатывать и применять на уроке математики новые технологии работы над текстовой задачей.

Слайд 3

Технология РКМЧП (общепедагогическая, надпредметная , интерактивная) Учебная стратегия «Трансформер » Учебная стратегия « Шесть шляп критического мышления»

Слайд 4

Цели стратегии «Трансформер »: - создание условий для развития логического, аналитического мышления при решении текстовых задач; - воспитание интереса к урокам математики и науке математике в целом; - стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации . Учебная стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определённой последовательности и направленных на достижение определённых ориентиров (целей). И.О. Загашев

Слайд 5

Форма организации: статичные группы. Групповая форма работы : – позволяет уплотнять время урока; – создаёт ситуации взаимообучения учащихся; – существенно влияет на развитие личности.

Слайд 6

В основе стратегии «Трансформер» лежит цикл, состоящий из 3-х этапов: группирование ( этап деления на группы с отработкой вычислительных навыков); 2. осмысление ( этап взаимодействия на основе текста задачи и соответствующих группам заданий); 3. отчёт ( этап представления группами своих работ, сведение их воедино и оценивания).

Слайд 7

Текстовая задача – это описание реальной ситуации из жизни, в которой есть числовые характеристики, с помощью которых надо найти неизвестную величину. Текстовая задача условие требование ( вопрос) Этапы работы над текстовой задачей : 1. Ознакомление с содержанием задачи; 2. Поиск решения задачи; 3. Выполнение решения задачи; 4. Проверка решения задачи.

Слайд 8

Понятия : условие , вопрос, решение, ответ и проверка. «Группирование » « Практики», « Конструкторы моделей», « Аналитики», « Исследователи», « Контролёры». Формируются 5 команд:

Слайд 9

«Осмысление» «Практики » - группе нужно не только решить задачу, но и представить, показать, проиграть жизненную ситуацию, которая описана в задаче. «Конструкторы моделей » - группа должна выполнить краткую запись условия задачи всеми возможными способами, а затем решить её.

Слайд 10

«Осмысление» «Аналитики » - группе даются разнообразные задания к решению задачи в зависимости от её типа: решить задачу разными способами; записать решение задачи по действиям с пояснениями и выражением; выбрать равенство, являющееся решением задачи; дописать пояснения к готовому решению; соотнести пояснения с решением; найти решения, которые не имеют смысла или не подходят к данной задаче .

Слайд 11

«Осмысление» «Исследователи » - группа должна провести исследование другого решения и подумать, как надо изменить текст задачи в соответствии с новым решением. «Контролёры » - группа должна сконструировать задачу, обратную данной, и план её решения, заменяя недостающий ответ пробелом или латинской буквой; группа проверяет правильность решения задачи другими группами, подставляя их ответы в свою задачу и решение.

Слайд 12

«Отчёт» Группы выступают в определённом порядке, чтобы не нарушить логику решения задачи: « Практики», «Конструкторы моделей», «Аналитики», «Исследователи», «Контролёры». Оценивание работы групп ведётся по трём направлениям: оценивание правильности решения задачи контролёрами, оценивание другими группами, оценивание учителем, самооценка .

Слайд 13

Учебная стратегия «Трансформер» Достоинства Недостатки формирование умения решать текстовые задачи; приучение учащихся к коллективным методам работы; формирование положительных нравственных качеств личности. трудности комплектования групп; трудности организации работы в группах; возможность разобрать на уроке только одну задачу. Вывод: работу над решением текстовых задач необходимо продолжать и совершенствовать , так как они являются связующим звеном между теоретическим обучением и применением знаний на практике.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Учебная стратегия «Трансформер»

как эффективный способ конструирования урока математики

в начальной школе. Урок одной задачи.


Актуальность рассматриваемого вопроса.

С термином "задача" мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые мы зачастую и называем задачами.Мышление человека, главным образом, состоит из постановки и решения задач.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования»  во главу угла поставлено формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

Важную роль играют задачи в обучении математике. В них заложены большие возможности для повышения общего и математического образования учащихся, развития начал исследовательской работы. Выпускник начальной школы должен владеть обобщёнными способами решения учебных задач, умением осмысленно обрабатывать информацию, анализировать её, выявлять главное, устанавливать взаимосвязи между понятиями, проводить классификацию,  сравнивать, делать обобщения.  Это мыслительные операции, которые включает в себя словесно-логическое мышление. Такой тип мышления должен стать доминирующим к концу начальной школы.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они являются моделями количественной стороны жизненных явлений и необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Однако решение текстовых задач традиционно представляет собой трудность для учащихся, причем это касается не только начальнойшколы, но и среднего и старшего звена.
Сложности при выполнении этого вида учебной деятельности сегодня становятся еще более серьезными и распространенными в связи с возрастающими трудностями в  освоении навыков чтения, понимания и смыслового анализа  текста. Большой проблемой является неумение учащихся находить разные способы решения, действовать в нестандартных ситуациях.

Помочь решить проблему может использование различных эффективных приёмов и методов работы с текстовыми задачами. Но, к сожалению, учителя начальной школы часто  отказываются от нетрадиционных методов работы над задачей в силу трудоёмкости   и ограниченности во времени в рамках 45-минутного урока.  Во главу угла ставится не качество работы, аколичество решённых задач, «натаскивание» учащихся на решение тех или иных видов задач, что влечёт за собой поверхностное отношение к текстам, действия по образцу, неумение выполнять задания с нестандартными формулировками.

Как показывают наблюдения, математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решатьтекстовыезадачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету.

Учебная стратегия «Трансформер».

Как  же организовать работу на уроке, чтобы учащиесяне действовали по шаблону, а творчески, с интересом подходили к процессу решения задач, чтобы этот процесс стал для них не скучным, трудоёмким, а занимательнымзанятием, требующим работы мысли?

На решение этого вопроса нас натолкнула технология РКМЧП, изучением и применением на практике которой мы занимались последние два года. Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, интерактивной, что соответствует современным требованиям ФГОС.

Но эта технология чаще всего применяется на уроках литературного чтения и русского языка. Однако формы и методы, составляющие данную технологию, можно использовать и на уроках математики, только в несколько изменённом виде. Такой отправной точкой для нас стала стратегия «Шесть шляп критического мышления». На её основе мы разработали новую учебную стратегию, которую назвали «Трансформер». Эта стратегия поможет организовать работу с любой текстовой задачей на этапе закрепления знаний. Возможность конструировать, подстраивать урок под определённый вид задач, иными словами трансформировать его, дала название стратегии.Её использование на уроке математики помогает учащимся глубже окунуться в задачу, осознанно освоить способы её решения, учит общаться с коллективом, развивает самостоятельность.

Зачастую на практике ученикам предлагается задача, они знакомятся с ней, вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Но если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся вновь будет испытывать затруднения при её решении. Общепризнанно, что для выработки  у  учащихся  умения  решать  задачи, важна всесторонняя работа над одной задачей. Такая работа и заложена в основу стратегии «Трансформер».

Чтобы раскрыть суть стратегии, рассмотрим несколько понятий.

По определению И.О. Загашеваучебная стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определённой последовательности и направленных на достижение определённых ориентиров (целей).

Цели стратегии «Трансформер»:

  • создание условий для развития логического, аналитического мышления при решении текстовых задач;
  • воспитание интереса к урокам математики и науке математике в целом;
  • стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенностинашей стратегии в том, что на уроке:

  • идёт не присвоение «готового», а конструирование своегознания, которое рождается в процессе обучения;
  • действует коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим;
  • создаются партнерские отношения между ведущим (педагогом) и обучаемыми;
  • идёт всесторонняя работа над одной задачей.

Форма организации урока - статичные группы. Групповая форма работы играет огромную роль в достижениицелей урока, поскольку она

– позволяет уплотнять время урока,

– создаёт ситуации взаимообучения учащихся,

– существенно влияет на развитие личности.         

Чувствуя ответственность перед группой, обмениваясь опытом (передавая или перенимая его), выполняя посильную деятельность при распределении обязанностей внутри группы, учащиеся получают более комфортные условия для успешного овладения умением решать текстовые задачи.

Организация деятельности на уроке в стратегии «Трансформер»:

В основестратегиилежит цикл, состоящий из 3-х этапов:

  1. группирование(этап деления на группы с отработкой вычислительных навыков);
  2. осмысление (этап взаимодействия на основе текста задачи и соответствующих группам заданий);
  3. отчёт (этап представления группами своих работ,сведение их воедино иоценивания).

Название и деятельность групп ведётся с учётом структуры текстовой задачи и этапов работы над ней.

Текстовая задача – это описание реальной ситуации из жизни, в которой есть числовые характеристики,  с помощью  которых  надо найти неизвестную величину.

Любая текстовая задача состоит из двух частей – условия и требования (вопроса).

В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторые числовые данные объекта, об известных и неизвестных значениях между ними.

Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.

В работе над текстовой задачей выделяют несколько этапов:

     1. Ознакомление с содержанием задачи;

     2. Поиск решения задачи;

     3. Выполнение решения задачи;

     4. Проверка решения задачи.

Эти этапы нашли своё отражение в инструкционных картах, по которым будут работать группы.

Рассмотрим все этапы стратегии «Трансформер» подробнее.

«Группирование»

Учащиеся при работе над задачей выделяют следующие понятия: условие, вопрос, решение, ответ и проверка.

Соответственно в ходе группирования формируются 5 команд: «Практики», «Конструкторы моделей», «Аналитики», «Исследователи», «Контролёры». Каждая группа решает одну и ту же задачу, но получает определённые  дополнительные задания, позволяющие в целом выполнить максимально полный анализ задачи и всевозможные виды работы с ней.

Сначалаучащиеся выполняют устное или письменное задание на совершенствование вычислительных навыков. Вид и объём заданий зависит от пройденных тем и времени, отведённому по плану на последующую работу с задачей. Заданиями могут быть числовые выражения в одно или несколько действий, уравнения, а также комбинации этих заданий. Главное условие – в итоге ученик должен получить число, которое будет соответствовать определённой группе.

На этом этапе возможно дифференциация, а также продумывание и подбор учителем состава будущих групп. Важно, чтобы не менее половины группы составляли ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.Учащиеся подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся.Это позволяет детям взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учеников.

Групповая работа в стратегии «Трансформер» неоднородная и дифференцированная  – это значитразные  группы будут выполнять различные задания. В ходе работы членам одной группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся-консультантов.

«Осмысление»

На втором этапе образовавшиеся группы выбирают капитана. Как будет называться группа,решает учитель, или это определяется жеребьёвкой.Всем группам предлагается одинаковый текст задачи и разные задания в соответствии с названием группы. На начальном этапе освоения этой стратегией учащимся оказывается учителем необходимая дозированная помощь.

«Практики»

Данной группе учащихся нужно не только решить задачу, но и представить, показать, проигратьжизненную ситуацию, которая в ней описана. Для этого учащимся выдаются необходимые предметы или их изображения на карточках.

«Конструкторы моделей»

Моделирование – это замена действий с реальными предметами действиями с моделями, с их графическими заменителями: рисунками, схемами, чертежами, таблицами. Учащиеся этой группы решают задачу, но они должны выполнить краткую запись условия задачи всеми возможными способами.

Модели должны помочь  понять  содержание задачи, выявить отношения между данными и искомым, найти разные способы решения задачи, увидеть новые, не отражённые в задаче отношения. Дозированная помощь данной группе может быть оказана в виде подчёркнутых опорных слов, записанных заголовков в таблице, готовых чертежей или схем с отсутствующими числовыми данными.

«Аналитики»

У учащихся этой группы могут быть разнообразные задания к решению задачи в зависимости от её типа:

  • решить задачу разными способами;
  • записать решение задачи по действиям с пояснениями и выражением;
  • выбрать равенство, являющееся решением задачи;
  • дописать пояснения к готовому решению;
  • соотнести пояснения с решением;
  • найти решения, которые не имеют смысла или не подходят к данной задаче.

Приведённые задания разные по сложности, поэтому некоторые из них можно давать на начальном этапе работы в качестве дозированной помощи.

«Исследователи»

Эта группа должна решить задачу, а потом провести исследование другого подготовленного учителем решения и подумать, как надо изменить текст задачи в соответствии с ним.

Возможны такие задания:

  • составление аналогичной задачи с новыми данными;
  • постановка дополнительных вопросов к решённой задаче (что ещё можно узнать по имеющимся в тексте задачи и полученным данным).

«Контролёры»

Это единственная группа, которая не решает данную задачу. Учащиеся этой группы должны составить-сконструироватьна основе предложенной задачи другую задачу, обратную данной, и план её решения, заменяя недостающий ответ пробелом или латинской буквой.

«Контролёры» проверяют правильность решения задачи другими группами, подставляя их ответы в свою задачу и решение. Капитаны других команд после решения задачи подходят к группе «контролёров» на проверку. Группа считается готовой к отчёту, если «контролёры» подтвердили правильность решения основной задачи.

«Отчёт»

Когда все группы справились со своими заданиями и проверили свои ответы у контролёров, наступает третий этап отчёта групп о проделанной работе.

Группы выступают в определённом порядке, чтобы не нарушить логику решения задачи:«Практики», «Конструкторы моделей», «Аналитики», «Исследователи», «Контролёры». Так как практически все группы решали одну задачу, они могут дополнять выступления друг друга своими вариантами записи условия или способами решения.

Оценивание работы групп ведётся по трём направлениям: оценивание правильности решения задачи контролёрами и другими группами, оценивание учителем и, что важнее всего, идёт самооценка.

В результате такой групповой работы задача предстаёт перед учащимися во всех своих особенностях и становится понятна всем.

Отметим, что в зависимости от вида задачи, количество групп может увеличиваться или сокращаться. Так группа «Практики» устраняется, если задачу невозможно проиграть в условиях класса. Но если у учителя возникает необходимость провести новый вид работы с задачей (например, работа с недостающими или лишними данными), то может возникнуть новая группа, название которой придумывается в соответствии с её заданием.Возможность такой трансформация состава групп и заданий объясняет название стратегии.

В ходе работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. Вся групповая деятельность школьников при этом вполне успешно сочетается с интенсивной самостоятельнойработой каждого учащегося.

Вывод.

У рассмотренной нами учебной стратегии «Трансформер» есть как неоспоримые достоинства, так и недостатки.

К достоинствам можно отнестине только формирование умения решать текстовые задачи, но и приучениеучащихся к коллективным методам работы, формирование положительных нравственных качеств личности.

К ряду недостатков можно отнести трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать верный путь решения поставленной задачи. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.Кроме того, некоторые могут посчитать недостатком возможность разобрать на уроке только одну задачу.

Бесспорно одно – работу над решением текстовых задач необходимо продолжать и совершенствовать, так как на современном этапе обучение младших школьников оно остается одним из важнейших направлений учебной деятельности, поскольку именно текстовые задачи являются связующим звеном между теоретическим обучением и применением знаний на практике.

Учитель начальных классов МБОУ «СООШ» Хапугина Т.В.



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта группы «ПРАКТИКИ»

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Используя раздаточный материал, покажите ситуацию, которая описана в задаче.
  3. Выполните краткую запись задачи.
  4. Устно составьте план решения задачи.
  5. Запишите решение задачи по действиям с пояснениями или выражением.
  6. Запишите ответ задачи.
  7. Подумайте, ответили ли вы на вопрос задачи.
  8. Проверьте, правильно ли вы решили задачу.
  9. Покажите свой ответ группе «КОНТРОЛЁРЫ» для проверки.
  10. Подготовьтесь показать задачу в отчёте.

____________________________________________________

Инструкционная карта группы «КОНСТРУКТОРЫ»

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Выполните краткую запись задачи всеми возможными способами и запишите их на отдельных листах маркером.
  3. Устно составьте план решения задачи.
  4. Запишите решение задачи по действиям с пояснениями или выражением.
  5. Запишите ответ задачи.
  6. Подумайте, ответили ли вы на вопрос задачи.
  7. Проверьте, правильно ли вы решили задачу.
  8. Покажите свой ответ группе «КОНТРОЛЁРЫ» для проверки.
  9. Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта группы «АНАЛИТИКИ»

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Выполните краткую запись задачи.
  3. Устно составьте план решения задачи.
  4. Запишите решение задачи по действиям с пояснениями и выражением; решите задачу всеми возможными способами и запишите их на отдельных листах маркером.
  5. Запишите ответ задачи.
  6. Подумайте, ответили ли вы на вопрос задачи.
  7. Проверьте, правильно ли вы решили задачу.
  8. Покажите свой ответ группе «КОНТРОЛЁРЫ» для проверки.
  9.  Подготовьте отчёт о проделанной работе.

____________________________________________________

Инструкционная карта группы «КОНТРОЛЁРЫ»

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Составьте и запишите задачу, обратную данной, используя вместо ответа пустое окошечко (латинскую букву).
  3. Устно составьте план решения обратной задачи.
  4. Запишите решение обратной задачи по действиям с пояснениями или выражением, поставив вместо недостающего числа пустое окошечко (латинскую букву).
  5. Запишите обратную задачу и её решение  на отдельных листах маркером.
  6. Проверьте, как решили задачи другие группы. Подставьте их ответы в пустое окошечко решения (вместо латинской буквы) и выполните вычисления. Если у вас получилось число из основной задачи – ответ верен.
  7. Подготовьте отчёт о проделанной работе.

Инструкционная карта группы «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Выполните краткую запись задачи.
  3. Устно составьте план решения задачи.
  4. Запишите решение задачи по действиям с пояснениями или выражением.
  5. Запишите ответ задачи.
  6. Подумайте, ответили ли вы на вопрос задачи.
  7. Проверьте, правильно ли вы решили задачу.
  8. Покажите свой ответ группе «КОНТРОЛЁРЫ» для проверки.
  9. Подумайте, как изменится текст задачи, если она будет решаться таким способом:

18 : 6 – 12 : 6 = 1 (ящ.)

Запишите задачу, которая у вас получилась на отдельном листе маркерами.

  1. Подготовьте отчёт о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...

«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, кото...

Мастер- класс: «Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на уроках в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС».

Данный мастер-класс показывает как можно эффективно использовать конструкторы LEGO Education «Построй свою историю» на уроках литературы. Кроме того, как можно внедрить в урок активные методы обучения...

Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе

В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках  в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний"....

Применение групповых форм работы на уроках в начальной школе, как одного из важнейших условий реализации ФГОС.

Сегодня мы – учителя  констатируем такие факты, как отсутствие у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с друг...