Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Данильченко Любовь Петровна

Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классов

в развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе

на семинаре учителей начальных классов

по проблеме «Роль учителя начальных классов

в развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира»

в рамках районного методического объединения

проводит Данильченко Л.П.

7 ноября 2013

Урок математики в 4 классе

Тема: Умножение многозначного числа на однозначное.

Тип урока: ОНЗ

Цель: Сформировать умение умножать многозначное число на однозначное

Задачи:

  1. Вовлечение учащихся в ситуацию деятельности на уроке.
  2. Развитие УУД.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1.Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности

2.Создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность

3.Определить содержательные рамки урока

Учитель открывает высказывание: “Счет и вычисления – основа порядка в голове” ( 1 слайд)

- Ребята, как вы понимаете данное высказывание?

   - С какими числами мы учились работать на предыдущих уроках?

   Ребята, как вы думаете, для чего человеку надо изучать многозначные числа?           

- Какие действия с многозначными числами мы уже можем  выполнять?  

- Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами?  

Кто из вас хочет научиться выполнять более сложные вычисления с многозначными числами?

Ребята! Почему сегодня у нас в гостях наш добрый знакомый Смайлик?  (1 слайд)  А что значит учиться? (Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ.)

- Как строится урок, когда мы узнаём новое?                     - Итак, с чего начнем? (С повторения)

Предполагаемые ответы:

С многозначными числами надо

- вести наблюдения за звездами;

- считать предметы в большом количестве; и т.д.

можем

- сложение и вычитание

Умножать и делить

хочу

- проявляют живой интерес

Мы будем учиться чему-то новому. Не всё ещё знаем..

Сначала повторим то, что знаем, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем,  почему оно вызвало затруднение, ищем выход из затруднения…)

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель:

1.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания

2.Актуализация мыслительных операций

3.Мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное выполнение.

4.Фиксация индивидуальных затруднений

Выполните умножение 84*3   слайд 

– Кто вычислял устно? Как?

 -Какое свойство умножения ты использовал?

– Кто вычислял письменно? Расскажи!

                                                                                                      -

- Проговорите правило.

Что общего в решении данных примеров? Чем они отличаются?

ИТАК, дети, скажите, почему мы с вами учимся и устным и письменным приёмам вычислений?  Физкультминутка  для глаз (циферблат часов)

г) Задание для пробного действия.

Выполните умножение 1862*9=

На работу вам 1 минута. Стоп!    

1.Учащиеся выполняют решение. Ответ фиксируют на отдельном листе маркером и поднимают в руке.

2.Один ученик выходит к доске и проговаривает правило устного умножения двузначного числа на однозначное.

Распределительное

3.Письменный пример записывается другим учеником на доске с коментированием

4. Учащиеся проверяют правильность решения и  соотносят его с эталоном на экране  слайд   алгоритм

В жизни часто встречаются ситуации, например, в магазине, когда под рукой нет листочка и ручки – нужно считать в уме.

5. Ученики сообщают результат работы над пробным действием: кто справился, кто нет (сравнивая свой ответ с правильным ответом, записанным на доске)

 

3

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1.Восстановление выполненных операций, фиксация места затруднения

2.Соотнесение своих действий с эталоном, фиксация затруднения во внешней речи

1.Кто справился с решением примера? Устный или письменный прием вы использовали? Покажите свое решение на доске. Откуда у тебя это умение? 1862*9=16758

2.Кто решил пример, но допустил ошибку?

3.Кто не смог решить пример вообще? Почему?

1.Учащиеся поднимают карточки с решенным примером. Один ученик записывает решение на доске. Объясняет, как выполнял и откуда у него это умение (мама показала раньше, додумался сам и т.д.)

2. Выясняют место ошибки:

- ошибка в подсчетах;

3.Выясняют причину:

- не догадался записать в столбик;

- записал в столбик, но не знал с какого разряда начать умножение, не успел.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1.Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

2.Выбрать способ и форму реализации цели.

1.Мы выяснили причины затруднения. Как будем выходить из затруднения?

2.Как может звучать сегодняшняя тема урока?

3. – Что нам может помочь при открытии нового?           Что вы предлагаете для успешного решения нашей задачи, научиться умножать многозначные числа в столбик без ошибок? 

– Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом?

4.Как будем работать? (в парах, группах). Учитель ориентируется в соответствии с желанием детей.

1.Чтобы решать без ошибок примеры на умножение, надо составить алгоритм .

2. Умножение многозначного числа на однозначное.

3. Известный алгоритм умножения двузначного на однозначное.  Составить алгоритм умножения многозначных чисел в столбик.

дополнить  алгоритм шагами

4.Дети большинством голосов выбирают форму реализации проекта.

5.

Реализация проекта.

Цель:

1.Реализовать проект.

2.Зафиксировать новый способ действия в речи, знаках, схеме, алгоритме.

На данном этапе необходимо предупредить возможные ошибки заблаговременно, еще до составления алгоритма

1.С помощью чего вы можете составить алгоритм? Не забывайте, что ваш алгоритм должен быть универсален для многозначных чисел с любым количеством разрядов.

2.Оказание необходимой помощи по желанию учеников во время самостоятельной работы

3. Проверка составленных алгоритмов их соотнесение, выбор оптимального или коллективное составление общего.

4. Сравнение с эталоном в учебнике.

     Физкультминутка подвижная под музыку

1.Можно в таблице, схеме, в построчной записи или символах.

2. Работа в парах или группах (лучше в группах).

3.Защита проектов. Выбор оптимального алгоритма или коллективное его составление.

4.Сравнивание с эталоном на экране (слайд ), корректировка

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Работа в учебнике. № 2 стр. 72

– Сейчас мы с вами будем находить значения выражений, используя новый алгоритм.

Выполните умножение в столбик совместно с товарищем по парте. Договоритесь, кто будет проговаривать, а кто проверять.

Если вы выполнили задание правильно, поставьте “+”, если неправильно – “?”.

У кого есть ошибки? Почему ты ошибся?

Самостоятельная работа в парах. Дети решают 4, 5, 6 примеры.

Проверка.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

Проверить и оценить свое умение применять новое учебное действие в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

 

1.   с. 72  №4

- Выберите и запишите выражение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма.

2. Соотнести свое решение с эталоном на доске .3.Рефлексия

-Кто допустил ошибки, сколько?

(Молодец тот, кто внимательно проверил и нашел ошибки)

-Кто решил без ошибок?  (Это очень хорошо.)

  Физкультминутка: хоровое проговаривание

1.Самостоятельная индивидуальная работа.

2.Самопроверка через доску.

   Слайд

10050-357*3= 8979

 

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1.Определить границы применимости нового знания.

2.Тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом на примере решения задач.

1.Решите задачу № 208

На овощную базу привезли 312 ящиков груш по 5 кг в каждом и 125 ящиков яблок такого же веса. Сколько всего кг груш и яблок привезли на овощную базу?

2.Какое действие с числами вам понадобится выполнить при решении задачи?

3.В ходе решения выяснить, кто какой способ решения выбрал.

Оценить учащихся

4. Оба способа записать на доске.

1.Самостоятельное решение задачи.

2. Умножение многозначных чисел.                                  3.Выбор любого способа решения, оценивание учителем по ходу решения.

4.Запись второго способа, который не использовал сам.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1.Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

2.Оценить собственную деятельность

3.Зафиксировать неразрешенные затруднения

1.Чему мы хотели научиться на уроке?

2. Смогли ли мы это сделать?

3. Пригодилось ли нам это умение?

4.  - Оцените себя. (на экране слайд 

Утверждения

Поставь знак + или -

Тема урока мне понятна

Я понял новый материал

Я справился с сам. работой

Мне необходимо поработать над темой урока

- Чтобы ни у кого больше не возникало затруднений, предлагаю наши умения закрепить на следующем уроке.

1.Выполнять умножение многозначных чисел.

2. Да

3. Да, при решении задачи.

4. В тетради ставят знаки + или -.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме"Многозначные числа"

Цель урока: закреплять знания письменных приёмовсложения и вычитания многозначных чисел, отрабатывать навыки устных вычислений, повторить и закрепить нумерацию, сложение и вычитание многозначных чисел...

Урок математики "Действия с многозначными числами. Закрепление"

Данный материал содержит конспект урока математики, проведенного в 3 классе по учебнику Л. Г. Петерсон. Тип урока - систематизация и закрепление знаний. Урок составлен в соответствии с технологией дея...

урок математики "Действия с многозначными числами"

Раздел программы: «Действия с многозначными числами» Тема урока: Умножение многозначного числа на трехзначное.Цель: конструирование случая умножения многозначного числа на ...

Презентация к уроку математики по теме "Многозначные числа""

Презентация составлена к учебнику Л. Г. Петерсон "Математика. 3 класс". На уроке рассматриваются темы: чтение и запись многозначных чисел, рабрта с именованными числами, решение задач на нах...

Технологическая карта урока математика "Письменное деление многозначного числа на двузначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...

Технологическая карта урока математики «Письменное деление многозначного числа на трехзначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 03.05.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...