Сложение и вычитание многозначных чисел.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Воробьева Ольга Николаевна


по программе Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел.

(4 класс)

Цели:

1. актуализировать знания устной и письменной нумерации многозначных чисел, разрядного состава числа, соотношения между соседними разрядными единицами;

2. тренировать устные приемы сложения и вычитания, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

3. вывести способ сложения и вычитания многозначных чисел в столбик на основе изученных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел;

4.тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

5. развивать навыки взаимопомощи и сотрудничества.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

На доске карточка с записью: Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра.

 Здесь же нарисован рисунок, изображающий восхождение к

 вершине знаний.

- Прочитайте высказывание. Вы согласны?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость?

- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?

- Вспомните, закончили мы изучение многозначных чисел? Почему вы так считаете? (Пока нет, еще не изучали действий с числами).

- Сегодня мы продолжим работу над многозначными числами.

Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)

 II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

1) Чтение и запись многозначных чисел.

- Запишите числа под диктовку:

5 млн. 6 тыс. 72;  2 млрд. 34 млн. 1;  7 млрд. 409 тыс.

- Сколько единиц в разряде сотен тысяч в 1 числе? Во 2 числе? В 3 числе? (В 1 числе 0 сотен тысяч; во 2 числе – 0 сотен тысяч; в 3 числе – 4 сотни тысяч.)

- На что похожа запись каждого класса многозначного числа? (На запись трехзначного числа.)

- А чем отличается? (В каждом классе, кроме старшего, записываются все три цифры, а в трехзначных числах 0 впереди не пишется – получается двухзначное или однозначное число.)

- Что обозначает цифра 0 в записи числа? (Единицы отсутствуют в разрядах: сотен тысяч, десятков тысяч, сотен класса единиц.)

- Сколько сотен в одной тысяче? (10 сотен.) Почему? (Каждая единица содержит 10 единиц младшего разряда.)

- Сколько десятков тысяч в 1 сотне тысяч? (10 десятков тысяч.) Почему? (10 единиц каждого разряда образуют 1 единицу старшего разряда.)

2) Сравнение многозначных чисел.

4.308 … 4.083;  94.809 …  9.999;  1 тыс. … 10 сот.

- Что общего в записях? (Это задания на сравнение многозначных чисел.)

Ученик у доски вставляет нужные знаки и объясняет свой выбор.

3) Индивидуальное задание.

34.257 + 15.641       68.793 + 8.649       124.785 – 36.998

260.004 – 74.653

Задание выполняется самостоятельно на время – 1 – 2 минуты. Стоп! Положите ручки. Назовите ваши ответы. ( Записываются возможные варианты ответов на доске.)

В случае несовпадения ответов в первых двух примерах, дети проговаривают соответствующий вычислительный прием. (На доску выставляются эталоны сложения и вычитания трехзначных чисел.)

- Каким правилом или алгоритмом воспользуетесь, чтобы определить, кто прав? (Такого правила у нас нет.)

Познавательные УУД (выполнение логических операций: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий)

Регулятивные УУД ( начинать и заканчивать действия в требуемый момент)

III. Постановка проблемы.

 - Какое правило здесь нужно? (Правило сложения и вычитания натуральных чисел.)

- Так они же выставлены на доске! (Эти правила касаются только сложения и вычитания трехзначных чисел, а у нас – действия с многозначными числами.)

- Значит, какую цель нам надо поставить перед собой? (Научиться складывать и вычитать многозначные числа.)

- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание многозначных чисел.) Открывается тема урока.

Регулятивные УУД (понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу)

IY. Проектирование и фиксация нового знания.

- В чем различия между трехзначными и многозначными числами? (Больше разрядных единиц.)

- Изменяется ли способ образования старшего разряда при увеличении количества разрядов? (Нет, 10 единиц любого разряда образуют 1 единицу следующего разряда.)

- Значит, как удобно записывать числа при письменном сложении и вычитании? (В столбик, разряд под разрядом.)

Работа в группах. (для обдумывания 1 – 2 минуты.)

- Закончите опорные схемы сложения и вычитания в столбик для многозначных чисел:

  • первый случай – общий, без перехода через разряд;
  • второй – когда при сложении в некоторых разрядах получается число, большее 9;
  • третий – при вычитании не достает единиц какого-то разряда;
  • четвертый – при вычитании в уменьшаемом единицы некоторых разрядов отсутствуют, т.е записаны нули.

Варианты, предложенные группами обсуждаются фронтально.

Вывешивается алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

- Сделайте вывод. (Приемы сложения и вычитания многозначных чисел аналогичны приемам сложения и вычитания трехзначных чисел: смысл действий остается тот же, но увеличивается количество разрядов.)

- Теперь мы сможем решить те примеры, которые у нас не получились вначале? (2 ученика комментируют решение примеров, используя опорные схемы.)

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта)

Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество со сверстниками)

Y. Первичное закрепление.

1. Работа в парах - № 364 (1 – верхняя строчка.)

- Запишите ответы в примерах, комментируя свои действия в парах.

Проверим ответы: 634.922, 298.784

2. Работа в парах.

- Незнайка, Буратино и Вини-Пух решали пример 683.159 – 2.304. Проверьте их записи и решения, найдите ошибки. У себя в тетради запишите правильное решение.

- Кто из героев решил правильно? (Правильного решения нет. Незнайка и Буратино ошиблись в записи чисел в столбик. Незнайка записал единицы под сотнями, а Буратино – под десятками. А Вини-Пух записал пример верно, но ошибся в вычислениях.)

Личностные УУД (взаимопомощь)

Регулятивные УУД (управление своей деятельностью)

Коммуникативные УУД ( навыки сотрудничества)

YI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Готовы теперь проверить свои силы? (Да.)

- Работаем в тетрадях. Из первых двух столбиков выберите один пример на сложение и один – на вычитание. Обратите внимание на запись 1 –го примера 2 –го столбика. Что заметили? (К четырехзначному числу  прибавляется шестизначное. Для удобства записи слагаемые нужно поменять местами.)

- Какие правила записи в столбик надо помнить, чтобы избежать ошибок? (Числа записываются в столбик поразрядно, начиная с низшего разряда.)

- С какого разряда начинаем действие? (Тоже с низшего.)

Самопроверка -  по эталону.

- Если пример решен вами правильно – рядом поставьте простым карандашом знак «+», если у вас получилось по-другому – поставьте «?».

- Кто выполнил правильно все примеры?

- У кого возникли затруднения? Над чем вам придется дополнительно поработать? (Над схемой и правилами решения примеров в столбик.)

Личностные УУД (контроль и самооценка)

Регулятивные УУД (адекватное восприятие оценки своей деятельности)

YII. Включение нового содержания в систему знаний и повторение.

1. Решение уравнений с использованием приемов сложения и вычитания многозначных чисел.

- Мы не плохо справились с решением примеров на сложение и вычитание  многозначных чисел. А где на практике можно встретиться с этими приемами? (При решении уравнений и задач.)

- Попробуем применить наши знания при решении уравнений. (2 ученика работают на скрытой доске с помощниками, остальные - в тетрадях.)

2. Решение задач.

- Сейчас поработаем над задачами. Проведем игру-соревнование «Блицтурнир».

- Я выставлю на доске карточки с выражениями. Тот, кто первый выполнит задание, выбирает нужную карточку и обосновывает решение.

 а) Банан стоит а рублей, а ананас на  в руб. дороже. Во сколько раз банан дешевле ананаса?

б) Банан стоит а рублей, а ананас в 2 раза дороже. На сколько банан дешевле ананаса?

в) Ананас стоит в руб., а банан в 2 раза дешевле. Сколько стоят банан и ананас вместе?

 а х 2 – а                     в : 2 + в                  (а + в) : а

Познавательные УУД (работа с учебными моделями)

Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)

YIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? (Нам не удалось выполнить сложение и вычитание многозначных чисел.)

- Нам удалось решить эту проблему? (Да.)

- Как мы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что и при сложении и вычитании в столбик двузначных и трехзначных чисел.)

Открывается створка доски, на которой запись:

Школа – это детская страна, где много света и

тепла, где много счастья и добра.

- Как вы думаете, я правильно поместила карточку на вершину Успеха? (Да, ведь мы вопрос решили.)

- Кто согласен с высказыванием о школьной стране, испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.

- Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.

- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.

- Прикрепите кружки на доску.

- Урок закончен. Спасибо за урок.

Регулятивные УУД (  контроль и оценка результатов деятельности)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....

Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.

Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему  "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных  чисел"....

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...