Календарно - тематическое планирование 4 класс по программе 7 вида ( коррекционной школы)
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Волошина  Наталья Ивановна

Календарно- тематическое планирование по всем предметам 4 класс по программе 7 вида (КРО) общеобразовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика

 IV класс (136 ч)

(Из расчета 4 ч в неделю. Распределение часов по темам ориентировочное.)

Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание (20 ч)

Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона. Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.

Единицы времени: век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда. Их соотношение. Простые задачи на вычисление времени.

Сложение и вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы выполнения действий.

Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Решение задач с помощью составления уравнения.

Решение составных задач. Вычисление значения выражений в 2—3 действия (со скобками и без них)

Умножение и деление (116 ч)

Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий, умножение и деление с числами / и 0, умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число, умножение и деление числа на произведение.

Способы проверки умножения и деления. Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10,100,1000.

Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Отработка письменных приемов вычислений.

Знакомство с ЭВМ.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Решение задач.

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

Площадь фигуры. Практические упражнения в измерении площади. Единицы измерения площади. Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

Решение задач изученных видов на все арифметические действия.

Повторение и обобщение знаний.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

• названия и обозначения единиц важнейших величин — длины, массы, площади, времени;

• взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при решении текстовых задач.

Учащиеся должны уметь.

читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

• выполнять устные вычисления в пределах 100, а с большими числами — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание, умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число; проверять правильность вычислений;

• называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);

• находить значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

• решать простые и составные задачи в 2-3 действия с помощью действий сложения, вычитания, умножения и деления;

• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;

• уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;

• вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Календарно – тематическое планирование

 тема

дата

Многозначные числа. Нумерация. Сложение и вычитание (20 ч)

1

Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона

2

Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.

3

Единицы времени: век,

4

Единицы времени: год

5

Единицы времени: месяц

6

Единицы времени: сутки

7

Единицы времени: час

8

Единицы времени: минута

9

Единицы времени: секунда

10

Простые задачи на вычисление времени.

11

Сложение и вычитание многозначных чисел

12

Устные и письменные приемы выполнения действий.

13

Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами.

14

Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого,  на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами.

15

Решение простейших уравнений на нахождение неизвестного , вычитаемого на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами.

16

Решение составных задач.

17

Решение задач с помощью составления уравнения

18, 19

Вычисление значения выражений в 2—3 действия (со скобками и без них)

20

Контрольная работа

Умножение и деление (116 ч)

21

Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий,

Работа над ошибками

22

Взаимосвязь между компонентами действий,

23

Умножение и деление с числами / и 0,.

24

Умножение суммы на число и числа на сумму

25

Умножение суммы на число и числа на сумму

26

Умножение суммы на число и числа на сумму

27

Деление суммы на число,

28

Деление суммы на число

29

Деление суммы на число

30

Деление суммы на число

31

Умножение и деление числа на произведение.

32

Умножение и деление числа на произведение.

33

Умножение и деление числа на произведение.

34

Умножение и деление числа на произведение.

35

Умножение и деление числа на произведение.

36

Проверочная  работа

37

Способы проверки умножения и деления

Работа над ошибками

38

Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами

39

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

40

Умножение и деление на 10,100,1000

41

Умножение и деление на 10,100,1000

42

Умножение и деление на 10,100,1000

43

Умножение и деление на 10,100,1000

44

Умножение и деление на 10,100,1000

45

Умножение и деление на 10,100,1000

46

Умножение многозначного числа на однозначное

47

Умножение многозначного числа на однозначное

48

Умножение многозначного числа на однозначное

49

Умножение многозначного числа на однозначное

50

Умножение многозначного числа на однозначное

51

Умножение многозначного числа двузначное и трехзначное число.

52

Умножение многозначного числа двузначное и трехзначное число.

53

Умножение многозначного числа двузначное и трехзначное число.

54

Умножение многозначного числа двузначное и трехзначное число.

55

Умножение многозначного числа двузначное и трехзначное число.

56

Умножение многозначного числа двузначное и трехзначное число.

57

Проверочная работа

58

Деление многозначного числа на однозначное

Работа над ошибками

59

Деление многозначного числа на однозначное

60

Деление многозначного числа на однозначное

61

Деление многозначного числа на однозначное

62

Деление многозначного числа на однозначное

63

Самостоятельная работа

64

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

65

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

66

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

67

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

68

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

69

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

70

Деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

71

Самостоятельная работа

72

Отработка письменных приемов вычислений

Раб. над ошиб.

73

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

74

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

75

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

76

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

77

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

78

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

79

Зависимость между величинами: цена, кол-во, стоимость

80

Зависимость между величинами: цена, кол-во, стоимость

81

Зависимость между величинами: цена, кол-во, стоимость

82

Зависимость между величинами: цена, кол-во, стоимость

83

Зависимость между величинами: цена, кол-во, стоимость

84

Зависимость между величинами: цена, кол-во, стоимость

85

Решение задач на движение

86

Решение задач на движение

87

Решение задач на движение

88

Решение задач на движение

89

Решение задач на движение

90

Решение задач на нахождение стоимости, цены, количества

91

Решение задач на нахождение стоимости, цены, количества

92

Решение задач на нахождение стоимости, цены, количества

93

Решение задач на нахождение стоимости, цены, количества

94

Решение задач на нахождение стоимости, цены, количества

95

Решение задач на нахождение стоимости, цены, количества

96

Контрольная работа

97

Работа над ошибками

98

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

99

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

100

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

101

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

102

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

103

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

104

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

105

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

106

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие все четыре арифметических действия.

107

Площадь фигуры.

108

Площадь фигуры.

109

Площадь фигуры.

110

Упражнения в измерении площади

111

Упражнения в измерении площади

112

Упражнения в измерении площади

113

Упражнения в измерении площади

114

Единицы измерения площади

115

Единицы измерения площади

116

Единицы измерения площади

117

Единицы измерения площади

118

Единицы измерения площади

119

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

120

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

121

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

122

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

123

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

124

Решение задач изученных видов на все арифметические действия

125

Решение задач изученных видов на все арифметические действия

126

Решение задач изученных видов на все арифметические действия

127

Решение задач изученных видов на все арифметические действия

128

Решение задач изученных видов на все арифметические действия

129

Повторение и обобщение знаний.

130

Повторение и обобщение знаний

131

Годовая конт.работа

132

Повторение и обобщение знаний

133

Повторение и обобщение знаний

134

Повторение и обобщение знаний

135 -136      Повторение и обобщение знаний



Предварительный просмотр:

Русский язык

Программа коррекционного класса

IV класс (170 ч)

Фонетика и графика (10 ч)

Повторение: звуки гласные и согласные (их опознавательные признаки, называние), твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные (способы различения). Обозначение мягкости согласных гласными и мягким знаком; ударение, ударные и безударные гласные; звуки и буквы; деление слов на слоги; правила переноса слов с одной строки на другую; правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, ] алфавит, распределение слов в алфавитном порядке (по первой букве), пользование школьным орфографическим словарем; активное использование изученной терминологии.

Морфология (135 ч)

Состав слова (6 ч)

Обогащение и дальнейшее развитие умения разбирать слова по составу (морфологический анализ) и образовывать новые слова с помощью значимых частей слова. Дальнейшее развитие орфографической зоркости. Совершенствование применения правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

Части речи (129 ч)

Имя существительное. Повторение изученного в I— III классах.

Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонений в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ия, -ни, -иг). Склонение имен существительных во множественном числе.

Антонимы и синонимы. Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.

Имя прилагательное. Повторение изученного в III классе: изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны (кроме притяжательных прилагательных); имена прилагательные, сходные и противоположные по значению. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).

Личное местоимение. Подготовительные упражнения в составлении предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.

Местоимения. 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глаголы. Повторение пройденного в III классе. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение). Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2 лице (-ешь, -ишь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Сходные и противоположные по значению глаголы. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи,

Многозначительные слова. Синонимы, антонимы (без терминологии). Употребление слов в прямом и переносном значении. Использование орфографического и толкового школьных словарей.

Наречие. Подготовительные устные упражнения в использовании наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях. Выделение наречий в предложениях и в тексте. Ознакомление с термином наречие. Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Правописание наиболее употребительных семантически понятных ученикам наречий с суффиксами о, а, близко, быстро, внимательно, завтра, интересно, медленно, , направо, слева, справа, честно.

Имя числительное. Наблюдения за употреблением имен числительных в общении. Ознакомление с термином имя числительное. Употребление в письменной и устной речи словосочетаний типа пять страниц, шесть ложек, нет ножей.

Синтаксис и пунктуация (15 ч)

Главные и второстепенные члены предложения (ознакомительно). Предложения с однородными членами, связанными союзами и, а, но, и без союзов; интонация при перечислении, запятая между однородными членами предложения. Составление предложений с однородными членами.

 

Связная речь

Письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах в школе; написание просьбы, извинения; изложение текста; описание животного, растения; написание рассказа по серии картин или по картине, изложения, сочинения.

Чистописание

Коррекция и совершенствование графических навыков письма.

Повторение изученного за год (10 ч)

Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костер, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст в 65-75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

• писать изложение небольшого текста;

• списывать с печатного текста 5—6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;

• давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

• писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;

• восстанавливать деформированные предложения;

•  составлять предложения из заданных слов;

• различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

• соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;

• находить  в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;

• различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

• кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки)): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен существительных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;

• разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;

• различать предложение и слово, виды предложений по интонации;

• выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены в простом двусоставном предложении;

• устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;

• находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

• различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;

• пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.

(' Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего программного материала.

2 Упражнения по каллиграфии проводятся по 5-8 мин на уроках русского языка.

3 Примерное количество слов для словарного диктанта в IV классе — 10—12.)

IV класс (102 ч)

              Календарно- тематическое планирование

1

 Повторение изученного в I— III классах  Имя существительное

2

Повторение изученного в I— III классах  Имя существительное

3

Повторение изученного в I— III классах  Имя прилагательное.

4

Повторение изученного в I— III классах  Имя прилагательное.

5

Повторение изученного в I— III классах  Глаголы.

6

Повторение изученного в I— III классах  Глаголы.

7

Морфологический анализ правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

8

Морфологический анализ правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

9

Морфологический анализ правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

10

Морфологический анализ правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

11

Морфологический анализ правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

12

Морфологический анализ правил правописания гласных и согласных в корне слова, в изученных приставках.

13

Имя существительное- как часть речи

14

Три склонения имен существительных

15

Три склонения имен существительных

16

Три склонения имен существительных

17

1, 2 и 3-го склонений в единственном числе

18

1, 2 и 3-го склонений в единственном числе

19

1, 2 и 3-го склонений в единственном числе

20

Склонение имен существительных во множественном числе.

21

Склонение имен существительных во множественном числе.

22

 Склонение имен существительных во множественном числе.

23

Антонимы и синонимы

24

Антонимы и синонимы

25

Антонимы и синонимы

26

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

27

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

28

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах

29

Контрольная работа по теме « Имя существительное»

30

Работа над ошибками

31

Имя прилагательное- как часть речи

32

Изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны

33

Изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны

34

Изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны

35

Изменение имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, с которыми они связаны

36

Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению.

37

Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению.

38

Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению.

39

Имена прилагательные, сходные и противоположные по значению.

40

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).

41

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).

42

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).

43

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).

44

Контрольная работа по теме «Прилагательное»

45

Работа над ошибками

46

Личное местоимение

47

Личное местоимение

48

Подготовительные упражнения в составлении предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.

49

Подготовительные упражнения в составлении предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.

50

Подготовительные упражнения в составлении предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.

51

Подготовительные упражнения в составлении предложений с обозначением и заменой действующего лица другим именем существительным или местоимением.

52

Местоимения. 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

53

Местоимения. 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

54

Местоимения. 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

55

Местоимения. 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

56

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов

57

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов

58

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов

59

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

60

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

61

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

62

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

63

Контрольная работа « Местоимение»

64

Работа над ошибками

65

Глаголы –как часть речи

66

Глаголы- как часть речи

67

Неопределенная  форме глагола.

68

Неопределенная  форме глагола.

69

Неопределенная  форме глагола.

70

Неопределенная  форме глагола.

71

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение

72

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение

73

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение

74

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение

75

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (I и II спряжение

76

Правописание личных окончаний глаголов.

77

 Правописание личных окончаний глаголов.

78

Правописание личных окончаний глаголов.

79

Правописание личных окончаний глаголов.

80

Правописание личных окончаний глаголов.

81

Правописание глаголов во 2 лице (-ешь, -ишь

82

Правописание глаголов во 2 лице (-ешь, -ишь

63

Правописание глаголов во 2 лице (-ешь, -ишь

84

Правописание глаголов во 2 лице (-ешь, -ишь

85

Правописание глаголов во 2 лице (-ешь, -ишь

86

 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

87

 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

88

 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

89

 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

90

.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

91

Сходные и противоположные по значению глаголы.

92

 Сходные и противоположные по значению глаголы

93

Сходные и противоположные по значению глаголы.

94

. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи

95

. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи

96

. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи

97

. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи

98

. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи

99

Многозначительные слова.

100

Многозначительные слова.

101

Синонимы,

102

Синонимы,

103

Синонимы,

104

Антонимы

105

Антонимы

106

Антонимы

107

Употребление слов в прямом и переносном значении.

108

Употребление слов в прямом и переносном значении.

109

Употребление слов в прямом и переносном значении.

110

Употребление слов в прямом и переносном значении.

111

Употребление слов в прямом и переносном значении.

112

Использование орфографического и толкового школьных словарей.

113

Использование орфографического и толкового школьных словарей.

114

Использование орфографического и толкового школьных словарей.

115

Использование орфографического и толкового школьных словарей.

116

Контрольная работа» Глагол»

117

Работа над ошибками

118

Наречие- как часть речи

119

Упражнения в использовании наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях.

120

Упражнения в использовании наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях.

121

Упражнения в использовании наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях.

122

Упражнения в использовании наречий в глагольных словосочетаниях и в предложениях.

123

Наречие — неизменяемая часть речи.

124

Наречие — неизменяемая часть речи.

125

Выделение наречий в предложениях и в тексте.

126

Выделение наречий в предложениях и в тексте.

127

Выделение наречий в предложениях и в тексте.

128

Выделение наречий в предложениях и в тексте.

129

Ознакомление с термином наречие.

130

Ознакомление с термином наречие.

131

Значение и вопросы

132

Значение и вопросы

133

Роль в общении.

134

Роль в общении.

135

Роль в общении.

136-140

Правописание наиболее употребительных семантически понятных ученикам наречий с суффиксами о, а, близко, быстро, внимательно, завтра, интересно, медленно, , направо, слева, справа, честно.

141

Контрольная работа « Наречие»

142

Работа над ошибками

143

Имя числительное

144

 Наблюдения за употреблением имен числительных в общении.

145

Ознакомление с термином имя числительное

146

Употребление в письменной и устной речи словосочетаний типа пять страниц, шесть ложек, нет ножей.

147

Главные и второстепенные члены предложения

148

Главные и второстепенные члены предложения

149

Главные и второстепенные члены предложения

150-155

Предложения с однородными членами, связанными союзами и, а, но, и без

156-158

Интонация при перечислении, запятая между однородными членами предложения

159

Составление предложений с однородными членами.

 

160

Контрольная работа « Синтаксис и пунктуация»

161

Работа над ошибками

162

Повторение « Имя сущестительное»

163

Повторение « Имя сущестительное»

164

Повторение

165

Повторение

166

Повторение

167

Повторение

168

Годовая контрольная работа

169

Работа над ошибками

170

Итог



Предварительный просмотр:

Трудовое обучение

IV класс (64 ч)

(Из расчета 2 ч в неделю.)

Сельскохозяйственный труд (14 ч)

Осенние работы (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила безопасности труда. Сбор семян. Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению. Правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение (делением куста). Осенние работы на учебно-опытном участке.

Практические работы. Уборка урожая; осенняя обработка классной делянки. Внесение органических удобрений (перегноя, золы); перекопка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников (удаление отмершей коры со стволов и основных стволов плодовых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев и в междурядья ягодников. Посадка ягодных и декоративных кустарников. Уход за растениями.

Весенние работы (9 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам. Уход за комнатными растениями. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу.

Практические работы и работа в классе. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений (отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковицами). Подготовка почвы к весенним посевам. Посев и посадка растений. Подкормка растений. Удаление сорняков. Рыхление почвы.

Технический труд (26 ч)

Обработка бумаги и картона (12 ч)

Технико-технологические сведения. Изготовление объемных изделий из папье-маше. Разновидности аппликационной техники. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по эскизу и собственному замыслу учащихся. Разметка деталей с помощью циркуля и циркуля-измерителя. Масштаб 1:1, 1:2. Развертка, габаритные размеры.

Примерный перечень изделий. Картонное кружево («Ваза с фруктами»). Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик» (материалы: бумага, картон, сухие листья). «Осенний лес» (по рассказам И.С.Тургенева). «Цветы» (оригами). Жители Арктики (природоведение). Жители тундры (оригами). Ремонт книг. Изготовление книжки-малышки. Прямоугольный пенал. Коробка для хранения раздаточных материалов к урокам математики, русского языка, труда. Настольный театр.

Техническое моделирование (14 ч)

Технико-технологические сведения. Виды бумагопластики. Комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях.

Примерный перечень изделий. Модели транспорта (наземного, водного, воздушного). Весы рычажные. Сельскохозяйственная техника. Мельница. «Наша улица» (макет). Модель электрифицированного светофора. Электровикторина. Экскурсия в столярную (слесарную) мастерскую. Карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной Королевы. Конструирование гирлянд.

Бытовой труд (8 ч)

Обработка ткани (8 ч)

Технико-технологические сведения. Ткани, изготовленные из синтетических волокон. Переплетения нитей в тканях, их отличие друг от друга. Нити основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный. Правила выполнения штопки, приспособление для штопки. Особенности шитья изделий шарообразной формы. Приемы сшивания круглых деталей.

Примерный перечень изделий. Кружевоплетение (имитация из тесьмы). Мягкая игрушка «Змея». «Прихватка». Вышивка салфетки. Театр кукол.

Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

Технико-технологические сведения. Технология художественной обработки различных материалов (художественная вышивка, разновидности аппликаций, вязание, плетение, макраме, чеканка, резьба по дереву, мозаика). Конструирование выкроек, декоративное оформление изделий. Изготовление изделий по собственному замыслу учащихся.

Примерный перечень изделий. Аппликация «В пустыне» (материалы: картон, песок, сухая трава, пластилин). «Зимняя сказка» (материалы: цветная бумага, вата, пенопласт). Животный и растительный мир моря (цветная бумага, песок, стружка, перо, соленое тесто). Моя любимая игрушка (лепка). Сувениры из бисера. Аппликация по произведениям С.Я.Маршака (материалы: перо, ткань, картон, цветная бумага). Ваза для мамы (из шпагата). Декоративная открытка. Декоративная посуда (лепка, роспись). Чеканка (фольга). Веселые маски (бумажные тарелки, цветные картинки, нитки). Животные нашего леса. Первые цветы (капсулы от киндер-сюрприза, гофрированная бумага, проволока, цветные нитки). Подводное царство (картон, стружка). Аппликация «На лугу» (оригами).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

по техническому труду:

• названия и технологические свойства материалов;

• название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;

• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

• правила организации работы, планирования предметно-практической деятельности;

способы контроля различных этапов работы; 

по сельскохозяйственному труду:

• правила ухода за комнатными растениями;

• правила выращивания рассады и ухода за ней;

• правила высадки рассады в грунт;

• правила уборки урожая;

• правила безопасности труда. 

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

• самостоятельно организовать свой труд (выбрать необходимый материал, инструмент и т.д.);

• анализировать образец, планировать работу с опорой на рисунок, эскиз изделия;

• самостоятельно изготовить изделие по собственному замыслу;

решать простейшие технико-технологические задачи; 

по сельскохозяйственному труду:

• рационально использовать материалы, инструменты, приспособления;

• выращивать один из видов предложенных овощных культур;

• пересаживать комнатные растения, размножать их (отводками, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и ухаживать за ними.

Календарно- тематическое планирование

тема

дата

Осенние работы (5 ч)

1

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила безопасности труда

2

Сбор семян. Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению. Правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями

3

Сбор семян. Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению. Правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями

4

Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение (делением куста). Осенние работы на учебно-опытном участке.

5

Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение (делением куста). Осенние работы на учебно-опытном участке.

Технический труд (26 ч)

Обработка бумаги и картона (12 ч)

6

Изделие из папье =маше Картонное кружево («Ваза с фруктами»).

7

Картонное кружево («Ваза с фруктами»).

8

Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик

9

«Осенний лес»

10

«Цветы» (оригами

11

Жители Арктики

12

Жители тундры (оригами).

13

Ремонт книг.

14

Изготовление книжки-малышки

15

Прямоугольный пенал

16

Коробка для хранения раздаточных материалов к урокам математики, русского языка, труда.

17

Настольный театр

Техническое моделирование (14 ч)

18

Модели транспорта (наземного,).

19

Модели транспорта (водного,).

20

Модели транспорта (, воздушного).

21

Весы рычажные

22

Сельскохозяйственная техника

23

Мельница.

24

Наша улица» (макет).

25

Модель электрифицированного светофора. Электровикторина

26

Модель электрифицированного светофора. Электровикторина

27

Экскурсия в столярную (слесарную) мастерскую

28

Карнавальная маска (дед мороз)

29

Карнавальная маска ( автомобиль)

30

Карнавальная маска ( Снежная королева)

31

Конструирование гирлянд.

Бытовой труд (8 ч)

32

.Кружевоплетение

33

.Кружевоплетение

34

Мягкая игрушка «Прихватка

35

Мягкая игрушка «Прихватка

36

Мягкая игрушка «Змея».

37

Мягкая игрушка «Змея».

38

Мягкая игрушка. Вышивка салфетки..

39

Театр кукол.

Основы художественной обработки различных материалов (16)

40

Аппликация «В пустыне»

41

 «Зимняя сказка

42

Животный и растительный мир моря

43

Животный и растительный мир моря

44

 Моя любимая игрушка (лепка

45

 Моя любимая игрушка (лепка

46

Сувениры из бисера.

47

Сувениры из бисера.

48

Сувениры из бисера.

49

Аппликация по произведениям С.Я.Маршака

50

Ваза для мамы

51

 Животные нашего леса

52

Декоративная открытка

53

Декоративная посуда

54

Чеканка

55

Аппликация «На лугу» (оригами).

56-64

Весенние работы (9 ч)

Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений (отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковицами). Подготовка почвы к весенним посевам. Посев и посадка растений. Подкормка растений. Удаление сорняков. Рыхление почвы.

VII вида (классов КРО) общеобразовательных учреждений (1-1У)

Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения

(II вариант)

Учебные предметы

Классы

1

2

3

4

Русский язык как государственный

8

5

5

5

Литературное чтение

-

4

3

3

Окружающий мир (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)

2

2

2

2

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Физкультура

2

2

2

2

Математика (математика и конструирование)

4

4

4

4

Трудовое обучение

2

2

2

2

Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальные занятия общеразвивающей и предметной направленности, в том числе ритмика

5

4

5

5

Максимальная нагрузка учащихся, (ч)

25

25

25

25

Учебный план рассчитан на шестидневную учебную неделю или на пятидневную с шестым развивающим днем.

На образовательную область «филология» Базисным учебным планом в 1 и 2 классах отводится 9 ч в неделю. В данном варианте учебного плана 1 ч из них в первом классе отведен на уроки по развитию речи в составе программы «Окружающий мир».



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Программы коррекционного класса

IV класс (102 ч)

Тематика чтения. Традиционная тематика детского чтения по произведениям устного народного творчества, отечественных и зарубежных писателей-классиков для детей — в учебной книге и в (Изданиях — для классного и внеклассного чтения. Отражение в произведениях лучших человеческих качеств: любви к  родной земле, доброты, честности, мудрости, трудолюбия, мастерства, готовности постоять за правое дело и за Родину, любви к родной природе, верности дружбе и товариществу.

Умения и навыки чтения. Сознательное, правильное, выразительное чтение  в слух с соблюдением норм литературного произведения в темпе 70—80 слов в минуту и про себя — 80—100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев (передавать слушателям), каким тоном, с какими паузами, логическими ударениями, с какой громкостью (как, какими) передавать содержание слушателям.

Работа над текстом. Формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведений: умение устанавливать смысловые связи между частями текста, выявлять главную мысль каждой  части и текста в целом, оценивать поступки героев и определять их мотивы (в произведениях, близких опыту ребенка, сопоставлять героев по поступкам, по проявлениям чувств); самостоятельно делить текст на части и составлять план прочитанного; находить средства художественного изображения героев — яркие, меткие слова и выражения, эмоциональные  отрывки; подобрать в тексте материал и составить с помощью учителя рассказ об одном событии, герое; находить в читаемом произведении и объединять материал на одну тему; определять смысл описываемых событий и свое отношение к ним в несложном произведении; сочинять дополнения или изменения сюжета, сказку на основе прочитанного.

Формирование речевых умений в связи с чтением: умение различать оттенки значений слов в тексте; с помощью учителя способом выборочного чтения находить в произведении и использовать в пересказе слова и выражения, необходимые для точного изображения событий, поступков героев, картин природы; подробно и сжато пересказывать произведение в прозе, сказку, составлять творческий рассказ с изменением лица рассказчика, рассказ о судьбе героев на основании собственных предположений; с помощью толкового словаря или консультации взрослого находить значение непонятных при самостоятельном чтении слов и выражений; практически различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.

Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умение находить фамилии писателей, произведения которых помещены в книге для чтения, и называть их произведения; отличать рассказ и стихотворение, близкие по тематике, эмоциональной настроенности; ориентироваться в оглавлении учебной книги.

Наблюдения и экскурсии по темам, связанным с прочитанными произведениями, для приобретения непосредственных впечатлений с целью подготовки к восприятию читаемых текстов.

Формирование умений самостоятельно работать с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в две недели). Расширение круга чтения (художественная, научно-популярная, справочная литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать). К традиционной тематике добавляются исторические повести и рассказы, автобиографические произведения, книги об ученых, изобретателях, о науке и технике, о родном  крае, приключенческая детская литература.

Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему с помощью выставки, указателя детской библиотеки или открытом доступе к книжным полкам; умение правильно оценить самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста.

Целенаправленное чтение детской периодики (газеты, журналы) и систематическое использование напечатанных в ней материалов на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Отработка навыков: определение примерного содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации); ориентировка в карточке. Участие школьников в литературном творчестве и создании сборников собственных произведений, в ведении классного литературного дневника. Умение сознательно организовать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, чтение, драматизация).

Круг произведений для чтения

Летописи (6 ч)

Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на врата Цареграда...», «Начали братья эти составлять славянскую азбуку…» и др.).

Былины, древнерусские повести, жития (9 ч)

«Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу»; Садко); «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок); «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).

Чудесный мир классики (20 ч)

В.А. Жуковский («Сказка о царе Берендее...»); П.П.Ершов Конек - горбунок» (отрывок);

А.С.Пушкин («Птичка», «Няне», «Туча», «Осень», (отрывок), «Птичка Божия не знает...», «Люблю тебя, Петра творенье...»,   «Сказка  о   мертвой   царевне...»); М.Ю.Лермонтов («Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»); Л.Н.Толстой («Детство» (отрывок); А. П.Чехов («Мальчики»); В.Ф.Одоевский («Городок в табакерке»); А.И.Куприн («Барбос и Жулька);

 Д.Н.Мамин-Сибиряк   («Приемыш»);   В.М.Гаршин («Сказка о жабе и розе»).

Поэтические тетради (49 ч)

«Светлый край берез, моя Россия!». Ф.И.Тютчев («Еще земли печален вид...»);

А.А.Фет («Учись у них — у дуба, у березы...», «Бабочка»); И.И.Козлов («Вечерний звон»); Е.А.Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»); А.Н.Плещеев («Дети и птичка»); И.С.Никитин («В синем небе плывут над полями...», «Русь»); Н.А.Некрасов («Тишина» (отрывок), «Накануне Светлого праздника»); А.Н.Апухтин («Проселок»); С.Д.Дрожжин («Родине»); К.Д.Бальмонт («Росинка»); И.А.Бунин («Родина»; «Листопад»); А.В.Кольцов («Урожай»).

Страна детства. А.Н.Плещеев («Детство», «Былое); И.З.Суриков («В ночном»);

И.С.Никитин («Воспоминания о детстве», «Музыка леса»); Н.А.Некрасов («В зимние сумерки нянины сказки...») Я.П.Полонский («Я помню, как детьми с румяными щеками...») И.А.Бунин («Матери»).                                                                

         «Тихая   моя   родина».   Б. Л. Пастернак   («Золотая   осень») С.А.Клычков («Ранняя весна», «Весна в лесу»); С.А.Есенин («Лебедушка», «Погасло солнце. Тихо на лужке...»); А.А.Прокофьев («Закат», «Я поднял дерево...»); Б.А.Слуцкий («Лошади в океане»); А.В.Жигулин («О, Родина!..»); Н.М.Рубцов («Тихая моя родина», «Сентябрь»).                                                                                  

«Мне вспомнились детства далекие годы...». В.Я.Брюсов («Опять сон», «Детская»); Н.С.Гумилев («Детство»); М. И.Цветаева («Бежит тропинка с бугорка...», «За книгами»); С.А. Есенин («Бабушкины} сказки»); А.Т.Твардовский («Две кузницы»); В.М.Тушнова («Стихи о дочери», «Синицы»); Н.М. Рубцов («Хлеб»).

Твоя книжная полка (45 ч)

Страна далекого детства. В.В.Набоков («Бабочки», «Первая любовь»); Б.К.Зайцев («Домашний лар»); П.П.Бажов («Серебряное копытце»); Б.С.Житков («Как я ловил человечков»); К.Г.Паустовский («Корзина с еловыми шишками»); М.М.Зощенко («Елка»);

А.П.Платонов («Сухой хлеб»).

Человек и природа. М.М.Пришвин («Выскочка»); К.Г.Паустовский («Скрипучие половицы»); Е.И.Чарушин («Кабан»); В.П.Астафьев («Стрижонок Скрип»).

Делу время — потехе час. Е.Л.Шварц («Сказка о потерянном времени»); В.Ю.Драгунский («Англичанин Павел», «Что любит Мишка»); В.В.Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).

«Страна фантазия». Е.С.Велтисов («Миллион и один день каникул»), К.Булычев («Консилиум»).

Зарубежная литература (7 ч)

Дж.Сфит («Путешествия Гулливера»); Э.Распе («Приключения Мюнхаузена»); Г.Х.Андерсен («Русалочка»); М.Твен («Приключения Тома Сойера»).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;

• детские периодические издания;

• професии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор);

• наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).

Учащиеся должны уметь:

• читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;

• осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;

• передавать при чтении различными выразительными средствами, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;

• давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;

• воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;

• понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;

• выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;

• замечать особенности речи действующих лиц, определять свое  отношение к событиям и персонажам;

• различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — употребления терминов);

• составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;

• практически различать жанры художественных произведений, (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;

• слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;

• делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;

• ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками.

 

56-58

А.Н.Плещеев «Детство», «Былое»

 И.З.Суриков «В ночном»

60

И.С.Никитин («Воспоминания о детстве», «Музыка леса»

61

Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки

62

Я.П.Полонский «Я помню, как детьми с румяными щеками...»                                                          

63

 И.А.Бунин «Матери»                                                              

64

».   Б. Л. Пастернак   «Золотая   осень»

65

С.А.Клычков «Ранняя весна», «Весна в лесу»

66

С.А.Есенин «Лебедушка», «Погасло солнце. Тихо на лужке...»

67

А.А.Прокофьев «Закат», «Я поднял дерево

68

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»                                                                                

69

; А.В.Жигулин «О, Родина!..»                                                                                  

70

 Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Сентябрь»                                                                                  

71

В.Я.Брюсов«Опять сон», «Детская»

72

 Н.С.Гумилев «Детство»

73

 М. И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «За книгами»

74

С.А. Есенин «Бабушкины} сказки»

75

 А.Т.Твардовский «Две кузницы»

76

В.М.Тушнова «Стихи о дочери», «Синицы»

77

Н.М. Рубцов«Хлеб»

78

В.В.Набоков («Бабочки», «Первая любовь

79

Б К Зайцев «Домашний лар»

80

П.П.Бажов («Серебряное копытце»);

81

Б.С.Житков («Как я ловил человечков»)

82

 К.Г.Паустовский («Корзина с еловыми шишками»);  

83

 М.М.Зощенко («Елка»);

 

84

А.П.Платонов («Сухой хлеб»).

85

М.М.Пришвин («Выскочка»)

86

 К.Г.Паустовский («Скрипучие половицы»)

87

 Е.И.Чарушин («Кабан»);

88

; В.П.Астафьев («Стрижонок Скрип»).

89

 Е.Л.Шварц («Сказка о потерянном времени»);

90

 В.Ю.Драгунский («Англичанин Павел», «Что любит Мишка»)

91

 В.В.Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).

92

Е.С.Велтисов («Миллион и один день каникул»),

93

.Булычев («Консилиум»).

94

Дж.Сфит («Путешествия Гулливера»);

95-96

 Э.Распе («Приключения Мюнхаузена»);

99-98

 Г.Х.Андерсен («Русалочка»);

99-101

М.Твен («Приключения Тома Сойера»).

102

итог



Предварительный просмотр:

IV класс (68 ч)

Окружающий мир

Ближайшее окружение человека (25 ч)

Человек и общество (10 ч)

Семья, общество — условия жизни человека. Взаимоотношения членов семьи: взаимопомощь, справедливое распределение обязанностей, забота друг о друге. Семейный бюджет. Отношения со сверстниками: коллективизм, справедливость, доброжелательность, умение сопереживать.

Дружеское отношение к представителям других народов и разным странам. Уважение к культуре, быту, языку других народов.

Труд в жизни человека (15 ч)

Значение труда в жизни людей. Современные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Машины-автоматы. Коллективный труд людей на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Продукты коллективного труда.

Представления о профессиях людей, доступных наблюдению учащихся. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность — важные качества для выполнения трудовых обязанностей.

Творчество человека (примеры различных видов творческой деятельности человека). Великие изобретения: телефон, радио, телевидение. Искусство в жизни людей (примеры различных видов народного искусства: резьба по дереву, кости, ковроткачество, чеканка и др.). Труд великих писателей, художников, композиторов.

Изменения природы в результате трудовой деятельности человека (положительные и отрицательные). Необходимость бережного отношения к богатствам природы и продуктам труда людей.

Организм человека и охрана его здоровья (6 ч)

Человек — живой организм. Знание своего организма — условие здоровья. Строение организма человека, расположение некоторых органов (элементарные сведения). Скелет и мышцы. Значение правильной посадки за столом и партой. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Защита органов дыхания. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Правильное питание — основа здоровья. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Органы чувств. Умение управлять эмоциями.

Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня. Табак и алкоголь — враги здоровья. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития человека. Охрана детства. Права ребенка. Забота о престарелых и больных.

Природа нашей Родины (37 ч)

Ориентирование на местности. План и карта (10 ч) Ориентирование на местности. Горизонт, стороны горизонта. Определение горизонта по солнцу и компасу. Рисунок местности. План местности. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. Наш край на карте России. Административный центр нашего края, местонахождение на карте.

Физическая карта. Карта России. Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).

Природа России (22 ч)

Природа родного края (повторение). Формы поверхности: равнина плоская и холмистая, холм, овраг, горы. Полезные ископаемые нашего края. Водоемы, типы водоемов. Изображение на карте.

Разнообразие природы России, изменения природы с севера на юг. Крайний Север. Тундра. Занятия населения тундры. Лесная полоса, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы. Природа степей. Занятия населения степной полосы. Природа пустынь. Занятия населения пустыни. Природа берегов южных морей. Природа в горах.

Использование и охрана природы человеком (5 ч)

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Представление об экологической катастрофе (последствия загрязнения моря нефтью и др.), о роли экологии в защите окружающей нас среды.

Использование и охрана земных недр, воды, воздуха. Использование и разведение человеком растений и животных. Заповедники, ботанические сады, зоопарки. Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природоохранительные законы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;

• сезонные изменения в природе своей местности;

• полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве родного края;

• основные виды труда людей по использованию природы родного края;

• о труде людей по охране природы своего края;

• названия важнейших органов человека;

• способы сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны уметь:

читать простейший план местности;

• пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);

• называть и показывать основные, изображения на физической карте (для начальной школы);

• рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);

• выполнять основные правила гигиены человека;

•  ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.

 тема

дата

Ближайшее окружение человека (25 ч)

1

Семья, общество — условия жизни человека.

2-4

Взаимоотношения членов семьи: взаимопомощь, справедливое распределение обязанностей, забота друг о друге.

5

. Семейный бюджет

6-7

Отношения со сверстниками: коллективизм, справедливость, доброжелательность, умение сопереживать.

8-9

Дружеское отношение к представителям других народов и разным странам.

10

Уважение к культуре, быту, языку других народов.

11

Значение труда в жизни людей

12

Современные орудия труда

13-15

Коллективный труд людей на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Продукты коллективного труда.

16

Представления о профессиях людей,

17-18

Творчество человека (примеры различных видов творческой деятельности человека). Великие изобретения: телефон, радио, телевидение

19-20

Искусство в жизни людей (примеры различных видов народного искусства: резьба по дереву, кости, ковроткачество, чеканка и др.).

21-22

Труд великих писателей, художников, композиторов.

23-24

Изменения природы в результате трудовой деятельности человека (положительные и отрицательные

25

. Необходимость бережного отношения к богатствам природы и продуктам труда людей.

26

Человек — живой организм

27

Строение организма человека

28

Скелет и мышцы.

29

Органы кровообращения

30

Органы дыхания

31

Укрепление и охрана здоровья школьников

32

Ориентирование на местности.

33

План и карта

34

Ориентирование на местности.

35

.Горизонт, стороны горизонта. Определение горизонта по солнцу и компасу. Рисунок местности

36

План местности

37

Изображение Земли Глобус — модель Земли

38

Наш край на карте России

39

Административный центр нашего края, местонахождение на карте.

40

Физическая карта

41

Карта России Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).

42

Природа родного края

43-44

Формы поверхности: равнина плоская и холмистая, холм, овраг, горы.

45-46

Полезные ископаемые нашего края

47-48

.Водоемы,

49-50

Изображение на карте.

51-52

Разнообразие природы России

53-54

Крайний Север

55-56

Тундра. Занятия населения тундры

57-58

Лесная полоса, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы.

59-60

Природа степей. Занятия населения степной полосы.

61-62

Природа пустынь. Занятия населения пустыни

63

Природа берегов южных морей. Природа в горах

64

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

65

Использование и охрана земных недр, воды, воздуха.

66

Заповедники, ботанические сады,

67

Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природоохранительные законы.

68

итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для обследования учащихся 2 классов по математике и письму по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида

Дидактический материал составлен в соответствии с программойспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В материале отражены все ЗУНы по математике и письму за 2 класс. Материал ...

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

География: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение,2008....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида  Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Чтение: учебник для 5 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Авт.-сост.: И. М. Бгажнокова, Г.В.Савельева. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008г....

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Природоведение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2006....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Математика: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаАвт. М.Н.Перова, Г.М.Капустина – М: «Просвещение», 2005....