урок открытия нового знания по математике во 2 классе по теме: "Уравнение"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Ихсанова Мадина Гарифовна

Очень важно детям самим открывать новые знания по всем предметам! И это им очень нравится!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem-ki_2klass_reshenie_urav-y.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания по  математике во 2 классе

Цель: 1. Дать детям новое математическое понятие «уравнение».

Формировать умение применять полученные знания при решении уравнений.

Повторить названия компонентов действий сложения и вычитания.

Закрепить умение решать текстовые задачи.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.

 Ход урока:

Организация начала урока (психологический настрой учащихся):

- Добрый день, дорогие ребята!

Я рада, что все вы здоровы, что я вновь вижу ваши милые лица на нашем очередном уроке математики.

Но почему-то вы сегодня такие тихие, встревоженные...

- Давайте встанем в круг и попробуем поднять свое настроение.

(Снятие эмоционального напряжения, тревожности, речевых и мышечных зажимов)

   -  Покажите, как вы  вертелись,  шумели  и радовались на перемене.

Да вы просто Шалтаи-болтаи! Покажите еще раз, как вы умеете болтать руками, ногами, головой (при этом дети говорят):  «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне!».  (Смеются, улыбаются).

Смеемся, еще лучше смеемся, болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся.

Похлопаем ладошками, потрясем руками, опять похлопаем ладошками.

Молодцы! Изменилось ли ваше состояние? (Да). Каково оно стало? (Спокойное, радостное, веселое, исчезли страх и волнение).

А теперь сели на свои места и начнем наш урок.

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?

(Решали  задачи, примеры на сложение и вычитание, равенства и неравенства ...)

Актуализация знаний и затруднение в деятельности.      

- Ребята, а чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания в карточках.  Внимательно прочтите их, обсудите  в парах, а затем объясните свой выбор.   Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки.

Работа по карточкам в парах.

Карточка № 1.

24+3 =                                                                                                                                                    

 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.                                                                                                          

1)Числовое                                                                                                                                                        2). Буквенное

Карточка № 2.                                                                                                                                                           Объясните, как называется данное выражение?         + 4 = 12                      

  Как оно решается?                                                                                                                                               Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.        

      1. Подберем число, чтобы запись была верной.                                

      2. Поставим любое число.

Карточка № 3.                                                                                           

  53 – 3 > 20         Как называется данное выражение?                                                                       Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.    

 1) Равенство                                                                                  

 2) Неравенство

Карточка № 4.                                                                                                                                                    Напишите, как называется данное выражение?                                                                                             а + 5, где  а = 7                                                                                                                                                   Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой  выбор. Каким способом будете его решать?                                                                      

   1. Подбираем число, чтобы запись была верной.          

   2. Подставим вместо буквы а число 7 и сосчитаем.        

   Напишите решение.

 Проверка заданий по карточкам в форме защиты.  

   (На мониторе  компьютера  поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений, дети объясняют свой выбор ответов).

1) 24 + 3 =      2)  + 4 = 12       3) 53 – 3 > 20     4) а + 5,  где  а = 7      

Объясняют,   что 1 - числовое выражение,    2 – пример с окошечком,  3  -  неравенство,

 4 – буквенное выражение.

Карточка № 5.  (Задание предлагается выполнить сначала индивидуально, затем разбирается    коллективно)                                                             

      Как называется данное выражение?     х + 4 = 12                                                                                       Решите его.  Если не сможете, напишите “не можем решить”.

 Проверка задания

 5) х + 4 = 12         5) –  не знают, не могут  решить

                                                      Постановка проблемы

- Правильно, ребята, вы и не сможете решить данное задание, потому что еще не знаете, как называется такая запись, и как она решается.

- А хотите узнать? (Ответы детей). 

 Для этого я предлагаю вам выполнить следующие задания.

На каждое следующее, правильно выполненное задание, вы получите букву.  Затем из этих букв постараетесь составить слово, обозначающее название данного выражения и попробуете назвать тему нашего урока. Согласны?   (Буквы выставляются на мониторе компьютера).

 Коллективная работа.

1. Я задумала число, прибавила к нему 8 и получила 10. Какое число я задумала?   (2 - буква у)

2. Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получилось 9? (7 – буква р)

3. Как называются числа при сложении? (буква а)

4. Найти сумму чисел 16 и 4 (20 – буква  н)

5. У Саши 6 марок, у Кати 5 марок. А у Марата столько, сколько у Саши и Кати вместе. Сколько марок у Марата? (11 – буква в)

6. Как называется число, которое уменьшаем? (уменьшаемое – буква е)

7. На сколько 10 больше, чем 3? (7 – буква н)

8. У Юры 3 яблока, 2 апельсина, 4 банана. Сколько яблок у Юры. (3 – буква и)

9. Каким действием находится неизвестная часть? (вычитание - буква е)

(Выставляются  на мониторе буквы: у, р, а, н, в, е, н, и, е)

 Определение темы и цели урока

- Вот и отгадали все буквы, а теперь из них постарайтесь составить слово, называющее наше неизвестное выражение? (Уравнение).

- Значит, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Уравнение).

- Молодцы, ребята, тему вы определили. А сможете ли  объяснить, что такое уравнение и как его решить? (Дети пытаются ответить, но у них не получается).

- Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями и всем вместе доказать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!

      - Но сначала перед исследованиями - минутка отдыха.

 Физминутка “Пчелки”                                                                                  

 Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят.                                                                                     Порезвиться захотели, друг за другом полетели: «З – з – з – з…».    

Полетали, прилетели и на место свое сели.                                                                                                                     

 “Открытие” нового знания.

- Итак, начнем наши исследования? (Да)

- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (записи выставляются на мониторе компьютера) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение? (На пример с окошком, на буквенное выражение)

1) Что нам говорит знак “ = ”? (равенство)

2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12)

3) Что неизвестно? (первое слагаемое)

4) Чем оно обозначено? (буквой)

5) Кто знает, как называется эта буква? (икс) Правильно, это латинская буква Х.

6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? (узнать, найти это неизвестное число)

7) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным? (8)

 Как вы нашли число 8? (к 4 + 8), (из 12 - 4)

- Молодцы!  Ребята, а знаете ли вы, что  сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи. (Дети удивляются своей находке)

 - Давайте, попробуем теперь сделать вывод:

А) Уравнение – это (показываю на знак =, а дети дополняют) - это равенство,

которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.

(На  мониторе  компьютера выставляется запись:

«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».

Б)  - Но это неизвестное число, обязательно, что надо сделать?

 Мы об этом уже сказали… (Найти, чтобы равенство было верным)

(На мониторе запись:  «Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).

- Молодцы!  Ребята, ваша работа достойна похвалы.

1).  - Сейчас откройте в учебнике страницу 68 и прочтите правило.

Удалось ли вам  выяснить, что такое уравнение?  (Да). 

 Прочтите вслух, что же такое уравнение. (Читают).

А теперь попробуйте рассказать мне, что такое уравнение и что значит - решить уравнение? А теперь расскажите  друг другу в своих парах.  (Дети рассказывают, что значит решить уравнение).

2). Решение:   Х + 4 = 12                       Проверка: 8 + 4 = 12

                    Х = 12 – 4                                        12 = 12

                            Х  = 8          

       

Физминутка. (Дети, открывая тетради, хором произносят слова  и показывают действия).

“Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

  Первичное закрепление. Работа в тетрадях  по учебнику.

Решение уравнений  на с. 68,  №1.

А) 1, 2 столбики выполняются с объяснением  и записью на доске и в тетрадях.

Б)  3, 4 столбики выполняются самостоятельно в тетрадях, с последующей взаимопроверкой в парах.

  Включение в систему знаний и повторение.

А). Работа над задачей № 6, с. 69.

Коллективный устный разбор задачи, краткая запись на доске.

Самостоятельная запись решения в тетради. Один ученик у доски.

Проверка  и объяснение решения вслух.

 Б). Самостоятельная работа в тетрадях с последующей коллективной устной проверкой: № 4, с 69.

 В). Индивидуальная работа в тетрадях на печатной основе: № 87 – 89.

 

 Рефлексия учебной  деятельности.                                                                                     

    Цель: 1. Оценить результаты собственной деятельности.                                                                

- Ребята,  вот и близится к концу наш урок

- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое уравнение и как его решать).

- Как вы думаете, достигли мы этой цели? (Да).

- Тогда скажите,  что же такое уравнение? (Равенство, которое содержит неизвестное число).

- А что значит решить уравнение?   (Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).

- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).

- Оцените свою работу знаками:

«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» (+)                              

«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»  (+ -)          

«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится  ( -+)

- Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к  знаниям, которые  помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.

Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице:  «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».  На следующем уроке мы с вами опять продолжим   тренироваться  решать уравнения.  Я уверена,  все у вас получится!

  Домашнее задание: № 2, решить задачу на с. 68;    № 7, вычислить значения выражений на с 69;

                        по желанию – решить уравнение (раздать карточки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта.Урок открытия нового знания "Домашние животные" (1 класс).

Технологическая карта урока по ФГОС..Урок открытия нового знания "Домашние животные"(1 класс). Учебный предмет-окружающий мир. Предметы природы. Живая и неживая природа. Дикие и домашние животные. Меж...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Конспект (сценарий) урока открытия нового знания Математика 2 класс Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора".

Сценарий урока "открытия "нового знания. УМК "Школа России" Математика 2 класс. Тема: "Уравнение. Решение уравнений способом подбора. Разработан в соответствии со всеми требов...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Огромное спасибо за материал!