МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Морозова Валентина Ивановна

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

Из опыта работы

Морозовой Валентины Ивановны,

учителя начальных классов

г.Губкин, 2013г.

Тема: «Путешествие в царство Геометрия»

Задачи занятия:

Предметные: повторение понятий «треугольник», «прямоугольник», «квадрат»;

Метапредметные задачи:

Личностные:  

- создание условий для формирования интереса к учебной деятельности.

Регулятивные:

- формирование умения оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия , в сотрудничестве с одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные:

- участвовать в различных формах работы в классе(индивидуальной, фронтальной, групповой);

- выражать свою точку зрения, адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Познавательные:

- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;

- давать характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

- под руководством учителя осуществлять обобщение.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация, созданная средствами Power   Point; карточки для самостоятельной работы в группах, геометрические фигуры; раздаточный материал для проведения рефлексии.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационное начало. (Слайд 1-2)

Сегодня у нас занятия кружка «Занимательная математика»

- Я хочу, чтобы девизом нашего занятия  стали  такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И тогда открытия нас ждут обязательно!

  1. Самоопределение темы  и цели занятия. (Слайд 3)

Перечислите изображённые фигуры. Как назвать их одним словом?  

Как называется наука, изучающая свойства этих фигур?

Сформулируйте тему занятия.

Сейчас мы отправимся в путешествие в царство Геометрия.

Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять).

      Предположите, чему вы сегодня будете учиться? (На занятии  мы будем  представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, чертить, рисовать, конструировать. )

3.Актуализация знаний.

Отправляемся в путь по тропинке загадок.(Слайд 4)

  • Отгадайте, с какими понятиями  придётся встретиться? (Слайды 5-7)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...

(треугольник)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его... (квадрат)

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?(Круг)

  • Для работы нам понадобятся вот эти инструменты. (Слайд 8)

     Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход. (Карандаш)

В  тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы)

4.Работа по теме.

Вот мы оказались в Городе ТРЕУГОЛЬНИКОВ. (Слайд 9)

  • - По какому признаку об этом можно догадаться? (Здесь дома, улицы, тропинки,    треугольной формы.) Живут в этом городе треугольные человечки.(Слайд 10) А правит в нём   КорольТРЕУГОЛЬНИКУС. Он приготовил для вас игру.
  • Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа)

Содержание игры: по существующим признакам  назовите  геометрическую фигуру,

  1. Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные.  (Квадрат)
  2. Три угла, три вершины, три разные стороны.  (Треугольник)
  3. Четыре угла, четыре стороны, стороны не  равные.  (Четырёхугольник)

4.Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)

С этим заданием вы справились, но чтобы отправиться в путь, нужно ещё решить задачу.

  • Решите геометрическую задачу. (Работа в паре) Слайд 11

Посчитайте, сколько в этом конверте треугольников?

  • Проверка (8 треугольников)
  • Попрощаемся с Королём Треугольникусом, и зайдём в село «Прямоугольное». (Слайд 12)
  •  Жители, квадратные и прямоугольные, приготовили вам задания, связанные с квадратом. (Слайд 13)
  • Задание на смекалку. (Работа в паре) (Слайд 14)

Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?

  • Проверка. Рисуем камешки вдоль сторон квадрата на магнитно-маркерной доске.
  • Задание №2 (Групповая работа)
  • Собери из 6 геометрических фигур квадрат.
  • Проверка выполненной работы. Сборка квадрата на магнитной доске.
  • Задание№3 (Групповая работа) (Слайд 15)

Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.

  • Проверка.  Делим квадрат на магнитно- маркерной доске на части.

5.Физкультминутка для глаз. (Слайд 16 )

Ваши глаза были напряжены, дадим им отдохнуть. Выполняем движения глазами за пчёлкой. (Технология  Базарного)
6.Продолжение Путешествия.

Вместе с пчёлкой мы оказались на поляне Геометрических фигур. (Слайд 17)

Вот какая история произошла с некоторыми из них.

Трое учащихся инсценируют шуточное стихотворение

  • Сценка в стихах "Треугольник и Квадрат"

Действующие лица:  Автор, Треугольник, Квадрат

1.Жили-были два брата –

 Треугольник с Квадратом.

 Старший – квадратный,

 Добродушный, приятный.

 Младший – треугольный,

 Вечно недовольный.

 Стал расспрашивать Квадрат:

2.КВАДРАТ:

- Отчего ты злишься, брат?

3.АВТОР:

Тот кричит ему:

 4. ТРЕУГОЛЬНИК:

- Смотри!

 Ты полней меня и шире.

 У меня углов лишь три,

 У тебя же их четыре.

5.АВТОР:

Но Квадрат ответил:

6.  КВАДРАТ:

- Брат!

 Я же старше, я – Квадрат.

7.АВТОР:

И сказал ещё нежней:

8.КВАДРАТ:

- Неизвестно, кто нужней!

9.АВТОР:

Но настала ночь, и к брату,

 Натыкаясь на столы,

 Младший лезет воровато

 Срезать старшему углы.

 Уходя, сказал:

10.ТРЕУГОЛЬНИК:

- Приятных я тебе желаю снов!

 Спать ложился ты квадратным,

 А проснёшься без углов.

11.АВТОР: Но наутро младший брат,

 Страшной мести был не рад.

 Поглядел он – нет Квадрата.

 Онемел… Стоял без слов…

 Вот так месть! Теперь у брата

 Восемь новеньких углов!

-Ребята, давайте помирим эти фигуры, выполнив задание

  • Составление фигур из спичек. (Групповая работа) (Слайд 18)

Из 17 спичек составили одинаковые треугольники и квадраты со стороной в одну спичку. У составленных фигур нет общих спичек. Сколько получилось отдельно треугольников и квадратов, если использовали все спички.

  • Проверка

  • Дополнительное задание
  • Нарисуй в ряд квадрат и 6 кругов так, чтобы слева от квадрата было на 2 круга меньше, чем справа. (Если остаётся время)
  • В честь примирения разрежем торт.
  • Деление торта на кусочки. (Работа в паре) (Слайд 19)

Разрежь торт прямоугольной формы  двумя разрезами так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две треугольной формы.

Проверка. (Слайд 20)

  • Фантазирование.  (Работа в группе или индивидуально – по выбору)

Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.
Сейчас вам предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, до известных всем предметов.

Ученикам раздается 12 листов бумаги с изображениями круга, квадрата и треугольника, которые они дорисовывают.

Проверка рисунков.

7.Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие.

- Благодарю вас за активную работу.

 Ребята, не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.

8. Рефлексия (Слайд 21)

Оцените свою работу на занятии

1. Работаю легко, всё понимаю.

2. С заданиями справляюсь,

             но нужно ещё поработать.

         3. Справляюсь, но прошу помощи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Информатика" для 1 класса по теме: "Путешествие по острову информатики"

На занятии по внеурочной деятельности кружка "Информатика"  в 1 классе  путешествуя по острову информатики  можно обобщить знания по теме : Предмет....

Методическая разработка внеурочного занятия кружка "Азбука здоровья" по теме "Игры на воде".

Методическая разработка  внеурочного занятия расчитана на детей 7-9 лет....

Урок математики 3 класс по теме: "Путешествие в сказачное царство лукоморье"

Урок математики 3 класс  по теме: "Путешествие в сказачное царство лукоморье"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»  составлена на основе программы  факультатива «Занимательная математика»  автора  Е.Э.Кочуровой   (Программа внеурочно...

методическая разработка внеурочного занятия "Наглядная геометрия"

Развивать интерес детей к математике, их иатематические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся...

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

Методическая разработка внеурочного занятия «Русская народная кукла». 4 класс.

Тема: «Русская народная кукла»Тип: творческая мастерская.Цель: формирование базовых национальных ценностей, развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство...