Урок математики, 4 класс "Решение задач" (школа 2100).
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Быкова Ирина Владиславовна

Урок математики по теме "Решение задач" с интеграцией в историю, 4 класс, школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematikiistoriya_4_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 «Б» классе (Школа 2100) .

Учитель Быкова Ирина Владиславовна

Тема урока:     Решение задач. Не только математика.

Цели урока:     1. Основная предметная: продолжать знакомиться с решением составных

                               задач.

                           2. Основные общеучебные: учиться читать и записывать информацию,

                               представленную в виде различных математических моделей, строить

                               высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания,

                               алгоритм работы, проверять, исправлять и оценивать результаты своей

                               работы.

                           3. Воспитательные: содействие воспитанию трудолюбия, высокой

                               работоспособности.

                           4. Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и

                               благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова, карточки со старинными единицами величин,

                            модель машины времени, круги для  самооценки, компьютер,  

                            аудиозапись «Полет во времени», учебник «Математика»

                            4 класс авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.

Ход урока.

                     

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.

Дети записывают дату в тетрадях.

II. Стадия вызова. Мотивация к деятельности.

- Сегодня на уроке математики мы снова оправимся в путешествие по времени в прошлое.

- Чему бы каждый хотел научиться сегодня на уроке во время нашего путешествия?

- Выберем направление.

Математический диктант определит это направление.

  1. Лыжник шел со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
  2. За 2 часа катер проплыл 50 км. С какой скоростью он двигался?
  3. Света от ленты длиной 60 см отрезала 2/3. Сколько см она отрезала?
  4. Цена блокнота 12 рублей. Сколько блокнотов можно купить на 120 рублей?
  5. Скорость  Пети 3 км/ч, а Васи - 4 км/ч. Найди скорость сближения мальчиков.
  6. Скорость  Пети 3 км/ч, а Васи - 4 км/ч. Найди скорость удаления мальчиков.

- Проверим  результаты.

- Вы хорошо подготовились к путешествию. - Какое же направление нашего урока?

- Как вы думаете, в прошлом решали задачи?

- Чем бы они отличались бы от сегодняшних?

- Хотите порешать такие задачи?

- Приготовим «машину времени», закроем глаза, Сережа, старт!

-Решать задачи, составлять схемы к ним, производить вычисления, внимательно читать текст задачи, узнать, какие задачи были раньше,…

15 км

25 км/ч

40 см

10 б.

7 км/ч

7 км/ч

- Решение задач.

- Да, решали.

- Старинными словами, единицами измерений, профессиями людей, …

III. Стадия осмысления.

1. (Открывается доска с изображением М.В. Ломоносова).

- Мы попали с вами в 1711 год.

- Через 44 года 26 июля 1755 г. в Москве был торжественно открыт Московский университет. Так образованные россияне продолжили дело, начатое Петром Великим.

- Одним из таких людей был Михаил Васильевич Ломоносов – I из русских ученых, ставший вровень с великими учеными Европы и завоевавший мировую славу.

- Откройте учебники с. 25 и Вадим нам прочитает о молодом поморе Михайле Ломоносове.

 - Дома вы узнали название острова, на котором жила семья поморов Ломоносовых.

(выставляю карточку с названием под фото Ломоносова).

- Вадим сказал о том, что жизнь часто ставила перед поморами самые разные задачи. Порешаем и мы их.

2. Решение задачи № 3 с. 26.

- Что интересного вы в задаче увидели?        

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: миля, промысел морского зверя, гребные лодки).

(Выставляю карточку со словом миля [сухопутная и морская миля]).

- Составим план решения: еще раз прочитать, назвать известное-неизвестное, составить схему, решить задачу, проверить себя.

- Какую новую величину вы использовали?

3. Руку на пульт, Сергей, летим. Переместимся из детства Михаила в годы его учебы.

- Чтение с. 26 Эля  о годах учебы.

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: дьячок).

- Чтение № 3 Егором о славяно-греко-латинской академии.

Дома вы узнали, как называлось это учебное заведение, о котором прочитал Егор.

(Выставляю карточку под фото).

-Заглянем к Михайле и узнаем, как ему живется в это время.  А живется ему голодно и скудно. Решение задачи № 4 с. 27.

- Что интересного вы в задаче увидели?        

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: алтын, пояснение, что так бедно жил, что ел только хлеб да квас).

(Выставляю карточку под милю).

- Составим план решения: еще раз прочитать, назвать известное-неизвестное, составить схему, решить задачу, проверить себя.

- Так бедно жил Михайло Ломоносов.

- В числе лучших студентов Михайло был отправлен в Петербургскую академию. (Карточка под фото).

- Затем в числе лучших российских студентов отправляется в Марбургский университет (Карточка)  и затем изучал у учителя Генкеля химию и горное дело.

- Дома вы узнали, в какой стране это было…

Ученик читает текст учебника.

- Куростров.

- Миля,  промысел, гребная лодка.

  1. (4 + 3) · 4 = 28 (миль) –S двух лодок;
  2. 33 – 28 = 5 (миль) – между лодками.

Ответ: 5 миль.

- Скорость сближения.

Ученик читает текст учебника.

- Славяно-греко-латинская академия.

Алтын, мало тратил, сапоги стоили 3 рубля!

  1. 3·365=1095 (к.) – в год;
  2. 1095:5·2=438 (к.) – на бумагу и перья;
  3. 1095:3=365 (к.) – на еду;
  4. 438 + 365 = 803 (к.) – на перья, бумагу, еду;
  5. 1095 – 803=292 (к.) – остаток.
  6. 100·3= 300 (к.) – сапоги;
  7. 300 к. > 292 к.

Ответ: не смог бы.

- Германия.

V. Физминутка.

- Руку на пульт, Сергей, летим. Переместимся в годы работы М. Ломоносова.

- Читает Ваня Свиридонов с. 28.

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: мозаика).

- Решим задачу о работе купцов, которые привозили для Ломоносова материалы для  мозаики с. 29 № 5.

(По ходу чтения словарная работа на осмысление: пуд).

- Что интересного вы в задаче увидели?

- А что такое, как и сейчас?        

(Карточка пуд).

- Пора возвращаться. Сережа, руку на пульт, закрыли глаза. Возвращаемся.

Ученик читает текст учебника.

- Пуд, мало денег стоили предметы.

- Иностранные товары стоят дороже, чем отечественные.

Составляем таблицу.

  1. 720:80=9 (р.) – цена за пуд итальянского бисера;
  2. 9-6=3 (р.) за пуд усть-рудицкого бисера;
  3. 3·80=240 (р.) – стоимость нашего бисера;
  4. 720-240=480 (р.) – разница.

Ответ: на 480 рублей меньше.

VI. Рефлексия.

1. Вопросы на рефлексию.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что было очень интересно?

- Что было трудно?

   2. Самооценка.

- Оцените свою работу с помощью кругов самооценки.

- Спасибо за урок.

- На следующем уроке мы с вами узнаем о том, что Ломоносов в числе других наук занимался химией. Эта наука изучает мельчайшие частицы вещества, которые находятся в непрерывном движении. Мы будем проводить математический эксперимент, позволяющий проследить возможное движение такой частицы.

- Новые слова:

пуд – единица массы, миля – единица измерения расстояния, алтын – денежная единица;

- о жизни людей того времени;

- о Ломоносове.

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу.

VII. Домашнее задание.

- Дома вы узнаете, какими еще науками занимался Михаил Васильевич Ломоносов. С. 28 № 1.

Запись детьми домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики по программе "Школа 2100". 2 класс

Урок "Порядок действий в выражении" разработан в помощь учителям нач. школы....

Урок математики 3 класс "школа 2100" по теме: "Доли"

Конспект урока по математике и презентация (тема: "Доли") по образовательной системе "школа 2100" к учебнику Димидова, Козлова...

Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"

Цели урока.1.  Познакомить с правильными и неправильными дробями.2.  Закрепить умения складывать вычитать дроби.3.   Совершенствовать вычислительные навыки.4.   Развивать...

Проектирование уроков математики по УМК «Школа – 2100» на основе деятельностного метода

Школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является р...

Урок математики по программе "Школа 2100"

Тема "Закрепление умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное" Используются материалы поразвитию Космоса. Предоставлены индивидуальные карточки для обучающих с разноуровневым заданием....