Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Козлова Лариса Алексеевна

Программа кружка по внеурочной деятельности. Предмет - математика. Цель программы - создание условий для нового подхода к обучению способов понимания задач. Когда решение задачи (уравнения и любого задания) становится не целью, а средством в понимании основных математических законов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»

  1. Пояснительная записка

I.1 Введение

  Начальное образование - первая ступень общего образования, призванная сформировать функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, создать условия для развития всесторонней личности, их нравственных качеств.

  Целью программы является развитие логического мышления младших школьников, способности к анализу и синтезу, создание условий для творчества в учебно-научном процессе, развитие коммуникативных способностей ребёнка, повышение значимости учебного материала.

  Решение задач остаётся одной из самых сложных тем в изучении математики и в начальной школе, и в средней, и в старшей. Программа призвана научить обучающихся понимать задачи, видеть несколько способов решения, находить логические связи, используя основные математические законы и понятия. Существует много теорий о способах решения задач, но в практике дети решают их плохо. Чаще всего мы говорим: «ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа, установить связи между данными и искомыми и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия». Как понять эти связи, что это такое и где их искать?  

   Основными темами в изучении  математики в начальной школе являются число, действие (с числом), законы (по которым возможны действия с числами). После усвоения данных тем можно переходить к  решению задач.

  Программа предлагает начать изучение основных математических понятий о Целом, части, разностном и кратном сравнении через число, действие, закон и задачу. В результате такого подхода обучающиеся легко справляются с типовыми программными заданиями, так как научаются видеть логические связи, имеют алгоритм анализа и синтеза предлагаемой ситуации.

    Формирование этих понятий обязательно должно сопровождаться моделированием числа, действия, закона, задачи; графическим изображением и обозначением числа как цифрами, так и буквами, с самых первых заданий. Таким образом развивается абстрактное мышление и не формируется привязанность к обозначению любой величины только  при помощи цифр.

 

I.2 Цели и задачи

  Целью реализации данной программы является оптимальное развитие каждого ребёнка при поддержке учителем его индивидуальных особенностей в условиях работы на высоком уровне сложности:

     - Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы и др.)  учебных действий, которые являются способом отделения содержания от формы

     -адаптация в условиях сложного учебного поля деятельности;

-самостоятельно или с помощью родителей добывать новые знания; работать над развитием интеллекта;

-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

-генерировать новые идеи, творчески мыслить.

 В процессе реализации данной цели решаются следующие задачи:

     -расширение общего кругозора учащихся;

-обучение навыкам видения проблемы и вытекающих из неё задач;

-развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

-развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

-обучение выбору способа рассуждения;

-обучение поиску нужной информации, выделению и усвоению нужного знания из информационного поля;

-развитие навыков самоанализа и рефлексии;

-умение делать семантический анализ текста задания;

-умение делать логический и математический анализ заданий

-обучение умению представлять ход своих рассуждений и  результаты;

-развитие навыков конструктивного сотрудничества с детьми, учителями, родителями;

-развитие навыков публичного выступления;

-участие обучающихся и их родителей в создании интеллектуальной внутришкольной среды;

-возможность самостоятельной индивидуальной работы в комфортной образовательной среде при поддержке учителя

I.3 Принципы формирования программы

В качестве основных принципов программы «Эрудит» выдвигаются:

    - принцип использования деятельностного метода, который предполагает мотивацию к учебной деятельности (осознанное вхождение школьника в учебную деятельность, актуализацию деятельности (надо), создание условий для внутренней потребности деятельности (хочу), установление тематических границ (могу). Другими словами, происходит определение себя в новом для ребёнка учебном пространстве;

     -принцип учёта особенностей детей младшего школьного возраста, связанных с изменением их ведущей деятельности при поступлении в школу, освоением новой социальной роли, способности к организации своей деятельности.

    -принцип взаимного дополнения обязательной школьной программы и внеурочной деятельности учащегося. Обе части работают на содержание и организацию образовательного процесса в начальной школе.

   

I.4 Состав участников образовательного процесса

    Участники образовательного процесса – учащиеся 3,4-ого классов, учителя школы, родители (законные представители).

I.5 Общая характеристика программы

   Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Продолжительность одного занятия 40 минут. Оптимальная наполняемость группы 10-12 обучающихся. Часть занятий лучше проводить в режиме системно-деятельностного подхода. Когда детям предлагается исследовать какой-либо предмет, создать что-либо. Затем проанализировать свою деятельность и сформулировать новое знание. Красной линией на протяжении всех занятий должны идти понятия: целое, части, большее, меньшее, разность, кратное, деление на количество частей, деление «по? в одной части». Обязательным компонентом является создание алгоритмов, сигнальных карт, общих схем для максимально комфортной работы в высоком темпе и на большом уровне сложности и теоретизации материала.

   

  1. Планируемые результаты

   В качестве планируемых результатов ожидается успешная адаптация ребенка к учебной жизни, которая выражается в развитии: личностных универсальных действий

-готовность к саморазвитию;

-внутренняя положительная позиция ученика к школе (хочу учиться, потому что это интересно);

-принятие образа «успешного ученика»;

-ценностное отношение к природному миру;

- навыки сотрудничества;

-мотивация учебной деятельности

регулятивных универсальных действий

-формулировать и удерживать тему задания;

-составлять план своих действий;

-использовать речь для регуляции своих действий;

-предвосхищать результат;

познавательных универсальных действий

-осуществлять смысловое чтение;

-использовать алгоритмы логических рассуждений для решения задач;

-обращаться за помощью, правильно сформулировав свои затруднения;

-развивать навыки публичного выступления.

III. Тематическое планирование

1.

Из истории математики

1

2

Моделирование «Целого» из «частей»

1

3

Наполняем «Целое» и «части» содержанием

1

4

Создаём схемы для «Целого» и «частей»

1

5

Уравниваем сумму «частей» с «Целым». Уравнения

1

6

Открытие нового знания о «Целом « и «частях», при неравных частях

1

7

Задача – это история с загадкой

1

8

С честью выходим из затруднительных ситуаций (решаем задачи и уравнения)

3

9

Раскладываем числа на равные части (деление «на количество частей»)

1

10

Раскладываем числа «по ? в одной части»

1

11

Открытие нового знания о «Целом» и «частях» при равных частях

1

12

Преодолеваем новые трудности (решаем задачи и уравнения на основе нового знания)

3

13

Создаем алгоритм рассуждения и сигнальную карточку

1

14

Решаем задачи уравнением

1

15

Создаем алгоритм решения уравнений на основе знаний о целом и части

1

16

Составляем и решаем уравнения со сложной (сумма нескольких частей) левой частью

1

17

Задачи, решаемые уравнением

1

18

Разные способы решения задач на «Целое и части»

1

19

Диагностика знаний

1

20

Сравниваем предметы, величины, числа

1

21

Открытие нового знания о «Разности»

1

22

Решаем задачи нового типа -  на «разностное сравнение»

3

23

Опять сравниваем

1

24

Открытие нового знания о «Кратности»

1

25

Решаем задачи нового типа на «Кратное сравнение»

3

26.

Заключительный урок. Игра «Путешествие»

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...