Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.
статья по математике (1 класс) по теме

Карповникова Елена Хамитовна

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение нестандартных задач – средство развития

 логического мышления младших школьников.

         Развитие логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и конкретизацией; делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Умение мыслить логически – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

         Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. К сожалению, для современной начальной школы в России все еще характерна репродуктивная деятельность. На уроках школьники почти все время решают типовые задачи. Привыкая к выполнению стандартных типовых заданий, имеющих единственное решение и, как правило, единственный ответ, который заранее предопределен на основе некоторого алгоритма, учащиеся привыкают к однотипным действиям, начинают мыслить по стандарту, практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал, прежде всего логическое мышление. Ведь творчество – это умение отказаться от стереотипов мышления, для того чтобы создать что-то новое.

        Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию.

       Универсального метода, позволяющего решить любую нестандартную задачу, в математике нет, так как нестандартные задачи в какой – то степени неповторимы. Однако при обучении решению нестандартных задач можно и нужно следовать тем же педагогическим условиям, что и при работе со стандартными задачами. Рассмотрим некоторые из них.

        Во –первых, необходимо вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Для этого надо тщательно отбирать интересные задачи. Это могут быть задачи – шутки, задачи-сказки, старинные задачи, превращения математические фокусы, отгадывание чисел и т.д.

        Во – вторых, задачи не должны быть ни слишком легкими, ни очень трудными, так как, не решив задачу или не разобравшись в ее решении, предложенном учителем, школьники могут потерять веру в свои силы. В этом случае важно соблюсти меру помощи. Подсказка должна быть минимальной.

        В – третьих, работу по обучению решению нестандартных задач следует вести систематически, начиная с I класса.

При решении нестандартных задач применяются те же способы решения, что и для стандартных: алгебраический, арифметический, графический практический, метод предположения , метод подбора.

      Известно, что существуют определенные этапы решения задачи, выполнение которых позволяет считать решение завершенным полностью:

  1. Анализ текста задачи;
  2. Составление плана решения
  3. Осуществление выработанного плана
  4. Исследование полученного решения.

       Особенно труден для учащихся первый этап – анализ текста задачи. Поэтому необходимо с самого начала обучения решению задач формировать у младших школьников общее умение анализировать задачи. Решающее значение имеет умение найти и составить план решения задачи. С этой целью используют рассуждения от данных к искомым величинам и, наоборот, от искомых (вопроса задачи) к данным величинам, возможна их комбинация. Поиск плана решения задачи можно осуществлять, например, с помощью аналогии, установив сходство отношений в данной задаче с отношениями в задаче, решенной ранее.

       Вообще процесс решения любой нестандартной задачи состоит в последовательном применении двух основных операций: 1) сведение (путем преобразования или переформулирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной; 2) разбиение нестандартной задачи на несколько вспомогательных стандартных подзадач. Для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения и моделирования, полезно с самого начала при решении нестандартных задач приучить детей к построению вспомогательной модели задачи – схемы, чертежа, графа, графика, таблицы. Это способствует развитию конкретного и абстрактного мышления во взаимосвязи между собой, так как модель задачи, с одной стороны, дает возможность конкретно представить зависимости между величинами, входящими в задачу, а с другой – способствует абстрагированию от сюжетных деталей, от предметных, описанных в тексте задачи.

        Что касается третьего этапа, то он часто реализуется уже при составлении плана решения либо может быть реализован без особого труда. Четвертый этап следует считать необязательным, но желательно и его осуществлять там, где это возможно.

Начинать знакомство с нестандартными задачами лучше:

  1. С задач с недостающими данными;
  2. С нерешаемых задач, развивающих умение осуществлять анализ новой ситуации;
  3.  С заданий на определение закономерности;
  4. С заданий на формирование умения проводить дедуктивные рассуждения (при их решении учащиеся должны проявить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает).

         В качестве одного из основополагающих принципов современной концепции преподавания математики на первый план выдвигается идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим основной целью математического образования становится не изучение основ математической науки, а развитие умения математически, а значит логически исследовать явления реального мира. Поэтому использование учителем начальной школы различного рода нестандартных задач в учебном процессе является необходимым элементом обучения математике.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал «Начальная школа», № 7, 2009г.
  2. Пойя Ж. Как решать задачу. М., 2008 г.



Предварительный просмотр:

Решение нестандартных задач – средство развития

 логического мышления младших школьников.

         Развитие логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и конкретизацией; делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Умение мыслить логически – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

         Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. К сожалению, для современной начальной школы в России все еще характерна репродуктивная деятельность. На уроках школьники почти все время решают типовые задачи. Привыкая к выполнению стандартных типовых заданий, имеющих единственное решение и, как правило, единственный ответ, который заранее предопределен на основе некоторого алгоритма, учащиеся привыкают к однотипным действиям, начинают мыслить по стандарту, практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать собственный интеллектуальный потенциал, прежде всего логическое мышление. Ведь творчество – это умение отказаться от стереотипов мышления, для того чтобы создать что-то новое.

        Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию.

       Универсального метода, позволяющего решить любую нестандартную задачу, в математике нет, так как нестандартные задачи в какой – то степени неповторимы. Однако при обучении решению нестандартных задач можно и нужно следовать тем же педагогическим условиям, что и при работе со стандартными задачами. Рассмотрим некоторые из них.

        Во –первых, необходимо вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Для этого надо тщательно отбирать интересные задачи. Это могут быть задачи – шутки, задачи-сказки, старинные задачи, превращения математические фокусы, отгадывание чисел и т.д.

        Во – вторых, задачи не должны быть ни слишком легкими, ни очень трудными, так как, не решив задачу или не разобравшись в ее решении, предложенном учителем, школьники могут потерять веру в свои силы. В этом случае важно соблюсти меру помощи. Подсказка должна быть минимальной.

        В – третьих, работу по обучению решению нестандартных задач следует вести систематически, начиная с I класса.

При решении нестандартных задач применяются те же способы решения, что и для стандартных: алгебраический, арифметический, графический практический, метод предположения , метод подбора.

      Известно, что существуют определенные этапы решения задачи, выполнение которых позволяет считать решение завершенным полностью:

  1. Анализ текста задачи;
  2. Составление плана решения
  3. Осуществление выработанного плана
  4. Исследование полученного решения.

       Особенно труден для учащихся первый этап – анализ текста задачи. Поэтому необходимо с самого начала обучения решению задач формировать у младших школьников общее умение анализировать задачи. Решающее значение имеет умение найти и составить план решения задачи. С этой целью используют рассуждения от данных к искомым величинам и, наоборот, от искомых (вопроса задачи) к данным величинам, возможна их комбинация. Поиск плана решения задачи можно осуществлять, например, с помощью аналогии, установив сходство отношений в данной задаче с отношениями в задаче, решенной ранее.

       Вообще процесс решения любой нестандартной задачи состоит в последовательном применении двух основных операций: 1) сведение (путем преобразования или переформулирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной; 2) разбиение нестандартной задачи на несколько вспомогательных стандартных подзадач. Для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения и моделирования, полезно с самого начала при решении нестандартных задач приучить детей к построению вспомогательной модели задачи – схемы, чертежа, графа, графика, таблицы. Это способствует развитию конкретного и абстрактного мышления во взаимосвязи между собой, так как модель задачи, с одной стороны, дает возможность конкретно представить зависимости между величинами, входящими в задачу, а с другой – способствует абстрагированию от сюжетных деталей, от предметных, описанных в тексте задачи.

        Что касается третьего этапа, то он часто реализуется уже при составлении плана решения либо может быть реализован без особого труда. Четвертый этап следует считать необязательным, но желательно и его осуществлять там, где это возможно.

Начинать знакомство с нестандартными задачами лучше:

  1. С задач с недостающими данными;
  2. С нерешаемых задач, развивающих умение осуществлять анализ новой ситуации;
  3.  С заданий на определение закономерности;
  4. С заданий на формирование умения проводить дедуктивные рассуждения (при их решении учащиеся должны проявить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или что в задаче есть лишние данные или данных не хватает).

         В качестве одного из основополагающих принципов современной концепции преподавания математики на первый план выдвигается идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим основной целью математического образования становится не изучение основ математической науки, а развитие умения математически, а значит логически исследовать явления реального мира. Поэтому использование учителем начальной школы различного рода нестандартных задач в учебном процессе является необходимым элементом обучения математике.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал «Начальная школа», № 7, 2009г.
  2. Пойя Ж. Как решать задачу. М., 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Роль текстовых задач в развитии логического мышления младших школьников

В своей работе я описываю следующие направления работы над задачей: Работа с задачей на начальном этапе Работа с составной задачей Составление алгоритма решения задачи Приёмы совершенствования р...

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

Дивергентные задачи — средство развития творческого мышления младших школьников

В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительны...

Исследование "Моделирование как средство развития логического мышления младших школьников "

Мы предполагаем, что использование моделирования будет результативным средством развития логического мышления младших школьников при следующих условиях:Ø Будут учтены возрастные особенности развития л...