Урок-сказка по математике 2 класс.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Бондаренко Анжела Валерьевна

Конспект интегрированного урока  урока по математике и чтению. Темат урока: "Закрепление вычислительных приёмов. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-skazka_konspekt.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бондаренко А.В.

ГОУСОШ «Школа здоровья» №1959

Г. Москва.

Цель:

  1. Закрепить приёмы вычислений, опираясь на изученные свойства действий ( перестановка слагаемых), правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих скобки; уметь использовать скобки в записи выражений вида «Из числа 10 вычесть сумму чисел 3 и 2», закрепить знания геометрических фигур.
  2. Знакомство с одной из самых весёлых, жизнерадостных сказок, сочинённых А.С.Пушкиным.
  3. Развивать умение решать задачи, навыки логического мышления, развивать выразительное, правильное чтение текста; развитие культуры речи (инсценировка).
  4. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
  5. Воспитание добра и справедливости, воображения.

Оборудование:

  1. 4 карты с примерами и буквами к скороговорке.
  2. Геометрический материал (4 конверта).
  3. Карточки с числами на обороте буквы (4 экземпляра).
  4. Корзинка с орешками ( в орешках примеры).
  5. Листы с текстом 24 шт. по 4 листа.
  6. Книги, раскраски по 24 шт.

ХОД УРОКА.

Учитель:  - Поздоровались с гостями, повернулись ко мне и сели.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы считать, писать и решать задачи,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»

- Урок математики у нас сегодня будет необычным: мы побываем в гостях у сказки великого русского поэта. Сказка большая, читать мы её будем частично, но познакомимся со всеми её героями.

           Ну а сейчас внимание!           Музыка.                      

        (Инсценировка 1 главы сказки).           Слайд.

Автор:      Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

1-я дев.     – Кабы я была царица,-

Автор:       Говорит одна девица-

1-я дев.  – То на весь крещеный мир приготовила б я       пир.

2-я дев.     – Кабы я была царица,-

Автор:       Говорит её сестрица,-

2-я дев.     – То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3-я дев.     – Кабы я была царица,-

Автор:      Третья молвила сестрица,-

3-я дев.     –Я б для батюшки-царя родила богатыря.

Автор:      Только вымолвить успела,

                   Дверь тихонько заскрипела

                   И в светлицу входит царь,

                   Стороны той государь.

Царь:      - Здравствуй, красная девица, - будь царица.

                   И роди богатыря

                   Мне к исходу сентября.

                   Вы ж, голубушки - сестрицы,

                   Выбирайтесь из светлицы

                   Будь одна из вас ткачиха,

                   А другая повариха.

Автор:      В сени вышел царь-отец.

            Все пустились во дворец.

Учитель:                    -Спасибо, ребятам!

- В гостях какой сказки мы побываем?    Слайд.                                                                     

- Кто автор?    (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

- Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы читали или слушали?

(Сказка о золотом петушке, О рыбаке и рыбке, Руслан и Людмила, Сказка о попе и его работнике Балде, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о царе Салтане…)                               Слайд.                                                

- А сейчас будьте внимательны!          Слайд.                                               

- Отгадайте скороговорку. У вас на столах примеры и буквы. На экране таблица с шифром. Вы должны решить примеры, выбрать и разложить буквы, которые соответствуют каждому ответу. Листы с примерами прикрепить к доске. В итоге прочтём скороговорку.

Проверка.

- Как понять смысл этой скороговорки?     Слайд.                                     

- Молодцы!    Мы продолжаем.              Слайд.                                            

«Царь Салтан попросил повариху испечь на пир пироги с мясом и капустой: одних на 4 больше, чем других. С мясом испекли 96 штук. Сколько пирогов с капустой могло быть?   96 + 4 = 100, 96 – 4 = 92

«Ткачихе царь поручил за три дня наткать полотна. В первый день она наткала 16 м, во второй – 17 м, а в третий день столько, сколько в первый и во второй день вместе. Сколько метров полотна наткала ткачиха в третий день?                16 + 17 = 33

Молодцы!

- Сказка продолжается!

- На столах листы с текстом, возьмите лист № 1.

- Я читаю, вы следите.                  Слайд.                                                                     

В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сам и шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

"Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку".

Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись, на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

"Ждать царева возвращенья

Для законного решенья".

Едет с грамотой гонец

И приехал, наконец.

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую -

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

"Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод".

Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Объявили царску волю -

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,                 Слайд.

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -

Так велел-де царь Салтан.                 

                                 

- Что стало причиной несчастий молодой царицы и её сына?   Зависть.

- В чём состоял план завистниц – ткачихи и поварихи?  Хотят извести.

- Что же произошло дальше? Плывёт бочка по морю, растёт ребёнок там не по дням, а по часам. К чему же обратился он, чтобы бочка оказалась на суше, узнаем, если расшифруем ребус.                         Слайд.                                                 

             Разгадали.            Слайд.

- Как обратился царевич к волне, прочтём на листе №2.

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу

Выплесни ты нас на сушу!»

- Давайте, поможем волне выплеснуть бочку на сушу. Для этого надо выполнить

АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.               Слайд.                                

- Запишите в столбик шесть цифр.                                                           

1. Найдите сумму чисел 38 и 5.                                                    

2. Уменьшите на 7 число 90.                                                          

3. Какое число надо вычесть из 21, чтобы получить 14?        

4. Дополни 8 до 17.                                                                            

5. На сколько 45 больше, чем 5?                                                    

6. Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 6, разность 15.

   Найдите уменьшаемое.                                                                  

Проверка.

- Читаем дальше. Берём лист №2.

И послушалась волна:                     Слайд.

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог,неужто их покинет?

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

"Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?" - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.                   Музыка.

ФИЗМИНУТКА.                              Слайд.

- Царевич и царица очень долго сидели в бочке. Они устали. Я думаю, вы тоже. Встали

- потянулись,

- наклоны влево, вправо,

- наклоны вперёд, назад,

- вращение головой,

- приседание,

- ходьба,

- глубокий вдох(носом), выдох (ртом). 

- сели. Всем спасибо!                    

- Мы продолжаем!                         Слайд. 

-Скажите мне, - спросила ручка,-

Что значит эта закорючка?

- Чернильная ты голова!

Ты ж написала цифру «два».

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнет –

Прямо лебедем плывёт.

 - Кого же увидел царевич на берегу моря?    

   Лебедя.                         Слайд.

- Но что-то происходило с нашим лебедем!

Посмотрите на экран, перед вами ряд чисел.  Слайд.

- Найдите «лишнее» число. Почему?

25,  72,  32,  40,  12,  23,  52.

(Оно круглое).

- Расположите числа в порядке убывания. Карточки у вас на столах.

- Готовы? Если вы уверены, что сделали верно, проверьте, для этого переверните карточки по порядку и прочтите от кого спас царевич лебедя?

              КОРШУН.          Слайд.

- Что же сказала спасенная птица царевичу? Давайте об этом прочтём на листе №3.                Слайд.

"Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе - все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись".                Музыка.

- И мы отдохнём. Прилегли на парту. Закрыли глазки.

- Вот открыл царевич очи;                Слайд.

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

- А теперь вы попытаётесь из геометрических фигур. Которые у вас на столах. Создать дворец, который могли бы увидеть царевич и царица.

                                         Музыка.

Работы на доске.

- Молодцы! Какие фигуры вы использовали?

- Чем отличается прямоугольник от квадрата?

- Сказка продолжается.                   Слайд.

- Коли на острове появился город, значит должны быть и гости. А вот о каких чудесах рассказывали корабельщика царю Салтану, узнаем, выполнив задания.

- Вот корзинка в ней орешки, а в орешках выражения, которые вы должны прочитать и решить.

        82 – 4 =            78 + (66 – 6) =

        35 + 8 =            60 – (58 – 40) =

        68 + 9 =            (43 + 7) – 17 =

       100 – 26 =           (54 + 6) – 36 =

- Молодцы! Какой зверёк очень любит орешки?

- Вот оно чудо! Взяли лист №4.              Слайд.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.                        Слайд.

- Затейница белка решила с вами поиграть. Она кинула орешек, а глазами должны проследить за его движением.

                                     

                                       Слайд. Музыка.

- А вот еще одно чудо! но надо решить задачу.

   Вначале вышло из вод морских 11 богатырей, потом на 12 богатырей больше. Сколько всего богатырей вышло из вод морских?

11 + (11 + 12) = 34

- Что же за диво было в нашей  задаче?

- Возьмите лист №4. Читаем.                 Слайд.

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить.  

- Ну и ещё одно чудо. Отгадайте загадку!

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька жарчит.

- О какой царевне идёт речь?             Слайд.

- Ну вот, ребята, подошёл к концу наш урок.

- О каких чудесах вы узнали из сказки А.С.Пушкина?

                                         Слайд.

  1. Родился ребёнок, который рос не по дням, а по часам.
  2. Волна, которая помогла оказаться бочке на берегу.
  3. Город, появившийся на пустынном берегу.
  4. Белка.
  5. 33 богатыря с дядькой Черномором.
  6. Царевна-лебедь.

- Были ли злые персонажи в этой сказке? Кто они?

Ткачиха,повариха, Бабариха, Коршун.        Слайд.

- Но чем же закончилась сказка?   Добром и счастьем.

- Очень жаль, что путь не долог,

Возвращаться нам пора.

Прозвенит звонок весёлый

И закончится игра!                         Слайд.

- Ну и в заключении, за хорошую работу на уроке вас ждёт подарок, загляните в парту. Спасибо вам, вы молодцы!

- 

                 

 

 

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нестандартный урок математики в 1 классе Урок-сказка «Сложение и вычитание однозначных чисел»

Это нестандартный урок математики для любой программы. Урок по сказке "Золушка" . Тема "Сложение и вычитание однозначных чисел"...

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

Урок-сказка "Снежинки оживают" 1 класс

Пробудить фантазию детей, дать представление об орнаменте, как повторяющемся рисунке....

Урок-сказка по математике в 1 классе. Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»».

Урок - сказка по математике в 1 классе. Тема урока: "Повторение пройденного материала. Сказка К.  И. Чуковского "Тараканище"".Цели урока: повторить и систематизировать материал, изученный на пред...

Урок-сказка "Рукавичка"по математике

Урок-сказка "Рукавичка"по математике в первом классе.Старая новая сказка сопровождает ребят на протяжении всего урока. Герои сказки предлагают первоклашкам задания разного вида в необычной игровой фор...

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...