Методическая разработка "Технологическая карта подгруппового логопедического занятия для учащихся с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
методическая разработка по логопедии

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Представлена технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_1_kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия для учащихся с ОВЗ с использованием инновационных технологий

Класс

1 класс

Тема занятия

«Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах»

Тип занятия

Закрепление изученного материала

Цель занятия

Обучение дифференцировать звуки  [с – з], [с’ – з’] в словах.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- закрепить навыки правильного произношения звуков [с – з], [с’ – з’].

- формировать умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки [с – з] на материале слов различной слоговой структуры.

- закрепить знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих.

- закрепить навыки дифференциации гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков.

- активизировать словарь (слово, звук, гласный и согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный, звонкий и глухой согласный звук).

 - учить сравнивать характеристики звуков.

- закрепить умение определять наличие заданного звука в словах, определении позиции заданного звука в слове.

- развивать и совершенствовать артикуляционную, пальчиковую (мелкую) моторику.

- способствовать развитию умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы.

-развивать фонематический слух учащихся.

-обеспечить условия для развития умений выражать свои мысли.

- воспитывать активность, умение взаимодействовать друг с другом.

- воспитывать интерес к играм со звуками и словами.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

-создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.

Оборудование для обучающихся, для педагога

Средства ИКТ.

Индивидуальные зеркала, колокольчики, прищепки, предметные картинки на соответствующие звуки, ручки, карточки со слогами.

Наглядный материал: картинки, карточки с буквами С,З; картинки для задания 4-лишний.

Картинки для задания с сигнальными карточками.

Сигнальные карточки.

Картинки для работы с прищепками.

Предметы в мешочке.

Структура занятия

Задачи этапа

Методы

и приемы работы

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

учащихся

1. Орг. момент.

1. Создать психологический настрой на занятие.

2.Активизировать внимание учащихся.

Словесный:

диалог.

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

- сядет тот, кто назовёт какое сейчас время года.

- сядет тот, кто назовет, какой зимний сейчас идёт зимний месяц.

- сядет тот, кто назовёт какой сегодня день недели.

-сядет тот, кто назовёт какое сейчас время суток.

Молодцы! А сейчас давайте вспомним нашу речёвку:

- Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Говорим мы чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно!

Учащийся называет текущее время года, зимний месяц, день недели, время суток.

Повторяют речёвку.

2. Артикуля-ционная гимнастика.

1.Развивать моторику артикуляционного аппарата.

ИКТ  - «Весёлый язычок», разработанная в  программе Microsoft PowerPoint.

- А чтобы наши язычки чётко и правильно выговаривали все звуки, я предлагаю вам сделать зарядку с нашими язычками.

- Однажды ранним утром Язычок проснулся, почистил зубки, сделал зарядку, замесил тесто, испек блины, съел их с вкусным вареньем и пошёл гулять. Во дворе он встретил своих друзей: Лягушку и Слоника, все вместе они покачались на качели, покатались на лошадке и с хорошим настроением, бодрый и веселый Язычок вернулся домой.

- Теперь и мы бодрые, веселые, здоровые и можем начать заниматься.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

3. Этап актуализации знаний и объявление темы занятия.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование темы занятия.

Словесный: беседа.

Наглядно-демонстрационный: картинки с изображением: зайца, носа.

Технологии исследовательской деятельности -  постановка и решение вопроса проблемного характера (начало).

- Сегодня на занятии я хочу, ребята, с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки:

- Что за зверь лесной,

встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы,

 уши больше головы?

-Правильно это заяц.

-Скажите, а какой первый звук в слове заяц? ----- Звук [з]. Хорошо!

-Слушайте следующую загадку:

То на чем очки сидят,

 то чем тихо все сопят,

Что суют в «чужой вопрос»

 Любопытный, острый …..  (нос).

Молодцы, верно!

 А какой последний звук в слове нос? Звук [с].

Ну что, догадались с какими звуками мы сегодня будем работать?

- Правильно, мы будем учиться различать звуки [с-з].

Дети отгадывают загадку.

Выделяют первый звук в слове.

Дети отгадывают загадку.

Выделяют последний звук в слове.

Обобщают, формулируют тему занятия.

4. Основной этап.

Характерис-тика звуков.

1. Проверить пройденный ранее материал.

2.Закрепить знания об  акустических особенностях звуков [с]-[з].

3.Формировать навыки различения звуков.

Словесный: беседа.

Наглядно-демонстрационный: картинки с изображением: насоса, комара, карточек с буквами С,З.

- Хорошо. Давайте произнесем эти звуки. Скажите, а кто поет эту песенку с-с-с, чья она? (Насос).

А эту – з – з – з. (Комара)

- Правильно, это песенки насоса и комара. (Показ картинок).

-Чем похожи эти звуки и чем отличаются? Итак, произнесем звук [с]. Язычок у нас за нижними зубками, спинка языка выгнута, зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние, а губы в улыбочке. С-с-с-с.

-Скажите, ребята, какой это звук? Согласный.

- Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок?

-Спит. Значит этот звук какой? Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума. (Глухой).

-А сейчас произнесите звук [з]. Язычок за нижними зубками, спинка язычка выгнута, зубы «заборчиком», между зубами небольшое расстояние, губы в улыбке.

- Это какой звук гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука [з]? Приложите руку к горлышку, спит голосок или нет.  Нет, не спит, горлышко работает, значит этот звук …. (Звонкий).

- Правильно, звонкий.

-Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные).

Давайте произнесем звуки с и з так, чтобы они стали мягкими согласными.

- А с помощью каких букв мы обозначаем эти звуки? С помощью букв С и З.

Молодцы!

Правильно произносят звук, определяют, чья это песенка.

Дают качественную характеристику звуку [с].

Правильно произносят звук, определяют чья это песенка.

Дают качественную характеристику звуку [з].

Называют условные обозначения звуков, цвет.

Произносят мягкие звуки.

[с’], [з’].

Называют буквы, с помощью которых обозначают на письме звуки [с], [з].

-Дифферен-циация звуков [с] –[з] в словах.

1. Развивать слуховое восприятие.

2. Закрепить знания и умения, необходи-мые для самостоя-тельной работы учащихся по новому материалу, учить применять полученные знания.

Практический:

аналитический.

Практические:

аналитический, обобщение.

Наглядно-демонстрационный: картинки.

- Посмотрите, у вас на партах лежат колокольчики. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук [з], звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите глухой звук [с] сидите тихо-тихо.

Слова: сапоги, зима, заколка, солнце, коза, барсук, скакалка, ваза, спички, гнездо, грузовик, самокат, кактусы.

Молодцы!

 -Ну, а теперь давайте поиграем в игру

«4 лишний».

Я покажу вам 4 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему?

Картинки: Снегурочка, звезда, лес, стакан.

                    Сахар, скамейка, зуб, сом.

                    Коза, лиса, роза, глаза.

                   Сова, сосулька, замок, собака.

                    Зонт, санки, берёза, ваза.

Отлично!

Дифференцируют звуки [с-з] в словах с использованием колокольчиков.

Определяют наличие звуков [с-з] в словах, выделяют лишнее слово, объясняют почему.

- Рефлексия.

1. Развивать зрительное восприятие.

2. Развивать мелкую моторику. 

ИКТ:  «Снеговик», выполненная в  программе Microsoft PowerPoint.

Здоровьесберега-ющие.

- Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки.

Гимнастика для глаз: «Снеговик».

И пальчикам тоже нужен отдых.

Пальчиковая гимнастика: «Зима».

Снег пушистый лег на ветки,

И гулять бегут все детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Лыжи, санки и коньки

Мчатся наперегонки.

Выполняют гимнастку для глаз.

Выполняют пальчиковую гимнастку, сопровождая стихотворным текстом.

-Дифферен-циация звуков [с]-[з]  в словах, выделение первого звука в словах.

1.Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифферен-циации звуков [с]-[з] словах.

Практические: аналитический.

Наглядно-демонстрационный: картинки.

- А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие сигнальные карточки насоса и комара. Мы с вами уже умеем определять первый звук в слове. Я показываю картинку, а вы определите какой звук первый и покажите нужную карточку. Если слово начинается со звука [с], то какую карточку вы покажите? (Насос). А если слово начинается со звука [з], то комара.

Картинки: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр.

Выполняют задание на дифференциацию звуков [с-з] с использованием символов: комара и насоса.

- Динами-ческая пауза.

«Снеговик».

Создать положи-тельный эмоциональный настрой, развивать физическую активность.

Здоровьесберегающие: динамическая пауза.

- А сейчас, давайте сделаем физминутку и немножко отдохнём.

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (рукой в воздухе рисуют круг)
Вот такой, (широко разводят руки в стороны)
А потом поменьше ком (рисуют круг поменьше)

Вот такой (разводят руки в стороны наполовину)
А наверх поставим мы маленький комок (соединяют руки в кольцо)
Вот и вышел снеговик-снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!

Выполняют физминутку, вместе с учителем-логопедом  повторяя стихотворный текст.

-Дифферен-циация звуков[с]-[с’], [з]-[з’] в словах, определение позиции звука в слове.

Закрепить умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Практические:

аналитический.

- Ребята, мы с вами не раз уже играли в игру «Чудесный мешочек», правила вы знаете, наощупь отгадываем предмет, называем и определяем какой звук в слове вы слышите, и где он находится. Где в слове может находиться звук? (опора на схему «птичка»). Сегодня мы ищем звуки [с], [с’], [з], [з’]. Поэтому и предметы в мешочке у нас новые, придется подумать. Готовы? Тогда начинаем.

В мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, корзина, заяц, собака, динозавр, слон.

Вы опять хорошо справились с заданием. Так держать!

По очереди выходят и достают из мешочка предмет, называют какой звук в слове слышат и определяют место звука в слове.

-Составление слов с буквами с,з из слогов.

1. Закрепить умение составлять слова из слогов.

 2. Учить работать в парах.

Практический:

аналитический

Социоигровые технологии -  работа в парах.

- Мы с вами знаем, что звуки [с], [з] на письме обозначаются буквами с, з. давайте составим слова с этими буквами. Работать мы будем в парах.  Посмотрите, на карточках написаны слоги, соедините их так, чтобы получилось слово, затем поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

На карточках:

Но            ки

Сан          зы

Сто           сок

Та             лы

Проверяем! Какие слова у вас получились?

Выполняют задания на карточках в парах. Составляют слова из слогов. По окончанию выполнения задания обмениваются карточками и проверяют правильность ответов друг у друга.

5.Заключи-тельный этап.

1. Учить  обобщать знания.

2.Оценивать результат своей работы на занятии. 

Словесный: беседа.

Практический: обобщение.

Метод контроля:

самооценка

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем, с какими звуками мы работали?  

  - Правильно со звуками[с], [з].

И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать смайлик. Если на занятии вам было интересно и вы выполнили все задания правильно и довольны своей работой, то возьмите зелёный смайлик. Если  вы на занятии работали неплохо, но при выполнении заданий допускали ошибки, то возьмите жёлтый смайлик. Если на занятии вам было трудно и вы допустили множество ошибок, то возьмите красный смайлик.

Спасибо! До свидания!

Учащиеся называют, с какими звуками работали на занятии.

Учащиеся оценивают свою работу на занятии, выбирают смайлик и размещают на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Методическая разработка индивидуально- подгруппового логопедического занятия для 2-го коррекционного класса «Дифференциация звуков Р-Л»

Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков Р-Л»Цели занятия:- обогащать и систематизировать словарный запас;- упражнять в согласовании числительных с существительными;- формировать умение...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.

Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....

Презентация к подгрупповому логопедическому занятию для учащихся первого класса . " Слоги. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез."

Данная презентация является методическим материалом, необходимым  для проведения подгруппового логопедического занятия на тему " Слоги. Слоговой и ...