Что такое грамотная речь и так ли она важна?
консультация по логопедии

Чехонина Лариса Евгеньевна
Информирование родителей будущих первоклассников о возможных трудностях школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью устной речи в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_gramotnaya_rech_i_tak_li_ona_vazhna.docx163.22 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Что такое грамотная речь и так ли она важна?

Цель: информирование родителей будущих первоклассников о возможных трудностях школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью устной речи в дошкольном возрасте.

Большинство родителей, стараясь подготовить своих ребят к школе, делают упор на обучение чтению и счёту. А я хочу обратить ваше внимание на развитие устной связной речи.

Наша речь это не только правильное звукопроизношение. Это ещё и богатый словарный запас, и грамматически правильно оформленные высказывания, а также темп речи, интонация.

Хочу предупредить вас о трудностях и сложностях школьного обучения при недостаточном развитии всех компонентов речи.

Со звукопроизношением всё понятно. Эту сторону речи все слышат и обращаются за помощью к логопеду. В идеале ребёнок должен научиться правильно произносить все звуки в речи как минимум за полгода до начала школьного обучения. Процесс автоматизации звука – это длительный и энергозатратный процесс для ребёнка, требующий значительной концентрации внимания. Первый класс – это всегда стресс для ребёнка. К тому же накладывается и психологический кризис семи лет. Поэтому не усложняйте своему ребёнку процесс адаптации к школе. Займитесь коррекцией звукопроизношения заранее.

Если ребёнок не произносит или искажённо произносит звук в речи – он не сможет правильно читать и писать (особенно под диктовку). Будут сложности в фонетических разборах.

Бедный словарный запас приведёт к сложностям в чтении. Ребёнок не сможет правильно прочитать и понять смысл прочитанного, сли слова ему не знакомы, он не знает их значения. Попробуйте сами прочитать что-то не по своей профессии.

Решение проблемы только одно – ЧТЕНИЕ и ОБСУЖДЕНИЕ истории, сказки. Словарный запас надо обогащать до школы. На это нужно время. Поэтому пересмотрите и перестройте вечерние домашние ритуалы. Выделите в ежедневной суете время на прочтение книг. Да, современные дети не любят слушать книги. Разговаривайте, обсуждайте, ищите интересные книги, истории, которые будут действительно интересны вашему ребёнку. Самый простой путь – найти в книжном магазине истории по мотивам любимых мультгероев.

Грамматический строй речи – это умение изменять слова, то есть подбирать однокоренные слова, согласовывать части речи между собой, правильно использовать предлоги. От навыка словообразования и словоизменения напрямую зависит грамотность. Ведь для определения проверяемой гласной в корне, непроизносимой согласной нужно подобрать однокоренное слово. И к первому классу ребёнок должен делать это не задумываясь. Он легко должен подобрать слово во множественном числе или в уменьшительно-ласкательной форме. Играть со словами можно «на ходу», по дороге.

Например:

  • Давай будем всё увеличивать. Я тебе называю слово (сами смотрите по сторонам, выбирая предмет, а ты скажешь как будто этого очень много. Я говорю «лужа», а ты – «лужи»).
  • А теперь будем всё уменьшать. Каждое слово ты будешь делать маленьким. «Лужа-лужица»
  • А сегодня у нас будет зелёное настроение. Представь, что всё вокруг стало зелёным. Я говорю слово. А ты его зеленишь. «Забор – зелёный забор, лужа – зелёная лужа, окно – зелёное окно»
  • Посчитаем всё! Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. А сложнее считать в обратном порядке, от пяти до одного.

Темп речи и её интонированность лучше всего видны в прочтении стихов. И тут тоже только один выход – учить и рассказывать как можно больше стихотворений. Чтобы стихи «звучали» нужно выработать правильное речевое дыхание, научить делать вдох носом, а выдох ртом, нужно тренировать чувство ритма (в этом нам помогают музыкальные занятия и уроки танцев).

Если уже в дошкольном возрасте возникают трудности с запоминанием стихов – не ругайте и не стыдите ребёнка. Ваша задача – помочь найти проблему. Что мешает запоминанию? Не хватает памяти, незнакомые слова, страх ошибиться? Есть много способов запоминания стихов. Пробуйте, ищите способ, подходящий именно вашему ребёнку.

Подводя итог, хочу настроить вас на работу. Присмотритесь к своему малышу, прислушайтесь к мнению специалистов (воспитателя, психолога, логопеда), не отмахивайтесь от трудностей в надежде, что «само пройдёт». Найдите время и возможности для решения имеющихся проблем. И тогда школьная жизнь будет в радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с презентацией во 2 классе по теме «Что такое части речи?».

Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 «А» класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Что такое  час...

Воспитание грамотной речи через игры

Умение красиво и правильно говорить, является своеобразной визитной карточкой любого образованного и эрудированного человека. Яркая образная речь, умение вовремя подобрать нужные образы, ...

Презентация "Что такое част речи?" 3 класс Канакина

Презентация к урооку русского языка в 3 классе по теме "Что такое част речи?" Канакина УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ

  РАЗВИВАЕМ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ...

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...