урок по математике 4 класс программа Л.В. Занкова "Объем и его измерение"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Букова Валентина Ивановна

Исследовательская деятельность на уроке математке на примере изучения понятия -объем и его измерение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

            227 954 565 Букова Валентина Ивановна г. Красноярск.

Наиболее активно учащиеся начальных классов включаются в практическую, исследовательскую деятельность по выявлению математических закономерностей, связей. Элементы такой деятельности в начальной школе очень пригодятся учащимся в последующих классах.

В чём же заключается исследовательская работа по изучению величин. В каждом конкретном случае базируется на сравнении объектов на глаз, приложением, наложением, использованием произвольных мерок при измерении сравниваемых объектов, знакомство с ними; знакомство с инструментами, предназначенными для измерения изучаемой величины.

В начальной школе, а именно в 4 классе уже осуществляется содержательный, глубокий анализ по изучению величин, используется такой важный приём как обобщение по теме.

Урок математики в 4 классе

      Тема: Объём и его измерение.

      Учебная цель: реализация дидактических принципов на уроке математики.

      Задачи:

  • дать первоначальное представление об объёме;
  • тренировать в измерении объёма произвольными мерками;
  • определение объёма прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям.

Конспект урока.

  1. На доске запись: см, дм², мм², км, м³, дм.

Учитель: Что вы видите на доске?

Андрей: Величины.

Учитель: Какое задание можно выполнить с данными величинами?

Катя: Поделить на группы.

Учитель: По какому признаку?

Толя: Я знаю, что величинами см, м, дм можно измерить длину отрезка.

Андрей: Километр – величина для измерения больших расстояний.

Илья: см, м, мм – эти величины мы используем при нахождении периметра многоугольника.

Алина:  дм², м² - так мы обозначаем площади фигур.

Кирилл: м³ - незнакомая нам величина.

Обращаю внимание детей на плакат, висящий на доске.

Учитель: Посмотрите на данный плакат, может здесь вы найдёте ответ на свой вопрос.

Ксюша: У первого рисунка можно найти периметр.

Данил: У второго – площадь.

Рома: А третья фигура объёмная.

Учитель: Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Никита: Объёмные фигуры.

Альберт: Знакомство с объёмом.

Учитель: Какие вопросы помогут нам раскрыть тему урока?

Дима: Что такое объёмные фигуры?

Юля: Объём. Как его определить?

Ксюша: В чем он измеряется?

Учитель: Подумайте, что значит объёмный?

Артур: Объёмный, значит большой.

Обращаемся к толковому словарю. В классе есть дети, которые отвечают за данный вид работы.

Таня (читает): Объёмный – значит большой, занимающий место в пространстве.

Учитель: Мы ответили на первый вопрос. Поищем ответ на следующий.

На столе располагаются предметы: объёмный квадрат, банка с водой, камень.

Учитель: Посмотрите на эти предметы, с какой целью я их поставила?

Лена: Есть. Квадрат занимает место в пространстве – это объёмный предмет.

Митя: Банка с водой – это тоже объёмный предмет.

Илья: Камень – объёмный.

Учитель: Для чего я положила камень и налила в банку воду?

Данил: Я догадался. Его можно отпустить в банку с водой.

Андрей: Я понял, что вода из банки выльется.

Учитель: Значит, какой вывод можно сделать?

Дети приходят к выводу, что воду в банке (объём воды) можно измерить с помощью мерки. Но с помощью такой мерки найденный объём будет не точным.

Учитель: Так как же определить объём предмета? Вот у меня в руках геометрический предмет. Как вы его назовёте?

Гена: Сторона данного предмета - прямоугольник.

Алёна: Это прямоугольный параллелепипед

Учитель: Этих фигур всего 5, а вас в классе 25 человек. Как поступить в данной ситуации?

Катя: Поделимся на группы.

Учитель: Хорошо. Что вы видите внутри фигуры?

Данил: Мерку. Это квадратный сантиметр.

Лена: А ещё здесь шарик.

Учитель: С какой целью я их положила?

Митя: Какая мерка подойдёт.

Ваня: Я считаю, что подойдёт сантиметр квадратный.

Ира: Я тоже так считаю, ведь шариком нельзя измерить точно.

Учитель: Почему?

Артём: Он не занимает всего пространства.

Учитель: Как с помощью квадратных сантиметров определить объём прямоугольного параллелепипеда, ведь их тоже мало и они не заполнят всего пространства?

Работа в группах.

Дети выкладывают квадратные сантиметры по ширине длине и высоте. Определяют вместимость, объём.

Учитель: Объясните, какие действия вы выполнили?

Толя: Мы расставили квадратные сантиметры по ширине.

Аня: Наша группа – по высоте.

Данил: Их можно расположить и по длине.

Учитель: Ответим на следующий вопрос: как определить объём прямоугольного параллелепипеда? Запишем формулу находимого объёма.

V – знак обозначения объёма.

V=авс

Сколько сторон мы перемножили? На какой вопрос нам нужно  ещё дать ответ?

Рома: м³ - что обозначает цифра 3?

Рефлексия. Ребята, удалось ли нам найти ответы на поставленные вопросы?

Алина: Я знаю, что такое объём.

Толя: Я научился определять объём предметов.

Кирилл: Я знаю, в каких единицах измеряется объём.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по программе "Школа 2100", 3 класс. "Составные уравнения"

 Познакомить учащихся с решением нового вида составных уравнений, развивать мыслительные операции, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, отработка навыка правильного чтения выражений ...

Конспект урока по математике по программе "Школа 2100"

Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей...

урок по математике по программе "Школа 2100"

урок по математике по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по математике (по программе "Школа России", автор М.И.Моро и др) Тема: счет десятками

Формирование представлений учащихся о новой счетной единице - десятке....

Урок по математике по программе "Гармония" во 2 классе по теме "Подготовка к контрольной работе. Решение задач.Построение схем"

Этот урок разработан с целью  поэтапной подготовки детей к выполнению контрольной работы по разным уровням сложности. Дети решают задачи с помощью построения схем, начиная с легкого уровня сложно...