Визуализация как метод обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы
статья по логопедии

Вейсбрут Татьяна Евгеньевна

урок литературного чтения в начальной школе для детей с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Визуализация как метод обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы

        Аннотация: Данная статья предназначена для педагогов, дефектологов, логопедов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассказывается об использовании метода   визуализации, как основного метода, способствующего преодолению трудностей обучения в общеобразовательной школе, возникающих на уроке литературы.

        Ключевые слова: инклюзия, образование, визуализация, задержка психического развития, нарушения интеллектуального развития, ограниченные возможности  здоровья, тяжелые нарушения речи.

        

        В основе современного образования лежит Федеральный закон от 29.12.2012 года, который гласит, что каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет право на получение образования вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. На основе данного закона функционирует инклюзивное образование [1].

        Под инклюзивным образованием следует понимать организацию процесса обучения, таким образом, при котором все нормотипичные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья включены в общую образовательную систему. Инклюзия может включать в себя несколько видов: 1) когда ребенок с ОВЗ внедряется в массовый класс к нормотипичным детям; 2) создание коррекционного класса. Второй вид используется, если в школу поступает значительное количество детей одной возрастной группы и со схожими диагнозами. Для того, чтобы данная система функционировала в должной мере, каждый педагог должен учитывать следующие принципы:

  • Ценность человеческой личности не зависит от ее умений, способностей и достижений;
  • Каждый человек может научиться чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение,  а также быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге, должны находиться в социуме;
  • Настоящее обучение может быть реализовано только в рамках реальных взаимодействий и взаимоотношений;
  • Разнообразие усиливает возможность развиваться;
  • Главное концентрирование внимания педагога и родителей должно быть направлено на возможности ребенка, а не на его недостатки [1].

        Также стоит отметить, что перечисленные принципы отражают плюсы инклюзивного образования, к которым можно отнести и доступность,  социализацию, личностный и гуманный подходы.

        К сожалению, инклюзивный образовательный процесс имеет и недостатки, к ним относятся:

  • Нехватка квалифицированных в данной области специалистов;
  • Неосведомленность педагогов о специфики работы с детьми с ОВЗ;
  • Снижение качества знаний у детей с нормальным развитием;
  • Недостаточность  материально-технической и методической базы [1].

Немаловажным, для рассмотрения масштаба проблемы, является постоянно растущий уровень распространенности детей с нарушениями развития на территории Российской Федерации [7].

Таблица 1

Уровень распространенности детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ (по данным Всемирной Организации Здравоохранения)

год

2018 г.

2019 г.

2020г.

2021 г.

2022 г.

количество детей

653508 чел.

671170 чел.

688787 чел.

704496 чел.

728858 чел.

        Из данных таблицы мы можем увидеть значительный прирост детей с ОВЗ за последние пять лет. Именно этот факт, а также неосведомленность педагогического состава о специфики нарушений детей с ОВЗ и работы с ними являются актуальность проводимого исследования.

        Среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую часть составляю дети с ЗПР, ТНР и нарушениями интеллектуального развития. Для всех детей, относящихся к данным группам характерно наличие дислексии – стойкого и специфического нарушения процесса чтения, которое не проходит без целенаправленной и системной работы логопеда, дефектолога и учителя-предметника [6].

        Психофизиологической основой нарушения чтения является замедленность темпа приема и обработки информации, которую ребенок воспринимает зрительно. Также огромное значение имеет дефекты установления ассоциативных связей между анализаторами (зрительным, слуховым, речедвигательным). Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья свойственен низкий или сниженный темп протекания мыслительных операций, которые лежат в основе понимания прочитанного. Таким образом, нарушения техники чтения имею неблагоприятное влияние на понимание прочитанной информации. У детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями интеллектуального развития дефекты чтения отмечаются не только в младших классах, но и при обучении в среднем звене, к ним можно отнести [6]:

  • Сниженная скорость чтения;
  • Ошибки при согласовании слов в роде, числе и падеже;
  • Опущение или замена служебных частиц;
  • Узкий активный словарный запас;
  • Перестановка, замена, пропуск звуков, слогов, слов;
  • Невозможность определять причинно-следственные связи;
  • Непонимание абстрактных значений и слов, имеющих несколько семантических единиц;
  • Невыразительное чтение;
  • Дефекты речевого дыхания, вызывающие языковые запинки;
  • Непонимание прочитанного [6];
  • Опущение знаков препинания.

Все приведенные выше ошибки значительно снижают общую успеваемость ребенка, так как навык осознанного чтения необходим во всех предметных областях. Развивать данный навык необходимо не только на логопедических занятиях, но и на уроках литературы.

Исследование использования метода визуализации для коррекции нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Калуги на протяжении 5 месяцев на уроках литературы. В качестве испытуемых принимали участие учащиеся 5 «В» класса (коррекционного типа) в количестве 11 человек. Среди данной группы обучаются: 1 ребенок с тяжелыми нарушениями речи, 1 слабовидящий, 2 ребенка с нарушениями интеллектуального развития, 7 детей с задержкой психического развития.

        По окончании первой четверти, до начала исследования, качество знаний по предмету «литература»  составляло 45.5%. Для того, чтобы повысить данный показатель, было принято решение - использовать метод визуализации, который подразумевает под собой перевод мыслительных представлений в зрительные образы. Выбор данного метода обосновывается тем, что для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерно преобладание наглядно-образного мышления, то есть, визуализируя учебный материал, педагог делает его более доступным для понимания детей [2]. К приемам визуализации, которые использовались в ходе исследования, можно отнести:

  • Инфографика;
  • Игра «Эмоциональный интеллект»;
  • Цветопись;
  • Синквейн;
  • Мнемонический словарь;
  • Виртуальные экскурсии.

Инфографика - прием, при котором сложная информация систематизируется, а элементы этой системы преобразуются в графические образы. Основными элементами данного приема являются изображения, иконки, символы, графики, таблицы [3].

На уроках литературы использовались следующие виды инфографики:

  • Хронологический вид, который создается для того, чтобы находить и отображать последовательность событий в произведении, изменение поведения главного героя.
  • Сопоставительный вид необходим для того, чтобы сравнивать предметы, главных героев, поступки, пословицы и поговорки. Целью данного вида инфографики является не только нахождение сходств и различий, но и формирование умения делать выводы, исходя из полученных данных.
  • Иерархический вид используется на уроках для того, чтобы научить детей видеть и понимать степень важности того или иного события или поступка в произведении, различать главных и второстепенных героев.

Одним из часто встречаемых нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья является интонационная невыразительность речи. Это связано с целым рядом причин – нарушение дифференциации эмоционального спектра, сниженная скорость и правильность чтения, отсутствие интереса к изучаемому предмету и т.д. Для формирования интонационной выразительности использовалась игра «Эмоциональный интеллект». 

Данная игра состоит из нескольких этапов: 1) знакомство с эмоциями и способами их проявления; 2) формирование умения определять показываемую педагогом эмоцию; 3) формирование умения показывать эмоцию отраженно и самостоятельно с помощью жестов и мимики; 4) развитие умения отображать эмоцию с помощью речи и интонации отраженно и самостоятельно; 5) развитие видения эмоционального фона в тексте, отображение его с помощью интонации.  

Рассмотрим четвертый этап в качестве примера. Некоторым детям в классе раздаются карточки, которые они не должны показывать своим одноклассникам. На этих карточках написано название эмоции, а ниже фраза, которую ребенок должен прочитать с указанной выше эмоцией. Так как данный прием используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, на обороте карточки находится иллюстрация, которая показывает внешний образ эмоции, а также подсказка, какие жесты, мимику и интонацию нужно использовать, чтобы выполнить задание правильно. С помощью данного этапа совершенствуется и умение определять увиденную эмоцию, так как остальной класс пытается угадать, что пытаются показать ученики с карточкой.

После выступления каждого ученика необходимо проводить рефлексию, чтобы проверить насколько дети усвоили изученный материал, а также обсудить другие способы отображения той или иной эмоции, ситуации, в которых она проявляется и т.д.

В большинстве художественных произведений существует множество слов, которые непонятны детям с ограниченными возможностями здоровья, так как они, либо имеют абстрактное значение, либо не используются на бытовом уровне, то есть вышли из обиходного словаря. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при проведении уроков литературы с детьми с нарушениями в развитии необходимо проводить словарную работу. Для этого следует использовать следующие приемы «Цветопись» и «Мнемонический словарь».

Первый этап работы заключается в поиске слов с непонятным значением, для этого используется «Цветопись» в сочетании с приемом «Яблонька». Педагог из литературного произведения выписывает слова или выражения, которые могут вызвать у детей с ОВЗ сильные затруднения. Пока дети читают их, педагог на доске открывает изображение дерева (яблони). Затем детям предлагается распределить и записать на розданных заранее яблоках слова – на зеленых яблоках пишутся слова, значение которых детям понятно, на желтых яблоках должны находиться слова, требующие уточнения, на красных яблоках записываются слова, значения которых дети вовсе не знают. Затем яблоки прикрепляются к яблоне на доске.

После того, как сбор данных закончен, семантические значения слов отрабатываются с помощью заполнения «Мнемонического словаря». Данный прием подразумевает под собой запоминание информации с помощью создания ассоциативных образов. То есть изучаемое слово отображается с помощью иллюстраций, символов, синонимов и т.д.

Также немаловажным приемом, который использовался в ходе исследования - «Синквейн». Ранее синквейном называли короткое пятистрочное японское стихотворение [4]. На уроках литературы его можно использовать для сбора информации о том или ином персонаже. Чтобы написать синквейн. необходимо придерживаться строгой структуры:

  • 1 строка – состоит из одного слова существительного. В данной строке пишется название или имя персонажа.
  • 2 строка – состоит их двух прилагательных, которые описывают выбранного героя.
  • 3 строка – состоит из трех глаголов, то есть действий, которые выполнял персонаж.
  • 4 строка – цитата, фраза, которую говорил выбранный герой.
  • 5 строка – «мое отношение», то есть в данной строке от ребенка требуется написать свое мнение или отношение к описанному герою.

Следует отметить, что работа с синквейнами должна выполняться последовательно. Прежде чем приступить к его созданию, необходимо создать представления о том, что необходимо делать. Поэтому на начальных этапах детям можно предлагать более простые задания – 1)узнай и запиши имя героя (1 строка) по его описанию, 2) дополни признаки или действия, 3) запиши свое мнение о данном персонаже и т.д.

Прием «Виртуальные экскурсии»  - один из самых эффективных способов представления информации, поскольку он повышает учебную мотивацию, а также полностью визуализирует изучаемый материал. При создании виртуальной экскурсии можно использовать видео, иллюстрации, текс, схемы, игры [5]. С помощью данного приема можно проводить целый урок, соблюдая все его этапы. Например, отравляясь в путешествие по сказке «Двенадцать месяцев»  с помощью виртуальной экскурсии можно отработать последовательность месяцев, просмотреть видеофрагмент мультфильма по данной сказке, составить портрет главных героев (как внешний, так и внутренний), прослушать интонацию главных героев, поработать со словарем, отработать признаки сказки и многое другое.

Все описанные выше приемы способствуют формированию осознанного чтения. Что подтверждается улучшением показателей качества знаний по литературе.

Таблица 2

Изменение качества знаний по литературы за учебный период в 5 классе

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Качество знаний

45, 5%

63,6%

72,7%

Исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод, что метод визуализации на уроках литературы позволил детям лучше усваивать материал, за счет чего качественная успеваемость класса повысилась.

Также следует отметить и особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы с использованием метода визуализации:

  1. Любой новый используемый прием должен иметь четкое объяснение, а также сопровождаться памятками.
  2. Инструкции по выполнению заданий должны быть простыми, не иметь слов, значения которых детям неизвестно.
  3. Весь подбираемый наглядный материал должен быть доступным, красочным и не отражать реальную действительность, не нарушая представлений о ней.
  4. Работая, над формированием осознанного чтения, следует проводить работу повышающую технику чтения, для этого можно использовать артикуляционную и дыхательную гимнастику, приемы «Непослушные книги», «Половина арбуза».
  5. Формировать функциональную грамотность детей, то есть учить детей пользоваться знаниями, которые они получили в обыденной жизни.

Список литературы:

1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого - педагогический университет, 2011. – с.10-11

2. Апанович З.В. Методы визуализации информации – наукоёмное направление современных ИТ // Компьютерные инструменты в образовании/ 2010 №2 с.44-51

3.Баевская И.С., Маклонова Е.В., Моспан Т.С. Инфографика как прием технологии проектно-исследовательской деятельности // Наука и образование/ 2017 / с. 184-191.

4.  Воробьёва Е.А., Татаринцева Д.И. Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей с ОВЗ // Молодой ученый / 2020. №4 (294) с.319-321

5. Голенкова О.В. Виртуальная экскурсия как форма учебной работы // Наука и образование / 2015/ с. 215-220

6. Седова Е.В. Особенности формирования навыка чтения у детей с ОВЗ (из опты работы) // Преемственная система инклюзивного образования. Материалы Х Международной научно-практической конференции. Казань 2021. с. 282-284.

7. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс] - https://www.who.int/ru 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей в школе с инклюзивным направлением...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Проект «Кукольный театр - эффективный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

При работе с данной категорией детей необходимо использование коррекционно - развивающие методики, позволяющих повышать эмоциональный тонус и побуждать...

Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Живопись шерстью - это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной ...

ИНКЛЮЗИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МАССОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Переход ребёнка из специальной школы в большой мир – огромное испытание. Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ....