Сложение и вычитание в пределах 9.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Белянушкина Елена Ивановна

 Я работаю по программе «Школа России» Как правило, в 1 классе введена безотметочная система. Для того, чтобы у ребёнка появился стимул в учёбе я завела на каждого ученика тетрадь «Мои успехи в школе». Туда дети вклеивают «умных  и воспитанных человечков».(См. приложение №1). «Умных человечков» получают за учебную деятельность – они цветные (жёлтые, красные, синие), а «воспитанных человечков» - за дисциплину в школе. Со второй четверти ребята сами разукрашивали «умных человечков». Я определяла, в зависимости от выбранного цвета, какое у них настроение. Дети с удовольствием « зарабатывали» человечков, а вечером с родителями считали их количество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методической разработки

1. Тема: Сложение и вычитание в пределах 9.

2. Краткая аннотация.

Я работаю по программе «Школа России» Как правило, в 1 классе введена безотметочная система. Для того, чтобы у ребёнка появился стимул в учёбе я завела на каждого ученика тетрадь «Мои успехи в школе». Туда дети вклеивают «умных  и воспитанных человечков».(См. приложение №1). «Умных человечков» получают за учебную деятельность – они цветные (жёлтые, красные, синие), а «воспитанных человечков» - за дисциплину в школе. Со второй четверти ребята сами разукрашивали «умных человечков». Я определяла, в зависимости от выбранного цвета, какое у них настроение. Дети с удовольствием « зарабатывали» человечков, а вечером с родителями считали их количество.

На классной двери (из ткани) расположены: трава, бабочка-мама, облако, солнце. ( См. приложение №2).На траве «сидят» бабочки-детки с именами учеников. Если ребёнок работал пассивно, то он остаётся на травке, если не очень активно –  «долетает» до бабочки-мамы. На облаке оказываются бабочки тех детей, например, в ответах (письменных или устных), которых было  допущено небольшое количество ошибок. Активно работающие ученики в течение всего урока «взлетают» к солнышку. Можно бабочек использовать  в конце первой половины дня. Цель: выявление детей, активно работающих на всех уроках.

В третью четверть дверь с бабочками «превратилась» в дверь для техники чтения. Трава – 10 слов, бабочка-мама – 20 слов, облако – 30 слов, солнце – больше 40 слов.

Для первоклассников очень сложно переключиться с игровой деятельности на учебную, поэтому ключ к знаниям я  «подбираю» через игру.  

Ш. А. Амонашвили писал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

3. Урок математики

4. 1 классе

5. Классно-урочная

6. Цель: Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание в пределах 9».  

Задачи:

Деятельностные:

  • Формировать способность к применению полученных знаний на практике при решении примеров, сравнении чисел (в пределах 9);
  • Формировать способность к выделению существенных признаков;
  • Формировать способность к анализу собственных ошибок;
  • Развитие устной и письменной речи;
  • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на                     вопросы;
  • Развивать психические процессы: память, мышление. воображение. восприятие, внимание, эмоции.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, аккуратность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, любовь к сказкам, интерес к предмету.

Образовательные:

  • Совершенствовать навык устного счёта в пределах 20;
  • Повторить понятия слева, справа, между; последующее. предыдущее число; кривая, ломаная, прямая линии;
  • Повторить изученный геометрический материал.
  • Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 9;
  • Сравнение чисел;
  • Повторить компоненты при вычитании;
  • Повторить навык каллиграфического письма.

Оборудование:

  • Проектор, экран; 2 конверта с сообщением; метла; шапочка из цветной бумаги; 3линии – кривая, прямая, ломаная; лист с сапогами, на которых напечатаны примеры; нос Буратино, Буратино из геометрических фигур, Азбука,  12 «золотых» монет, 5 из которых находится в Азбуке; слово «Молодец» ( по количеству детей в классе).

 Тип урока:

  • Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

         Форма  урока:

  • Урок-сказка(нетрадиционная форма урока, с использованием сказочных персонажей: Баба-Яга, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Буратино).

  Методы:

  • Словесные  (беседа);
  • Практические ( задания сказочных героев);
  • Наглядные: атрибуты персонажей, вывешенных на доске.

Орг. момент – в форме психологического настроя (подарили улыбки учителю, соседу по парте). На данном этапе - неожиданное прерывание урока. Цель: создать проблемную ситуацию, решить её в процессе учебной деятельности. Именно здесь «зарождается» заинтересованность ребёнка, которая  увлекает его на протяжении всего урока. Письменное сообщение от сказочных героев в стихотворной форме обозначил в уроке сюжетную линию.  

Каждое последующее задание даётся сказочным персонажем. В задании, где Красная Шапочка «представила» линии-дорожки, ребята развивали мышление.

Выполняя задание Кота, дети работали самостоятельно. В «сапогах» решали примеры на сложение и вычитание в пределах 9. Проверка проводилась коллективно, с использованием карточек с цифрами. В случае, если ошибочный результат, то необходимо объяснение ученика, тем самым он даёт анализ собственной ошибке. Форма деятельности: индивидуально-коллективная.

Знание геометрических фигур дети показали, выполняя задание Буратино. Форма деятельности: коллективная. «Золотые» монеты деревянного человечка были использованы для сравнения чисел. Один ученик работает у доски, а остальные проверяющие. Если ученик пишет знак верно – дети хлопают, если ошибся – топают. Таким образом, они проверяют и свои знания. Форма деятельности: индивидуально-коллективная.

Кульминационным моментом является заглядывание детей под стульчики, где обнаруживают листочек со словом «Молодцы!».

На уроке развивались учебно-языковые навыки (повторение изученных тем), правописные (решение примеров). Все задания в течение урока развивали у детей интерес к предмету.

7. Конспект, презентация.

Конспект урока.

Цель: Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание в пределах 9».  

Задачи:

Деятельностные:

  • Формировать способность к применению полученных знаний на практике при решении примеров, сравнении чисел (в пределах 9);
  • Формировать способность к выделению существенных признаков;
  • Формировать способность к анализу собственных ошибок;
  • Развитие устной и письменной речи;
  • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на                     вопросы;
  • Развивать психические процессы: память, мышление. воображение. восприятие, внимание, эмоции.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, аккуратность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, любовь к сказкам, интерес к предмету.

Образовательные:

  • Совершенствовать навык устного счёта в пределах 20;
  • Повторить понятия слева, справа, между; последующее. предыдущее число; кривая, ломаная, прямая линии;
  • Повторить изученный геометрический материал.
  • Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 9;
  • Сравнение чисел;
  • Повторить компоненты при вычитании;
  • Повторить навык каллиграфического письма.

Оборудование:

  • Проектор, экран; 2 конверта с сообщением; метла; шапочка из цветной бумаги; 3линии – кривая, прямая, ломаная; лист с сапогами, на которых напечатаны примеры; нос Буратино, Буратино из геометрических фигур, Азбука,  12 «золотых» монет, 5 из которых находится в Азбуке; слово «Молодец» ( по количеству детей в классе).

 Тип урока:

  • Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

         Форма  урока:

  • Урок-сказка(нетрадиционная форма урока, с использованием сказочных персонажей: Баба-Яга, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Буратино).

  Методы:

  • Словесные  (беседа);
  • Практические ( задания сказочных героев);
  • Наглядные: атрибуты персонажей, вывешенных на доске.

                                         Ход урока:

Учитель: Встали красиво, подарили улыбки мне, соседу по парте. Присаживайтесь.

Учитель: Вы знаете, ребята, сегодня на уроке мы будем решать примеры на сложение и вычитание в пределах 9 и …(ученица поднимает руку).

Ученица (удивлённо):  Елена Ивановна, в моем портфеле какой–то странный конверт!

Учитель: Интересно, как он к тебе попал? Давайте вместе  откроем и прочитаем его содержимое. (Вскрывают конверт, читают).

  Здравствуйте, детишки:

  Девчонки и мальчишки!

          Вы всю четверть проучились

     Многому чему научились:

             Классно петь, считать, читать,

 Даже в танце зажигать!

           Знания свои храните,

        А нам их дружно покажите.

   Как узнать нас – не беда,

         Мы с детства с вами всегда.

На предмет посмотри

   И сразу нас узнаешь ты!

1 слайд: появление сказочной картинки в музыкальном сопровождении.

(За магнитной доской находится метла).

Учитель: Ой, что это такое, что за странный предмет?

Ученики: Это метла - летательный аппарат Бабы–Яги.

  1. слайд: появляется Баба-Яга.

Ученики: А там ещё какой-то конверт (в метле спрятан конверт с сообщением).

Учитель читает:

                                                 Первоклашечки мои,

                                                 Сладенькие, милые!

     Что за знанием пришли

     В школу вы красивую?

    Вот задание вам всем,

       Отвечай, а то всех съем!

        3 слайд:

  • счет до 20 и обратно;
  • сосчитайте вместе от 15 до 20;
  • покажите последующее число для числа 7;
  • покажите предыдущее число для числа 2;
  • какое число стоит между числами 5 и 7;
  • какое число стоит справа от 9, слева от 6;
  • покажите соседей числа 3;
  • я задумала число, вычла из него 5 и получила 1. Какое число я задумала?

Учитель подходит к своему столу, под столом лежит шапочка.

Учитель: Ребята, чья это шапочка, кто ее потерял?

Ученики: Это головной убор Красной Шапочки.

      4 слайд: появляется Красная Шапочка.

        

Учитель: А это что такое? (Учитель достает из шапочки кривую, ломаную, прямую и вывешивает на доску).

 Красная Шапочка « задаёт» вопросы.

-Как называются эти линии?

Ученики: Кривая, ломаная, прямая.

-Как вы думаете, по какой дорожке побежал волк? Какая из них самая короткая?

Ученики: Прямая.

Учитель: Верно, а Красная Шапочка никуда не торопилась и отправилась по одной из таких дорог. Но мы знаем, что у этой сказки счастливый конец, а мы с вами продолжим угадывать следующих сказочных героев.

Физкультминутка.

Учитель: А сейчас немного отдохнем. Необходимо назвать компоненты при действии вычитания. Если называю компонент неправильно – садимся, если  правильно – встаём. (Дети сидят на местах. На экране появляется слайд с названиями компонентов. Ученики встают только в том случае, если услышат правильный ответ.)  

5 слайд:

1 компонент – укорачиваемое, уничтожаемое, уменьшаемое.(Дети встают при слове уменьшаемое)

6 слайд:

2 компонент – выдергаемое, выпендряемое, вычитаемое.(Дети встают при слове вычитаемое)

7 слайд:

3 компонент – парность, разность, уморность. (Дети встают при слове разность)

Учитель: На парту быстренько взгляните и третье задание решите!

– Чьи это сапоги? Какого сказочного героя?

Ученики: Это сапоги кота из сказки  «Кот в сапогах».

 8 слайд: появление  Кота в сапогах.

 (Дети решают примеры «в сапогах»).

9 слайд: появление листа с «сапогами».

(Проверяют  ответы  коллективно).

Учитель: Вы слышите, какой–то звук? (учитель достает из ящика нос Буратино).

Чей это нос, какого сказочного героя?

Ученики: Буратино.

10 слайд: появляется Буратино.

На доску вывешивается Буратино(из геометрических фигур) в одной руке он «держит» азбуку.

Учитель: Из каких геометрических фигур состоит Буратино? (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник).

Учитель: Интересно, что у него находится в азбуке?

(Достает 5 монет).

Доску поскорее открываем. Последнее задание Буратино выполняем.

        

Учитель: Какое задание предлагает выполнить Буратино?

Ученики: Поставить знаки >,<,=

(Один ученик работает у доски, если он записывает знак верно, значит хлопаем в ладоши, если неверно – топаете ногами).

Учитель: А тут еще что–то в Азбуке находится (достаёт письменное сообщение):

          Знания свои вы показали нам прекрасные.

Видим, что ребята  очень  классные!

               Под стульчик дружно загляните

            И сюрпризик получите!

(Заглядывают под стул, отрывают листок со словами «Молодцы!»)

Учитель:

      Тихо сядьте удальцы,

Ну, вы просто …

Ученики: Молодцы!

11 слайд: МОЛОДЦЫ!

Итог:  

- С какими сказочными героями встретились?

- Какие задания вам предлагали выполнить?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

 Вы, ребята, очень хорошо работали на уроке, выполнили задания сказочных героев и все получаете умных человечков. А ваши именные бабочки поднялись к солнышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе на тему Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Нумерация в пределах 20.

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета. Задачи образовательные: 1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычита...

Урок математики в 1 классе на тему "Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 10. Закрепление"

Урок  математики в 1 классе  на тему "Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 10. Закрепление"...

Урок по математике в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10.Тема: "Счёт в пределах 10. Закрепление"

Данный урок был проведён по программе Школа России, на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова " Математика 1 класс". Тип урока:Закрепление полученных знаний. Форма урока: Урок- путешеств...

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....

Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"

Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...