Методическая разработка "Картотека игр на развитие языкового, слогового и фонематического анализа и синтеза"
методическая разработка по логопедии

Бовкун Елизавета Дмитриевна

В разработке представлен материал для обучающихся младших классов с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_verb_an_i_sintez.docx569.16 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека Игр

На развитие языкового анализа и синтеза

Цель: развитие навыков языкового анализа и синтеза, стимулирование интереса детей к языковым явлениям, развитие активного внимания и памяти, активизация мыслительной и речевой деятельности.

Игра «Мы тоже!»

Инструкция: Детям дается задание шагать на месте, пока логопед читает рассказ. В конце каждого предложения нужно остановиться и, если по смыслу это годится, хором сказать: «Мы тоже!» Эту игру можно проводить как физминутку.

Поход в лес

Однажды третьеклассники пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау!». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

Игра «Посмотри, что получилось»

Инструкция: Детям предлагается записывать диктуемые логопедом отдельные слова в тетрадях, а предложения — на листочках и затем ответить на вопросы.

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют осень грустной порой.

Вопросы:

1) Что вы записывали на листочках? (Предложения.)

2) Что получилось из предложений? (Рассказ.)

3) Что написано в тетрадях? (Слова.)

4) Объединяются ли эти слова общей мыслью? (Да.)

5) Можно ли назвать это предложением? (Нет.)

6) Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов.)

Игра «Стрелочники»

Инструкция: В этой игре все участники являются стрелочниками, пропускающими «поезда» — рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, «поезд» благополучно минует «станцию». Если кто-то из участников ошибся и неправильно определил количество предложений в тексте, считается, что он привел «поезд» к крушению и, следовательно, выбывает из игры. Логопед читает 3–5 коротких рассказов, включающих предложения различных грамматических конструкций. Побеждают участники, которые смогли остаться в игре.

Так же может быть построена игра, в которой надо определить

количество слогов или звуков в слове.

Игра «Повторите — подсчитайте»

Инструкция: Группа детей делится на две команды. Логопед по очереди читает им предложения. Прослушав предложение, команда должна дружно и точно его повторить. В это время участники второй команды подсчитывают количество слов в предложении. Если игроки смогли повторить предложение, их команда получает столько очков, сколько слов в этом предложении, если не смогли — ноль очков. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Для игры нужно подбирать предложения так, чтобы в случае правильного их повторения обе команды сыграли вничью.

Резкий ветер холодит руки и лицо. (6)

Тёмные тучи несут дождь или град. (6)

Мотоциклист обогнал велосипедиста. (3)

По пыльной дороге медленно бредёт стадо коров. (7)

С сосновой ветки упал большой ком снега. (7)

Водопроводчик ремонтирует водопровод. (3)

Заяц заглянул за занавеску. (4) В ворота въехал велосипедист. (4)

На развитие слогового анализа и синтеза

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза

Игра «Получи оценку»

Инструкция: Логопед просит детей вставить в слова пропущенные слоги, а потом составить из них слово, оценивающее результат этой работы.

Кле…, зер… (вер-но).

Холод = …роз, лентяй = …дырь, криница = коло… (мо-ло-дец).

От…вился на охоту; …нул хвостом; острый …жик (пра-виль-но).

Игра «Шифровальщики»

Инструкция: Логопед предлагает ученикам выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

1. Выделить из слова первый слог.

Хорёк, роса, шорох (хорошо).

Ответ, личность, новичок (отлично).

2. Выделить в словах ударные слоги (письменно), составить из них

слова и предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума.)

3. Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить

слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. Тель, га, но, е, ла, при — прилагательное.

Игра «Кто дальше?»

Оборудование: магнитная доска с двумя нарисованными на ней линиями-дорожками, две маленькие модели автомобилей на магнитах. На линиях должны быть начерчены деления одинаковой величины.

В а р и а н т 1. Группа делится на две команды, каждая команда назначает «водителя». «Водители» выходят к доске, берут себе по одной машинке и выбирают дорожку. «Водитель» передвигает машинку по дорожке на столько делений, сколько слогов в выбранном им слове. Слова, которые предлагают ему члены его команды, могут быть связаны с определенной темой или начинаться на определенный звук (по заданию логопеда). Из всех слов, названных командой, «водитель» должен выбрать слово с наибольшим количеством слогов. Когда каждый из «водителей» сделает по 3 хода, подводится итог игры. Побеждает тот, чья машинка впереди.

В а р и а н т 2. На тех же дорожках можно обозначить линию финиша. Количество ходов не оговаривается, для «водителей» главное — быстрее добраться до финиша, а это возможно при подборе слов с наибольшим количеством слогов. Вместо машинок можно использовать игрушки-магниты или картинки с изображениями, например, самолета и лошадки, черепахи и ракеты. Подводится итог: Кто быстрее добрался до финиша — черепаха или ракета?

Игра «Внимание и счет»

Инструкция: Игра проводится письменно. От учеников требуется внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все слова, состоящие из трех слогов.

Около школы построили бассейн. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном выросла душистая черёмуха. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.

Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение

Около нашего домика выросла белая берёза.

 

На развитие фонематического анализа и синтеза

Игра «Узнай, кто ты»

Цель: развитие навыков звукового анализа слова

Инструкция: Логопед объясняет детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради что-то хорошее.

З а д а н и е: прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках, далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.

Муха — мост, мак — сад, лужа — лом, астры — шкаф, день — диск, эхо — лес, цирк — отец. Решение: [малад’эц] — молодец.

Можно предложить ученикам выполнить это задание в парах, но

в таком случае следует подобрать для анализа слова так, чтобы в

итоге получилось слово молодцы.

Игра «Внимание — на старт!»

Цель: закрепить умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа.

Инструкция: на наборное полотно выставляется картинка. Детям надо определить первый звук в ее названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. Подводят итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук; определяют, сколько звуков в каждом слове; называют победителя.

Игра «Отгадай-ка!»

Цель: учить определять количество звуков в слове, придумывать

слова с заданным количеством звуков.

Инструкция: детям раздают по одной карточке с написанной на ней цифрой. Каждый ученик, получивший карточку, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны, услышав слово, отгадать, какая цифра написана на карточке.

Игра «Какое слово задумано?»

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Эту игру удобно проводить в парах. У каждого ученика есть 4–7 предметных картинок и набор фишек для составления звуковой схемы слова. Ученик составляет схему названия одной из картинок, а его партнер должен по схеме определить, какое слово он задумал,

и показать соответствующую картинку. Картинки для игры нужно подбирать так, чтобы количество звуков в их названиях было примерно одинаковым, тогда ученики направят свое внимание на качественные характеристики звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе

Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

"Автобус" Учебно-методическое пособие по развитию простых форм фонематического анализа и синтеза

Данное пособие предназначено для формирования и развития простых форм фонематического анализа и синтеза. пособие представлено в виде раздаточнгого материала формата А4. каждому учащемуся (или одн...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...