Игры на развитие и коррекцию координацию, внимание и память.
картотека по логопедии

Вейсбрут Татьяна Евгеньевна

играем с дефектологом, координация, развитие внимания..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vnimaniya.docx170.57 КБ

Предварительный просмотр:

#1050;уда пойдёшь, что найдёшь?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, учить определять направление и двигаться в этом направлении: правая рука - правая сторона, иду вправо; левая рука - левая сторона, иду влево.

Материал: любые крупные игрушки.

Задание:

1. Идите прямо, повернитесь направо. Какую игрушку видите? (Ответ).

2. Направо пойдёшь - неваляшку найдёшь! Куда пойдёшь? Что найдёшь? Налево пойдёшь - грузовик найдёшь! Куда пойдёшь? Что найдёшь? Иди вперёд - Зайца найдёшь. Как пойдёшь? Назад пойдёшь - мишку найдёшь. Как пойдёшь?

3. Иди прямо, остановись, поверни налево, что нашёл? Как шёл? Повернись назад, сделай два шага вправо, что нашёл? Как шёл?

В ходе игры напоминать детям, как правильно находить направление и двигаться в этом направлении.

;Угадай-ка»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Материал: крупные игрушки, которые расставляются вокруг ребёнка.

Задание: учитель говорит, что загадал одну из игрушек, а задача ребёнка угадать какую. А поможет в этом «адрес» игрушки, например, «она сидит впереди тебя (справа от тебя, слева от тебя, за тобой).

;Три поросёнка»

Цели.

Образовательные: уточнить представления детей о взаиморасположении предметов в пространстве: выше - ниже; над - под; уточнить представления о цвете.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, внимание. Материал: разноцветный конструктор, фигурки поросят.

Ход игры.

Педагог предлагает детям построить три разноцветные башенки для каждого из поросят. Затем сообщает, что первый поросёнок хочет, чтобы у его башенки был внизу желтый кирпичик, над ним - зелёный, а выше зелёного - красный.

Второй поросёнок с удовольствием построил бы башню, в которой выше всех был бы жёлтый кирпичик, под ним, зелёный, а ниже зелёного - красный. Причем он уверен, что такая башня будет красивее первой. Дети строят башню, затем сравнивают с первой.

Третий поросёнок предложил построить башню, в которой жёлтый кирпичик ниже красного, но выше - синего. Он сказал, что эта башня будет самой лучшей. Дети строят и эту башню. Сравнивают между собой все три. Упражнение на уточнение пространственных взаимоотношений.

;Прогулка в парк»

Цели.

Образовательные: упражнять учащихся в воспроизведении последовательного ряда предметов: первая, следующая за ней, после, последняя; направление движения: слева направо, справа налево; развивать способность действовать согласно инструкции.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас.

Материал: 4 цветных кирпичика из деревянного конструктора.

Ход игры.

Дети сидят за партами. Учитель раздает им по 4 цветных кирпичика. Слева от детей условно обозначен вход в парк.

Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зелёная (дети ставят зелёную скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней - синяя. В конце дорожки красная.

Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.

Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево. С помощью стрелки-вектора показывается направление.

;Где меня, найти»

Цель: упражнять учащихся в нахождении предмета в ряду однородных.

Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой), скамьи, которая находится между красной и жёлтой и т.д.

Учитель - ведущий говорит: «Я буду на первой скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Учитель определяет все ли «нашли её».

;Красивая салфетка»

Цели.

Образовательные: формировать представления о геометрических фигурах; развивать пространственную ориентировку на плоскости: над, под, между, посередине, справа от, слева от.

Коррекционные: развивать речь, зрительное восприятие, память, внимание. Материал: несколько листов с нарисованными на них геометрическими фигурами: треугольника, круга и квадрата в различных сочетаниях.

Ход игры.

Детям предлагается игровая ситуация: мама вышила салфетки разноцветными узорами из геометрических фигур. Дети рассматривают салфетки, сравнивая узоры.

Задание:

Покажите салфетку, на которой круг (квадрат, треугольник) вышит в середине узора.

Салфетку, на которой треугольник находится между кругами и т.д.

Задания на развитие восприятия.

1. «Узнай предмет»

Цель: учить сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

2. «Найди игрушку»

Цель:развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

3. «Наложенные изображения».

Цель: найти3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

Задания на развитие воображения.

1. "Выполни рисунок" для детей (5-7 лет)

- Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы

Картинки по запросу Упражнения для развития воображения младших школьников

Двоим детям предлагается выполнить рисунок в две руки. Первый ребенок делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

2. Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств)

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».

Ученику предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

3. Упражнение "Сложи картинку" (для детей 5-7 лет)

Учитель предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.

Учитель предлагает детям сложить из счетных палочек (спичек, зубочисток) необычные (или реалистические) картины.

4. Упражнение «Сочиняем сказку»

-Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

- Учитель предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

- Учитель предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д. Например:

Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

3. Задания на развитие памяти.

1. Упражнение «Запомни пары слов»

- Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать.

Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Книга-читать

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

- Ученику требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют?

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец
Ковер - кофе Двор - ножницы
Кольцо - лампа Котлета - песок
Ноготь - книга Обезьяна - пальто
Жук - кресло Зубной врач - туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

2. Упражнение «Запомни и нарисуй»

- Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:

Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

- Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными буквами (от 3 до 7). Например:

Затем учитель закрывает буквы, ученик по памяти записывает их на своем листике.

3. Упражнение «Что изменилось»

- Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.

- Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться, меняют местами 2-3 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.

4. Упражнение «Запомни и найди»

- Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

- Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур. Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Ученику дается для запоминания одна из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время учитель раскладывает перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагает найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста школьника, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.

- Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ученику на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

4. Задания на развития мышления.

1. Упражнение «Исключение лишнего»

- Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Варианты слов:

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

- Учитель предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак.

Варианты слов:

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Собака, помидор, солнце, тарелка. (Собака не круглая)

2. Упражнение «Сложение и вычитание»

- Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Пример:

(Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр)

3. Упражнение "Классификация"

- Ученику предлагается разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

- Ученику нужно вписать данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Обувь

Игрушки

Школьные вещи

- Ученику нужно определить, в какой строке таблицы числа распределены на группы правильно.

4. Упражнение "Ребусы"

Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:

ребусы ребусы

5. Упражнение «Закономерности»

Ученику нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы:

5. Задания на развитие речи.

#1059;пражнения «Слова – приятели, слова – неприятели:

«Слова- приятели» (упражнения на синонимы):

- Как ты можно по – другому сказать о печальном человеке? (грустный). «Ценный – это какой?, Жестокий – это какой»?»

- Каким словом можно заменить слова: конь, врач, чашка, пища и т.д.

- какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий?

Храбрый, звонкий, смелый, отважный?

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий?

Крепкий, далекий, прочный, надежный?

«Слова – неприятели (упражнение на антонимы)

- Скажи наоборот:

- холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко

- низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.

2. Упражнение «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)

- "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

- "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

- "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

3. Упражнение «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

- Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза». Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

-- Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

4. Развитие грамматических навыков

Упражнения, направленные на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

- Составление предложение по разным моделям. «Кто? Что? Где?»

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, - Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)

- Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

- Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

- Упражнение "Закончи предложение".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо...

- Упражнение "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

- Упражнение "Составь фразу" (образование предложений из слов)

Задание:"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

- Упражнение «Составь предложение»

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

Дымок, идет, трубы, из.

Любит, медвежонок, мед.

Стоят, вазе, цветы, в.

Орехи, в, белка, дупло, прячет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

Конспект урока на тему: Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.4 класс

Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.4 класс...

"Игры на развитие и коррекцию внимания"

Конспект урока на коррекцию и развитие слухоречевого и зрительноо внимания для учащихся начальной школы, имеющих интеллектуальные нарушения (программа 8.2)...

Упражнения для развития и коррекции функций внимания у младших школьников

Упр.и задания, которые можно использовать как учителю на своих уроках, воспитателю на доп.занятиях в ГПД, так и родителям дома. Данные упражнения способствуют развитию функций внимания....

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»...