№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Мотивация к учебной деятельности Цель: 1.Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности 2.Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность 3.Определить содержательные рамки урока | Учитель открывает высказывание: “Счет и вычисления – основа порядка в голове” ( 1 слайд) - Ребята, как вы понимаете данное высказывание? - С какими числами мы учились работать на предыдущих уроках? Ребята, как вы думаете, для чего человеку надо изучать многозначные числа? - Какие действия с многозначными числами мы уже можем выполнять? - Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами? Кто из вас хочет научиться выполнять более сложные вычисления с многозначными числами? Ребята! Почему сегодня у нас в гостях наш добрый знакомый Смайлик? (1 слайд) А что значит учиться? (Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ.) - Как строится урок, когда мы узнаём новое? - Итак, с чего начнем? (С повторения)
| Предполагаемые ответы:
С многозначными числами надо - вести наблюдения за звездами; - считать предметы в большом количестве; и т.д. можем - сложение и вычитание Умножать и делить хочу - проявляют живой интерес
Мы будем учиться чему-то новому. Не всё ещё знаем.. Сначала повторим то, что знаем, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем, почему оно вызвало затруднение, ищем выход из затруднения…) |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Цель: 1.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания 2.Актуализация мыслительных операций 3.Мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное выполнение. 4.Фиксация индивидуальных затруднений | Выполните умножение 84*3 слайд
– Кто вычислял устно? Как?
-Какое свойство умножения ты использовал? – Кто вычислял письменно? Расскажи! - - Проговорите правило. Что общего в решении данных примеров? Чем они отличаются? ИТАК, дети, скажите, почему мы с вами учимся и устным и письменным приёмам вычислений? Физкультминутка для глаз (циферблат часов) г) Задание для пробного действия. Выполните умножение 1862*9= На работу вам 1 минута. Стоп! | 1.Учащиеся выполняют решение. Ответ фиксируют на отдельном листе маркером и поднимают в руке. 2.Один ученик выходит к доске и проговаривает правило устного умножения двузначного числа на однозначное. Распределительное 3.Письменный пример записывается другим учеником на доске с коментированием 4. Учащиеся проверяют правильность решения и соотносят его с эталоном на экране слайд алгоритм В жизни часто встречаются ситуации, например, в магазине, когда под рукой нет листочка и ручки – нужно считать в уме. 5. Ученики сообщают результат работы над пробным действием: кто справился, кто нет (сравнивая свой ответ с правильным ответом, записанным на доске) |
3 | Выявление места и причины затруднения. Цель: 1.Восстановление выполненных операций, фиксация места затруднения 2.Соотнесение своих действий с эталоном, фиксация затруднения во внешней речи | 1.Кто справился с решением примера? Устный или письменный прием вы использовали? Покажите свое решение на доске. Откуда у тебя это умение? 1862*9=16758
2.Кто решил пример, но допустил ошибку?
3.Кто не смог решить пример вообще? Почему?
| 1.Учащиеся поднимают карточки с решенным примером. Один ученик записывает решение на доске. Объясняет, как выполнял и откуда у него это умение (мама показала раньше, додумался сам и т.д.) 2. Выясняют место ошибки: - ошибка в подсчетах; 3.Выясняют причину: - не догадался записать в столбик; - записал в столбик, но не знал с какого разряда начать умножение, не успел. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1.Согласовать и зафиксировать цель и тему урока. 2.Выбрать способ и форму реализации цели.
| 1.Мы выяснили причины затруднения. Как будем выходить из затруднения?
2.Как может звучать сегодняшняя тема урока?
3. – Что нам может помочь при открытии нового? Что вы предлагаете для успешного решения нашей задачи, научиться умножать многозначные числа в столбик без ошибок?
– Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? 4.Как будем работать? (в парах, группах). Учитель ориентируется в соответствии с желанием детей. | 1.Чтобы решать без ошибок примеры на умножение, надо составить алгоритм . 2. Умножение многозначного числа на однозначное. 3. Известный алгоритм умножения двузначного на однозначное. Составить алгоритм умножения многозначных чисел в столбик. дополнить алгоритм шагами 4.Дети большинством голосов выбирают форму реализации проекта. |
5. | Реализация проекта. Цель: 1.Реализовать проект. 2.Зафиксировать новый способ действия в речи, знаках, схеме, алгоритме. | На данном этапе необходимо предупредить возможные ошибки заблаговременно, еще до составления алгоритма 1.С помощью чего вы можете составить алгоритм? Не забывайте, что ваш алгоритм должен быть универсален для многозначных чисел с любым количеством разрядов. 2.Оказание необходимой помощи по желанию учеников во время самостоятельной работы 3. Проверка составленных алгоритмов их соотнесение, выбор оптимального или коллективное составление общего. 4. Сравнение с эталоном в учебнике. Физкультминутка подвижная под музыку |
1.Можно в таблице, схеме, в построчной записи или символах. 2. Работа в парах или группах (лучше в группах). 3.Защита проектов. Выбор оптимального алгоритма или коллективное его составление. 4.Сравнивание с эталоном на экране (слайд ), корректировка |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи. | Работа в учебнике. № 2 стр. 72 – Сейчас мы с вами будем находить значения выражений, используя новый алгоритм. Выполните умножение в столбик совместно с товарищем по парте. Договоритесь, кто будет проговаривать, а кто проверять. Если вы выполнили задание правильно, поставьте “+”, если неправильно – “?”. У кого есть ошибки? Почему ты ошибся? | Самостоятельная работа в парах. Дети решают 4, 5, 6 примеры.
Проверка. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Проверить и оценить свое умение применять новое учебное действие в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | 1. с. 72 №4 - Выберите и запишите выражение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма. 2. Соотнести свое решение с эталоном на доске .3.Рефлексия -Кто допустил ошибки, сколько? (Молодец тот, кто внимательно проверил и нашел ошибки) -Кто решил без ошибок? (Это очень хорошо.) Физкультминутка: хоровое проговаривание |
1.Самостоятельная индивидуальная работа.
2.Самопроверка через доску. Слайд 10050-357*3= 8979 |
8.
| Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1.Определить границы применимости нового знания. 2.Тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом на примере решения задач. | 1.Решите задачу № 208 На овощную базу привезли 312 ящиков груш по 5 кг в каждом и 125 ящиков яблок такого же веса. Сколько всего кг груш и яблок привезли на овощную базу? 2.Какое действие с числами вам понадобится выполнить при решении задачи? 3.В ходе решения выяснить, кто какой способ решения выбрал. Оценить учащихся 4. Оба способа записать на доске. | 1.Самостоятельное решение задачи.
2. Умножение многозначных чисел. 3.Выбор любого способа решения, оценивание учителем по ходу решения. 4.Запись второго способа, который не использовал сам. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. Цель: 1.Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке 2.Оценить собственную деятельность 3.Зафиксировать неразрешенные затруднения | 1.Чему мы хотели научиться на уроке? 2. Смогли ли мы это сделать? 3. Пригодилось ли нам это умение? 4. - Оцените себя. (на экране слайд Утверждения | Поставь знак + или - | Тема урока мне понятна |
| Я понял новый материал |
| Я справился с сам. работой |
| Мне необходимо поработать над темой урока |
|
- Чтобы ни у кого больше не возникало затруднений, предлагаю наши умения закрепить на следующем уроке. | 1.Выполнять умножение многозначных чисел. 2. Да 3. Да, при решении задачи. 4. В тетради ставят знаки + или -. |