АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по логопедии

Вейсбрут Татьяна Евгеньевна

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста в массовой школе. Авторы рассматривают особенности детей данных нозологических групп, специфику их обучения, а также оптимизацию образовательных условий, необходимых для успешного освоения программы. Статья имеет практико-ориентированную направленность, предназначена для специалистов общеобразовательных учреждений – логопедов, дефектологов, учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_veysbrut_t.e._uo_i_ras.odt61.48 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность исследования. На сегодняшний день на территории России в основе современной образовательной системы лежит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года. Он подразумевает под собой, что каждый человек, проживающий на территории нашей страны, имеет право на получение образования вне зависимости от ограничений возможностей здоровья. Именно на основе данного закона реализуется инклюзивная образовательная система РФ. Инклюзия в педагогике рассматривается как организация процесса обучения, который позволяет включить в образовательную систему детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормотипичными сверстниками [1, 2].

Расстройства интеллектуального развития являются одной из наиболее часто встречаемых патологий. По данным ВОЗ уровень распространенности умственной отсталости разной степени выраженности колеблется от 3 до 5% населения, при этом, с каждым годом количество людей с данной патологией увеличивается. Следует отметить, что наибольшее количество людей, указанной нозологической группы, имеет легкую форму нарушения. Дети с расстройствами интеллектуального развития в современных условиях развития общества обучаются в рамках инклюзивного образования [2, 4].

Также нередкими нарушениями развития, встречающимися у детей младшего школьного возраста, являются расстройства аутистического спектра, которые по данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации составляют 1% от детской популяции [2, 5].

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) дает следующее определение интеллектуальным нарушениям (умственной отсталости) – задержанное состояние или неполное умственное развитие, характеризующееся снижением навыков, определяющих общий уровень интеллекта, а именно – познавательных способностей, речи, моторных функций, социальной адаптации. Ученые выделяют следующие виды умственной отсталости – легкая степень (IQ – 50-69), умеренная (IQ – 35-49), тяжелая (IQ – 20-34), глубокая (IQ – ниже 20). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) распространенность данных нарушений на сегодняшний день составляет до 3% от всего населения [4, 6].

Расстройства аутистического спектра (РАС) в современной дефектологии обозначается как гетерогенная группа нарушений нейроразвития, которая включает в себя различные нозологические дефиниции (синдром Каннера и Аспергера, высокофункциональный аутизм, инфантильный психоз, атипичный детский психоз, детское дезинтегративное расстройства, а также множество хромосомных и генетических синдромов). Всем этим нарушениям характерна триада симптомов – 1) качественные нарушения социального взаимодействия и общения; 2) стереотипное поведения; 3) неспецифические проблемы [5].

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей и проблем обучения детей с РАС и УО в общеобразовательной начальной школе, а также приемов их преодоления.

База исследования: МБОУ «СОШ №8» г. Калуга.

        В ходе исследования была отобрана группа детей в составе 10 человек, обучающихся во 2-ых коррекционных классах на базе вышеуказанного учреждения, имеющих заключения психиатра «умственная отсталость» или «РАС» (7 детей с УО, и 3 ребенка с РАС). Следует отметить, что все дети, участвующие в эксперименте также имели заключения ПМПК.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению оптимизации образовательного процесса, рассмотрим некоторую специфику развития детей данных нозологических групп, выявленных в ходе наблюдения за ними в условиях образовательной среды.

Таблица 1 – Сравнение особенностей развития детей с нарушениями интеллекта и детей с расстройством аутистического спектра

Интеллектуальные нарушения

РАС

Желание взаимодействовать с окружающим миром сохранно и не отличается от нормы. Устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Комфортнее находиться в компании детей, которые младше.

Необщительность и отграничения от внешнего мира. Не заинтересованы в общении с людьми. Поддерживают относительно активную коммуникацию только с родными людьми. Комфортнее общаться с людьми, которые старше.

 Познавательная деятельность ограничена пределами, которые не поддаются расширению. Внутренний мир и представления об окружающем ограничены. Основной задачей является удовлетворение естественных потребностей. В различных ситуациях проявляют однотипность поведения, знаний и умений – заштампованность, шаблонность. Предпочтительной является физическая деятельность.

Интеллект часто является сохранным с потенциалом в своем развитии, но из-за специфичности восприятия окружающей действительности не проявляют его открыто. Познавательная деятельность имеет узкую направленность, то есть ребенок может разбираться в одном предмете лучше, чем сверстники, но в других будет отмечаться отставание от нормы. Также дети с РАС демонстрируют различное поведение, уровень знаний в разных условиях. Чаще новые условия повышают уровень стресса, из-за которого возникают неадекватные реакции или аутоагрессия. Чаще привлекает интеллектуальная деятельность.

Навыки самообслуживания вызывают большие трудности, но, тем не менее, приобретаются, хоть и гораздо позже возрастной нормы.

Не самостоятельны, многие навыки самообслуживания не доступны на протяжении всей жизни. Часто испытывают трудности или проявляют неадекватные реакции при выполнении гигиенических норм – мытье головы, расчесывание и т.д.

Игровая деятельность развивается медленно, обычно заканчивается на изучении свойств предмета, не до ходит до ролевых игр. Часто отдают предпочтение активным играм с несложными правилами.

Игровая деятельность развивается, доходит до ролевых и сюжетных игр. Играя, аутичные дети используют определенные ритуалы и один сценарий.

В моторной сфере могут достигнуть нормы, на ранних этапах развития отмечается двигательная расторможенность, моторная неловкость.

Моторная функция развивается слабо. Диапазон движений и их полнота снижена. К моторной неловкости добавляется стереотипность движений, которые не контролируются ребенком.

Речь развивается медленно, но при правильной коррекции приближается к норме. Чаще в речи отмечаются аграмматизмы. Речевая симптоматика у детей с интеллектуальными нарушениями однотипна.

Речевая деятельность очень вариативна – от нормы до полного отсутствия речи. Коррекция не приносит значительных результатов. Нет мотивации к общению. Часто в речи отмечаются эхолалии.

Поддерживаются зрительный контакт.

Зрительный контакт не поддерживают, чаще человека воспринимают с помощью бокового зрения.

        Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра и детей с нарушениями интеллекта требуют внесения коррективов в методологический аспект их обучения. Многие методы, формы работы, приемы, используемые с детьми с нормой развития, зачастую являются непригодными для детей с ОВЗ. К сожалению, на сегодняшний день в специальном образовании существует дефицит сведений о методологической наполняемости уроков, реализуемых с детьми с РАС и УО в общеобразовательной школе. В связи с этим нами было принято решение принять меры по оптимизации образовательных условий, которые необходимы для комфортного и полноценного обучения детей указанных нозологических групп.

В основе работы с детьми с РАС и УО нашего учреждения лежат комплексный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы. Рассмотрим более подробно, каждый из них:

  1. Комплексный подход предполагал включение в учебно-развивающую и воспитательную деятельность всех участников образовательного процесса: родителей, психолога, дефектолога, логопеда, администрации, социального педагога. Объем и характер включения каждого указанного специалиста вариативен. Например, с детьми с умственной отсталостью, которые длительное время находились в условиях социальной депривации, был реализован большой объем работы социального педагога и психолога.
  2. Дифференцированный подход подразумевал под собой учет при организации уроков структуры и специфики первичных и вторичных дефектов детей изучаемых категорий. Например, при работе с детьми с РАС на уроках устранялись все факторы-триггеры (световые, звуковые, цветовые и т.д.), вызывающие аутоагрессию.
  3. Личностно-ориентированный подход предполагал направленность всех образовательных, развивающих и воспитательных процессов на полноценное, всестороннее развитие личности ребенка, посредством учета его возможностей, интересов, индивидуальных особенностей. Например, для одного из учащихся с РАС характерно проявление сильного интереса к дисциплине «математика», соответственно данный ученик был отправлен на математическую школьную олимпиаду, где проявил себя с наилучшей стороны. Также его математические способности и интерес к математике являлся рычагом повышения мотивации к обучению в целом.

Если рассматривать образовательный процесс детей данных нозологических групп в целом, то его реализация в нашей школе осуществляется на базе малокомплектных ресурсных классов, по 10 человек в каждом. Помимо занятий, направленных на освоение АОП НОО, детям предоставляется логопедическая, дефектологическая и психологическая помощь. Следует отметить, что некоторые дисциплины реализуются с внедрением детей данных нозологических групп в классы с нормотипичными сверстниками.

        Нельзя оставлять без внимания, что наша образовательная организация тесно сотрудничает с Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского, предоставляя студентам дефектологических направлений подготовки возможность прохождения практики. Студенты зачастую оказывают тьюторскую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ходе уроков, что значительно повышает уровень индивидуализации обучения, а также усвоение учебного материала.

Далее рассмотрим некоторые общие приемы и методы, внедряемые в процесс обучения с детьми с расстройством аутистического спектра и детьми с нарушениями интеллекта.

  1. «Визуальное расписание» - прием, который отображает этапы работы на уроке, что формирует в детях с РАС и УО навыки самоконтроля и регуляции своего поведения. Для детей с РАС данный прием особенно важен, так как в силу своих особенностей они испытывают необходимость придерживаться определенного режима или плана действий.
  2. «Виртуальные экскурсии» - для полноценного формирования знаний об окружающем мире для детей данных нозологических необходима визуализация учебного материала. Данный прием позволяет отправиться в какое-либо место (в зависимости от учебной задачи), не покидая кабинет. Например, при изучении животного мира, дети могут увидеть, услышать и посмотреть в каких условиях обитают дикие звери, птицы и т.д.
  3. «Мнемотехники» - также один из приемов визуализации учебного материала, позволяющий заменить часть речевого материала, с помощью картинок-ассоциаций. Чаще всего в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и детьми с нарушениями интеллекта мнемотехники использовались при заучивании стихотворений.
  4. «Лэпбуки» - подразумевают под собой создание тематических папок, которые способствуют систематизации полученных знаний на какую-либо тему. С помощью данных папок можно осуществлять проектную деятельность, а также повторять пройденный материал. Последнее обусловлено рецидивирующим характером нарушений у детей с РАС и УО.  

Взаимодействие детей с нормой и патологией развития также выстраивается и во внеурочной деятельности. К одному из таких видов деятельности относится открытый на базе МБОУ «СОШ №8» г. Калуга театральный кружок для обучающихся. Целью кружка является формирование социальной адаптации, а также всестороннее развитие нормотипичных детей и детей с особыми образовательными потребностями. Театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, практическому изучению школьной программы, адаптации детей в обществе; формированию высших психических функций, развитию навыков самоконтроля и саморегуляции, формированию морально-нравственных ценностей и преодолению предрасположенности к асоциальному поведению.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе развития инклюзивного образования существует ряд проблем, касающихся организации образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра и детьми с нарушениями интеллекта. Но в ходе практической психолого-педагогической деятельности мы смогли выстроить достаточно устойчивую систему работы, позволяющую обучать детей данных нозологических групп в комфортных для них условиях.

Список литературы

  1. Бетанова, С.С. Проектирование образовательной среды ресурсного класса для детей с РАС / С.С. Бетанова, А.Ю. Иванова. – Текст: электронный // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №25. – С. 403-410. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44677818 (дата обращения: 13.02.2024). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
  2. Зиновьева В.Н. Развитие умения использовать личные местоимения у детей с расстройствами аутистического спектра / В.Н. Зиновьева, А.В. Данилкина. – Текст: электронный // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2020. – Т.3. - №2 (7). – С.99-103. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44525788 (дата обращения: 09.02.2024). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
  3. Зиновьева, В.Н. Сенсорная интеграция как метод коррекции нарушений сенсорного функционирования у детей с расстройствами аутистического спектра / В.Н. Зиновьева, А.П. Демидова, А.В. Данилкина. – Текст: электронный // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2019. – Т.2. - №4 (5). – С. 87-94. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42926454 (дата обращения: 15.01.2024). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
  4. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаева. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 391 с. – ISBN 5-9268-0212-1. – Текст: непосредственный.
  5. Франческа, А. Введение в психологическую теорию аутизма / А. Франческа. – Москва: Теревинф, 2016. – 217 с. – ISBN 978-5-4212-0351-3. – Текст: непосредственный.
  6. Широких, Н.И. Обучение детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы / Н.И. Широких, И.Н. Гутара, С.Ю. Степкина. – Текст: электронный // Вестник научных конференций. – 2021. - №11-2 (75). – С.137-138. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47955175 (дата обращения: 19.01.2024). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

Стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра

Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре....

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...

Подготовка детей с расстройством аутистического спектра, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, к обучению в школе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что аутичные дети очень тяжело адаптируются к новым обстоятельствам и условиям, поэтому очень важно, как можно раньше начать подготовку к школе, так как от...