Конспект урока математики "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения (Х) " 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Виноградова Лариса Олеговна

 -познакомить учащихся с новым действием умножения;

- раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего

             сложение одинаковых слагаемых;

-формировать умения решать задачи;

- совершенствовать вычислительные навыки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.2_klass.docx267.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  

Математика 2 класс     УМК «Перспектива» Л.Г. Петерсон   

Учитель: Виноградова Л.О.                                                                                                             

Тема: «Умножение как действие, заменяющее сложение равных  

             чисел. Знак умножения (Х)

Цель: 1) обучающая

 -познакомить учащихся с новым действием умножения;

- раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего

             сложение одинаковых слагаемых;

-формировать умения решать задачи;

- совершенствовать вычислительные навыки;

             2) развивающая

- развивать внимание, правильную математическую речь,

          умение сравнивать и делать выводы;

   3)воспитывающая

-воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: учебник,  индивидуальные карточки, таблицы с выражениями, снежинки, иллюстрации,  проектор, компьютер.

          С целью оптимизации усвоения нового материала, на уроке использовались такие формы  работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах (по карточкам).

Применялись  следующие методы:

- игровой

- наглядный (таблички, карточки с выражениями)

- практический (решение выражений, задач)

- исследовательский (при решении задач)

- частично – поисковый (при изучении нового материала)

      В конце урока была проведена рефлексия:  учащимся было предложено оценить  уровень понимания нового материала при помощи флажков разного цвета: зеленых, желтых, красных.

      

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;  оценивать правильность; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Личностные:Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:Регулятивные УУД.  Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД. Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

- основные: учебник «Математика 2 класс 2 часть Петерсон Л.Г. 2011г, презентация к уроку.

- дополнительные: иллюстрации зимнего леса, Деда Мороза, снежинки, карточки для работы в группах и в паре,  схема для рефлексии; электронная физминутка для глаз.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, паре.

Ход       урока

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые

результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок.                                    

 Начинается  урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

У: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

- Отгадайте – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.                                                                                              

Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

- О каком  месяце идет речь?                                                                                                    

Д: Это месяц декабрь.

-Какое сегодня число?

-Запишите в тетрадь число, классная работа.

Вот идёт какой-то дед,
В шубу тёплую одет.
На плече его - мешок,
В бороде его - снежок.

.-Как вы думаете, кто это?                                                                                                            

 Д: Это Дедушка Мороз.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

2.Устный счёт

У Деда Мороза сейчас много дел. Он прислал вам открытку, в которой приглашает вас в зимний лес.

Презентация. Слайды 1-13

Нас встречает Снеговик и предлагает нарядить елочку.

15        18    20   35        87

Прочитайте числа

Определите «лишнее число»

Почему число 4 лишнее?

Увеличьте число 4 на 100

Какое это число?

Каждый правильный ответ- шарик на елке.

Найдите значения выражений: 4=3; 13-8; 2+2+2+2; 4+4+4; 6+6+6+6; 7+9+7.

Молодцы!!!

Пока мы были в лесу, суровая Зима намела в класс снега. На доске снежинки с заданиями. Я думаю, вы снега не боитесь и справитесь с заданиями.

Нахождение значений сумм.

 (Коммуникативные УУД).

Уметь работать коллективно

Регулятивные УУД).

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-применение полученного

знания.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Снежинки с выражениями:14+5 , 26+3, 13х 4, 8 + 6, 12+7.

-Что записано около снежинок?

-Выражения.

-Как вы считаете, какое выражение здесь лишнее?

Ответы детей.

-Вы можете найти значение этого выражения?

-Почему?

- А что вы знаете про умножение? Что это за действие?

- Что мы будем сегодня изучать?

-Какая тема урока? Умножение.

-Какая цель нашего урока?                              

Цель: Изучить действие «умножение», понять смысл умножения как действия.      

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД).

Подведение анализируемого объекта под понятие задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какое затруднение возникло у вас на уроке?

-Кто будет искать способ выхода из затруднения?

-Сами найдем способ.

-Посмотрите на эти равенства внимательно.

-Выражения в этих равенствах равны.

- Попробуйте объяснить, почему.

2+2+2+2+2=2Х5

Обсуждение в группах.

Выслушивание мнения каждой группы.

Вывод: действие умножение означает( заменяет) сложение одинаковых слагаемых.

Первое число - сколько взяли, а второе число обозначает  сколько раз взяли.

Учебник правило на стр. 65.

(ПознавательныеУУД)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-упорядочивание;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные.

-высказывание своих мыслей по схеме (по рисунку);

(Коммуникативные УУД)

-умение работать в группе

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

ФИЗМИНУТКА

В лесу у Мороза холодно, давайте погреемся.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

5.Первичное закрепление

Вы справились с заданием Зимы, отправляемся снова в зимний лес. Нас встречает Снегурочка, ее задания не трудные; вы  справитесь. Презентация слайды 14-20

Посчитаем орешки, которые белочка собрала в лесу.

Замените, если сможете сложение умножением.

9+9=18                                       9Х2=18

6+6+6=18                                   6Х3= 18

3+3+3+3+3+3=18                      3Х6=18

2+2+2+2+2+2+2+2+2=18          2Х9=18

5+8+5=18                                        ?

Почему нельзя заменить сложение умножением?

(Познавательные УУД)

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-упорядочивание;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-применение полученного

знания

(Коммуникативные УУД)

Формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Уметь работать в коллективе

Личностные УУД

Учебно-познавательный интерес

6.Самостоятельная работа.

Взаимопроверка в парах.

Физминутка для глаз.

7. Включение в систему знаний. Решение задач на умножение.

Работа в группах.

- Кто готов выполнить самостоятельную работу, заменить сложение умножением? С. 65 №3,№ 4.

Поменяйтесь учебниками, проверьте по образцу.

Поменяйтесь учебниками, поднимите карточки красного

цвета, если вы не допустили не одной или одну ошибку.

Отдохните.

(Следят глазами за движением снежинки.)

Раз вы так хорошо работаете, Дед Мороз приглашает вас  к себе в гости, в Устюг.

В Доме Деда Мороза находится мастерская, где он создает авторские новогодние подарки: вырезает по дереву, паяет, выдувает, красит, лакирует, шлифует…

Помогите Деду Морозу сосчитать игрушки. Слайды24-25.

Дед Мороз  25 декабря  мастерил  игрушки: 4 лошадки, 4 медвежонка, 4 зайчонка и 4 лисенка. Сколько всего  Дед Мороз смастерил игрушек?

Молодцы.  Помогите Деду Морозу сосчитать игрушки.

Решение задач на умножение.

 

Соотнесите задачу и решение.

1)2 цыпленка стоят, 2 цыпленка сидят, 2 цыпленка под        

 крылом у наседки лежат.                                                               5Х3=15                                                                                              

 Посчитай, поскорей: сколько будет цыплят у наседки моей?                    

2) На каждой тарелке по 5 яблок.                                                  4Х6=24

Сколько яблок на 3 таких тарелках?                                                              

3) В одной коробке 4 карандаша.                                                   2Х3=6

Сколько карандашей в шести  таких коробках?                                            

4) В пакете 3 апельсина.                                                                   6Х4=24

Сколько апельсинов в 5 таких пакетах?                                                        

5)У жука 6 лапок. Сколько лапок у 4 жуков?                                  3Х5+15                                    

Проверьте по образцу.

 Поднимите карточки красного

цвета, если ваша группа не допустили не одной или одну ошибку.

-Молодцы!!!

Вы помогли Деду Морозу. Он и для вас приготовил подарки- календари  на следующий год.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Познавательные УУД)

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Коммуникативные УУД)

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

8. Рефлексия

-Что изучили на уроке?

-Что означает действие умножение?

Работа по схеме

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

                                                Приложения

         Соедини задачу с ее решением.

  1. 2 цыпленка стоят, 2 цыпленка сидят, 2 цыпленка под

 крылом у наседки лежат.                                                                                 5х3=15

 Посчитай, поскорей: сколько будет цыплят у наседки моей?                    

2) На каждой тарелке по 5 яблок.

Сколько яблок на 3 таких тарелках?                                                               4х6=24

3) В одной коробке 4 карандаша.

Сколько карандашей в шести  таких коробках?                                             2х3=6

4) В пакете 3 апельсина.

Сколько апельсинов в 5 таких пакетах?                                                         6х4=24

5)У жука 6 лапок.Сколько лапок у 4 жуков?                                                 3х5=15

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Соедини задачу с ее решением.

  1. 2 цыпленка стоят, 2 цыпленка сидят, 2 цыпленка под

 крылом у наседки лежат.                                                                                 5х3=15

 Посчитай, поскорей: сколько будет цыплят у наседки моей?                    

2) На каждой тарелке по 5 яблок.

Сколько яблок на 3 таких тарелках?                                                               4х6=24

3) В одной коробке 4 карандаша.

Сколько карандашей в шести  таких коробках?                                             2х3=6

4) В пакете 3 апельсина.

Сколько апельсинов в 5 таких пакетах?                                                         6х4=24

5)У жука 6 лапок. Сколько лапок у 4 жуков?                                                 3х5=15

         

В основе преподавания математики по учебникам Л.Г. Петерсон находится  технология деятельностного метода обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов.

Такая технология результативна, поскольку не только обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, но и способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

Технология деятельностного метода имеет при этом общедидактический характер, то есть может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени с учетом возрастных особенностей и предшествующего уровня развития рефлексивно-организационных деятельностных способностей.
Многолетние психолого-педагогические и медицинские исследования (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Пермь, Ярославль и др.) выявили эффективность предложенной технологии с точки зрения развития у детей мышления, речи, творческих и коммуникативных способностей, формирования умений деятельности, а также для глубокого и прочного усвоения ими знаний.

Концепция курса математики 'Школа 2000...'"позволяет использовать его, на основе разработанной технологии, с широким спектром курсов по другим учебным предметам.

14+5     26+3

13х4

8+6

12+7

27+7

Тема:

 «Умножение».

Цели:

Изучить действие «умножение».

2+2+2+2+2=2х5

2+2+2+2+2=2х5

2+2+2+2+2=2х5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.

Методическая разработка урока по математике во 2 классе по системе Л.В. Занковафотографии...

Урок математики во 2 классе по теме "Умножение как действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения"(Технологическая карта, презентация к уроку)

Технологическая карта урока, презентация и самоанализ урока математики по теме: "Умножение как действие , заменяющее сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения "...

Конспект урока по математике. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.Знак умножения.

«Умножение как действие, заменяющее сложение равных  чисел. Знак умножения " - это  четвертый урок по теме «Умножение и деление». На предыдущих уроках ребята учились вычленят...

Конспект урока математики по теме:"Действия с многозначными числами. Повторение." Программа "Перспектива" 3 класс

Данный материал представляет разработку интегрированного урока математики и музыки, что интересно провести в конце учебного года в период закрепления знаний.  Тема: Повторение изученного материал...

Математика 2 класс. Тема: «Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения (.)

Тема: «Умножение как действие, заменяющее сложение равных  чисел. Знак умножения (.)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМАМ: "ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ", "УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО"

УРОКИ МАТЕМАТИКИ ПО УМК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА (4 КЛАСС) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПЛАТФОРМЫ UCHI.RU...