Математика 1 класс: «Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Наумова Ирина Амплеевна

            Цель данного урока – формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения, закрепить навыки счёта в пределах 9, находить взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа и выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_1_klass.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова Ирина Амплеевна

учитель начальных классов

высшей категории

Урок  

математики в 1 классе

Тема урока:   «Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов»

Цели:

  1. Формировать умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения; формировать навыки счёта в пределах 9;
  2. Находить взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа;
  3. Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, творческие способности;
  4. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научаться  употреблять  в  речи названия компонентов и результата сложения; устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами сложения; оценивать результаты своей работы; осуществлять взаимоконтроль.

Оборудование:  сигнальные карточки,  дидактический счётный материал ФГОС (бусы, кораблики), наглядные пособия (магнитная математика, магнитная азбука),  плакат «Снежная королева»,  звонок-колокольчик.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.

Отгадайте–ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

– О каком месяце говориться в этой загадке?  (о декабре)

– Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, наступила зима. К нам на урок в гости пришла сама Снежная королева. Она будет смотреть, как мы будем работать на уроке, и о наших успехах расскажет Деду Морозу.

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы установим взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения.

Ваша задача: быть активными, внимательными, отвечать полными ответами.

На партах у вас листочки с шарами успешности, которые вам принёс снеговик, по распоряжению Снежной королевы (рис.1)  Ответили на вопрос учителя, закрасьте шарик.  В конце урока посмотрим вашу успешную работу на уроке.


Рисунок 1

III. Устный счёт

1. Посчитайте:

   * от 1 до 20 и обратно.

   * от 7 до 14, от 18 до 13.

 2. Назовите: 

    *  соседей числа 8, 13;

    * число, стоящее между числами 5 и 7;

    * число, которое следует за числом 10, 15;

    * число, стоящее перед числом  6, 9, 20, 14.

3. Работа с дидактическим материалом ФГОС

А) Для следующего задания нам понадобятся кораблики. Ассистенты учителя каждому в стаканчик положили по 7 фишек.

-  Сейчас вы аккуратно высыпите все фишки на парту и посмотрите, как можно получить число 7.  ( Каждый ученик называет свой вариант, например: 5 и 2, 3 и 4 и т.д.)

- Молодцы! Вы с этим заданием справились.

Б) Сейчас, все взяли в руки бусы. Задание такое:

- Закрыли  все глаза. Вам надо на ощупь отложить  вправо  6  бусинок.

- Открыли глаза. Передали свои бусы соседу по парте. Провели  взаимопроверку.

- Молодцы! Вы справились с этим заданием.

 4. Занимательные задачи:

* Все мы здесь цыплята – детки. Надо сосчитать наседке: 6– на грядках, 3– во ржи. Сколько их всего, скажи? Как нашли?

      * В кружку сорвала Мария 9 ягодок малины, 5 дала своей подружке. Сколько ягод         стало в  кружке? Как нашли?

* В пруду плавали 5 лягушек и 3 жабы. Вскоре на берег выскочили все жабы и столько же Лягушек. Сколько лягушек продолжали плавать в пруду? Как нашли?

III. Пальчиковая  гимнастика  (под музыку)

IV. Минутка чистописания

Эти цифры по порядку

Запиши себе в тетрадку.

Я про каждую сейчас

Расскажу тебе рассказ.

Дети записывают в тетрадь цифры от 1 до 9, предварительно рассказывая небольшое стихотворение  про  каждую цифру.

  • Кто доволен своей работой?
  • У кого получается красиво и аккуратно писать цифры?
  • Кому ещё нужно потренироваться?

V. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на доску, что вы видите? (это цифры)

(на доске лепестки ромашки, на каждом лепестке цифры от 1 до 7)

- Что изменилось?

(в середине цветка появилась табличка, на которой написано +2)

- Теперь мы можем составить выражения.

- Давайте, повторим компоненты при сложении (слагаемое, слагаемое, сумма).

Один из учеников читает выражение, другие с помощью математического веера показывают значение выражения. Каждое выражение читается разными способами.

( Ребята примеры записывают в тетрадь)

- Какую закономерность, вы увидели при счёте? (менялся один из компонентов).

- Мы увидели зависимость между компонентами и результатами действий.

VI.  Физминутка (под музыку)

VII. Работа по теме урока

Работа по учебнику с.25 № 3

Сравни выражения, используя связь между компонентами сложения.

3 + 5 * 3 + 2            2 + 7 *  7 + 2            6 + 3 * 4 + 3

4 + 1 * 8 + 1            5 + 4 * 5 + 3              2 + 6 * 6 + 2      

В данных равенствах и  неравенствах мы тоже видим зависимость между компонентами и результатами действий

 Вывод:  При увеличении одного слагаемого на несколько единиц увеличивается и сумма. При уменьшении одного из слагаемых уменьшается и сумма.

VIII. Итог урока

Разгадать кроссворд (работа в группах) (рис.4)

Ц

6 – 4

 

М

5 – 1

 

Д

2 + 1

 

О

7 – 2

 

Л

6 + 3

 

Е

6 – 5

 

4

5

9

5

3

1

2

М

О

Л

О

Д

Е

Ц

Выполни действия, проверь себя с помощью числового отрезка и расшифруй слово, расположив ответы в указанном порядке.

Примеры записаны на доске. С помощью карточек из магнитной математики и магнитной азбуки решаются предложенные выражения,  и выкладывается слово  МОЛОДЕЦ

IX.  Рефлексия

  • Оцените свои достижения на уроке.
  • Кто доволен своей работой?
  • Для кого что-то осталось непонятным сегодня на уроке?

Покажите свои листочки с шарами успешности, которые вам принесла Снежная королева. Мы посмотрим как вы оценили свою работу на уроке.

Я думаю, что Снежной королеве наш урок тоже понравился, и она об этом обязательно расскажет Деду Морозу.

X.  Подведение итогов  работы

  • Вам понравился наш урок?
  • Какие знания и умения вы приобрели?
  • Где вам могут пригодиться эти знания?

Приглашается ассистент учителя к доске.

Учитель произносит слова и передаёт колокольчик – звонок ассистенту.

Прозвени-ка дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята –

Поиграть, попрыгать надо!

Ассистент звонит в колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для начальной школы "Комплект таблиц "Название компонентов и результатов арифметических действий"

Таблицы формата А4 "название компонентов и результатов арифметических действий", помещенные в данной презентации, могут быть использованы для оформления класса....

Сценарий урока по математике в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий"

Сценарий урока по математике в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий". Программа Перспектива...

Математика. Тема:"Группировка множителей. Арифметические действия. Использование свойств арифметических действий в вычислениях".

Математика. Тема:"Группировка множителей. Арифметические действия. Использование свойств арифметических действий в вычислениях"....

Технологическая карта урока математики по теме «Прикидка результатов арифметических действий»

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о прикидки результатов арифметических действийЗадачи урока:Дидактические:1. Формировать умение прикидывать результаты арифметических действий с пом...

Технологическая карта урока математики, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Прикидка результатов арифметических действий"

Цель урока: способствовать формированию представления о прикидке результатов арифметических действий, развитию умения составлять алгоритм прикидки результатов арифметических действий, переходя от оцен...