Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:

1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.

2.Нечаева Н. В. Сборник программ для начальной школы. Система Л. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК Л.В. Занков

Обучение грамоте.

Пояснительная записка.

В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Задачи периода обучения грамоте:

- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение».

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте.

Обучающиеся должны:

- иметь представление о следующих связях:

* между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

* между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);

* между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);

* о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

* о родственных словах и корне слов;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

* группировать языковой материал по заданным основаниям;

* подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук – гласный, согласный, гласный – ударный, безударный);

* соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

* адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

* слушать и отвечать на заданный вопрос;

* пользоваться учебными книгами;

- знать/понимать:

* признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

* оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ;

* звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

* признаки гласных и согласных звуков;

* признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

* написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;

* алфавит;

- уметь:

* голосом показывать различия в цели высказывания;

* читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; темп чтения 20 – 25 слов в минуту;

* отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;

* различать на слух границы слов и предложений;

* списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

* писать правильно под диктовку текст (20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы;

* соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов;

* различать на слух звуки речи;

* различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

* определять место ударения в двусложных словах;

* делить слова на слоги;

* находить в ряду слов родственные слова;

* применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? ! ).

Русский язык.

Пояснительная записка.

Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в программе.

Задачи обучения русскому языку:

- развитие внешней и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;

- овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами;

- развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками;

- развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.

К концу первого класса обучающиеся должны:

- иметь представление:

* о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

* о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;

* о различии предложений по цели высказывания и по интонации;

* о признаках текста и его оформлении;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

* группировать языковой материал по заданным основаниям;

* подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;

* использовать правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителей и одноклассников; слушать и отвечать на заданный вопрос;

* ориентироваться в учебнике;

* списывать и писать под диктовку небольшой текст;

- знать/ понимать:

* признаки предложения; звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

* гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие; алфавит;

- уметь:

* отличать текст от предложения, предложение от слова; находить границы предложения;

* подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;

* различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

* определять место ударения в слове; делить слова на слоги;

* обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, е, ю, я, ь;

* обозначать на письме звук (й);

* применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения;

* списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически.

Литературное чтение.

Пояснительная записка.

Главная цель художественного цикла – развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы, знает и как читать, опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Цель курса – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

Задачами начального курса литературы являются:

- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

- развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора – интересным;

- создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

К концу первого класса, обучающиеся должны:

- иметь общее представление:

* об отличии художественного текста от научного;

* об отличии фольклорного текста от литературного;

* об отличии стихотворного текста от прозаического;

* о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

* о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

- знать:

* наизусть 3 – 4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;

*  содержание произведений, прочитанных в классе;

* имена 1 – 2 писателей или поэтов;

- уметь:

* читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30 – 35 слов в минуту вслух, 40 – 45 слов в минуту про себя;

* ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);

* понимать содержание прочитанного;

* осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

* находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

* отличать монолог от диалога;

* задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Математика.

Пояснительная записка.

Математика помогает младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи. Начальный курс математики должен решать следующие задачи:

- формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

- развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, волевое и эмоционально-нравственные качества личности;

- воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

К концу первого класса, обучающиеся должны:

- владеть общеучебными умениями:

* выявлять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; классифицировать предметы и объекты;

* устанавливать простейшие закономерности;

* выделять информацию, содержащуюся в тексте или рисунке, работать с ней;

* воспринимать и осмысливать звучащую речь;

* выделять вопросы в речи и отвечать на них.

По разделу «Изучение чисел».

- иметь представление:

* о натуральном числе и числе «ноль»;

* о натуральном ряде чисел и его отрезке, об их свойствах, сходстве и различии;

- знать/ понимать:

* математические знаки – цифры, больше (>), меньше (<), равно (=);

* название всех чисел первого и второго десятков и круглых двузначных чисел;

- уметь:

* прочитать и записать любое изученное число;

* устанавливать отношения между ними.

По разделу «Изучение действий».

- иметь представление:

* о смысле операций сложения и вычитания и о связи между сложением и вычитанием;

* о свойствах вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;

- знать/ понимать:

* знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

* переместительное свойство сложения;

* таблицу сложения в пределах получения числа 10;

- уметь:

* выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка.

По разделу «Изучение элементов алгебры».

- знать/ понимать:

* термины: уравнение, равенство, неравенство, выражение;

- уметь:

* решать уравнения вида  х + а = в и а + х = в различными способами.

По разделу «Изучение элементов геометрии».

- иметь представление:

* о геометрических фигурах: линиях – прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке; углах – прямом, остром и тупом – и о соотношении между ними, о многоугольниках и их классификации по числу углов;

* о разнице между плоскостными и объемными фигурами и об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде;

- знать/ понимать:

* термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;

- уметь:

* чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;

* обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами латинского алфавита;

* находить в окружающем мире знакомые плоскостные и объемные фигуры.

По разделу «Изучение величин».

- знать/ понимать:

* единицы длины: метр, дециметр, сантиметр и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;

- уметь:

* определять длину данного отрезка при помощи измерительной линейки;

* строить отрезки заданной длины при помощи циркуля и чертежной линейки, а также при помощи измерительной линейки;

* выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения.

По разделу «Задачи» (подготовительный этап).

- уметь:

* восстанавливать сюжет по рисункам;

* рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и отражать их в связных математических рассказах;

* изменять математический рассказ в зависимости от выбора рисунка.

Окружающий мир.

Пояснительная записка.

Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6 – 10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближайший круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно-научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию.

К концу первого класса обучающиеся должны:

- иметь представление о следующих связях:

* между живой и неживой природой;

* между деятельностью человека и состоянием природы;

- иметь представление о следующих явлениях и объектах:

* о значении Солнца для жизни на Земле;

* о живой и неживой природе;

* о разнообразии и красоте природы России;

- владеть общеучебными умениями:

* слушать и отвечать на заданный вопрос;

* ориентироваться в учебнике;

* различать изученные объекты по названным признакам;

- знать/ понимать:

* компоненты окружающего мира ( природа, человек, сделанное или придуманное человеком);

* основные части растений;

* правила поведения в общественных местах и на улице;

* правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);

- уметь:

* различать объекты природы и объекты, созданные человеком;

* различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

* различать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

* приводить примеры представителей животного мира;

* использовать в общении правила вежливости.

 

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:

1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.

2.Нечаева Н. В. Сборник программ для начальной школы. Система Л. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию для 3 класса КОУ 8 вида

Программа разработана на основе рекомендуемых министерством программ под редакцией В.В. Воронковой...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Математика» (1 класс) на 20012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Математика» (1 класс) на  20012-20013 учебный год....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013 учебный год.Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013учебный год.  Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по русскому языку (1 класс) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка  к календарно-тематическому планированию по русскому языку (1 класс) на 2012-2013 учебный год ...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Мир вокруг нас» (1 класс) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Мир вокруг нас» (1 класс) на 2012-2013 учебный год...