Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера
статья (математика) по теме

Ткаченко Альбина Альбертовна

 

Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для расширения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательский метод дает возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность такого рода деятельности; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.

             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы

 исследовательского и творческого характера

Ткаченко Альбина Альбертовна,

учитель первой категории

МБОУ «Гимназия №126» г.Казани

        Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

        Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для расширения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный  контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательский метод дает возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность такого рода деятельности; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.

        Для того, чтобы деятельность стала исследовательской, ставится цель – обучить учащегося методам, принципам, формам и способам исследования, дается возможность самореализоваться через решение задач исследовательского характера по индивидуальной теме. При этом исследователь должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь ожидаемого результата.

        Основной источник знаний о мире – опыт. Необходимо в учебном процессе создавать специальные ситуации, способствующие обогащению этого опыта.

        При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

        От правильно выбранной темы в значительной мере зависит результат работы. При выборе темы следует придерживаться определенных правил: тема должна быть интересна ребенку, должна быть выполнима, должна присутствовать оригинальность, тема должна быть относительно быстро выполнимой, доступной и соответствовать возрастным особенностям детей.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, а защитить публично. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

        Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...