Деление пополам, половина.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Конспект к уроку математики по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_111.docx68.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ДЕЛЕНИЕ ПОПОЛАМ И ПОЛОВИНА

Цели деятельности учителя

Способствовать развитию умения выполнять деление пополам; создать условия для формирования умения чертить геометрические фигуры; развивать пространственное мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного); воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел; выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания; получат возможность научиться – понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты  по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения


 Ход урока

Этапы
урока

Обучаю-

щие
и развиваю-щие компонен-ты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятель-ность
учащихся

Формы совза-имо-дей-ствия

Универсальные
учебные действия

Форма конт-

роля

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Разгадайте правило, по которому составлены схемы, и вставьте числа в «окошки».

2. Догадайтесь, какое число нужно зачеркнуть
в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен
по определенному правилу.

6, 12, 14, 18, 24, 30 …

8, 16, 24, 26, 32, 40 …

7, 14, 21, 27, 28, 35 …

9, 18, 27, 36, 42, 45 …

Отвечают на вопросы учителя
по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета

Фронтальная

Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом

предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение

темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите рисунки:

Слушают
и обсуждают тему урока. От-

вечают на вопросы учителя, формулиру-

Фронтальная

Личностные: устанавливают

связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Устные ответы


1

2

3

4

5

6

7

– На сколько частей разделили яблоко и лист?

– Сегодня на уроке будем учиться делить пополам

ют цель урока

Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с за-

дачами и условиями коммуникации

IV. Изучение нового мате-
риала

Работа по учебнику

(задание 1)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Начертите окружность и проведите диаметр. На сколько частей диаметр делит круг, ограниченный этой окружностью? (На две части.)

– Будут ли эти части равными? (Будут.)

– Докажите это.

– Диаметр делит круг пополам. Закрасьте одну половину круга в тетради

Чертят окружность и проводят диаметр.

Узнают, что диаметр делит круг пополам

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; соблюдают правила поведения на уроке.

Познавательные: общеучеб-

ные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные

вопросы учителя, находят нужную информациюв учебнике;

логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; подводят под понятие, выводят следствия; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; определяют цель деятельности
с помощью учителя и самостоя-

Устные ответы.

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 2)

– Как разделить пополам 16 одинаковых конфет между Машей и Мишей?

– На сколько кучек нужно разложить 16 счетных палочек, чтобы разделить их число пополам? (На две.)

– Сколько счетных палочек получится в каждой половине? (8 палочек.)

– Запишите решение этой задачи с помощью деления. (16 : 2 = 8.)

– Значит, 8 – это половина 16

Выполняют  практический способ решения этой задачи, используя счетные
палочки

Фронтальная

Устные ответы

Работа по учебнику

(задание 3)

– Чему равна половина числа 20? (Решение: 20 : 2 = 10.)

Составляют числовое выражение, находят его значение

Фронтальная

Устные ответы


1

2

3

4

5

6

7

Работа по учебнику

(задание 4)

– Какое число нужно вычесть из 20, чтобы получилось такое же число, которое вычитали? (10.)

– Запишите соответствующее равенство.

20 : 2 = 10               20 – 10 = 10

Фронтальная

тельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

Коммуникативные: участвуют
в диалоге, высказывают свою точку зрения

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 5)

– Запишите действие вычитания, в котором уменьшаемое равно 24, а вычитаемое – 12. (24 – 12 = 12.)

– Выполните деление 24 : 2. (24 : 2 = 12.)

Записывают действие вычитания

Индивидуальная

Работа по учебнику

(задание 6)

– Если из числа вычесть его половину, что получится в результате? (Вторая половина.)

– Начертите три одинаковых прямоугольника. Разделите эти прямоугольники пополам разными способами.

Ответ:

Делят одинаковые

прямоугольники пополам разными способами

Индивидуальная

Выполнение

задания

в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику

(задание 7)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Комментирует ход решения.

– Начертите отрезок длиной 10 см. Найдите и от-метьте на нем точку, которая делит этот отрезок

пополам.

– Чему равна длина половины данного отрезка?

10 см : 2 = 5 см

Выполняют дидактические упраж-нения, от-

вечают на вопросы, высказывают свое

мнение. Делят отрезок
пополам.

Анализируют чертеж

Индивидуальная

Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучеб-
ные
 – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию

Устные ответы.

Выпол-нение

задания

в рабо-чей тет-ради


1

2

3

4

5

6

7

Работа по учебнику (задание 10)

– Как называются синие фигуры? (Это многоугольники: треугольник и четырехугольник.)

– Какие многоугольники разделены отрезком пополам? (Треугольник, прямоугольник.)

– Как называются красные фигуры? (Круги.)

– На каком чертеже отрезок делит круг пополам?
(На третьем.)

Как называется отрезок, который делит окружность и круг пополам? (Диаметр.)

– Как доказать, что каждая из выбранных фигур разделена отрезком на две равные части?

Доказывают, что каждая выбранная фигура
разделена отрезком
на две равные части способом наложения

Фронтальная

для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно про-

должают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; оценивают выполнение своего задания.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы

(задачи)

Устные ответы

Практическая работа (задание на доске)

– Можно ли симметричную фигуру разделить отрезком пополам? (Можно, если провести ось симметрии.)

– Разделите пополам данные фигуры.

Проводят оси симметрии, используя прозрачную линейку, или чертят от руки

Фронтальная

Выполнение

задания

в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что значит «разделить пополам»?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: ориентируются
на анализ соответствия результатов требованиям учебной задачи.

Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют

Устные ответы.

Оценивание учащихся


1

2

3

4

5

6

7

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

– Выполните задания по учебнику, с. 100, № 8, 9

Слушают учителя

Фрон-тальная

и осознают то, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы

Записывают

домашнее задание

Ресурсный материал к уроку

3. Какой фигуре соответствует какое выражение и что оно обозначает?

4. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?

Литература:

СД Издательства «Учитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Деление пополам и половина" 2 класс "ПНШ"

Технологическая карта урока математики по теме "Деление пополам и половина" 2 класс "ПНШ"...

Конспект урока по математике "Деление пополам и половинам" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование умения делить пополам; представления о понятие «половина».Планируемые результаты:Предметные:Знать: что значит «половина»;Уметь: выполнят...

Деление циркулем отрезка пополам

Данная презентация  научит ребенка делить  отрезок пополам  с помощью циркуля и линейки. Для учителя поможет  сделать учебный процесс на уроке более н...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему: ""Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа действием делением"

Данная презентация была составлена как дополнение к уроку  № 1  из раздела "Таблица умножения однозначных чисел" . Предназначена для использования на отдельных этапах урока: при оф...