Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, 1 класс
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Капустина Елена Александровна сайт учителя-логопеда

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука Р с слогах ,словах,предложениях", подгрупповое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_slogah_slovah_predlozheniyah.docx289.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Санаторная школа-интернат № 4 г. Усолье-Сибирское»

Методическая разработка логопедического занятия в 1 классе

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Автор разработки:

Капустина Елена Александровна

учитель-логопед ГОКУ «Санаторная школа-интернат № 4»

1 квалификационная категория

г. Усолье-Сибирское

2022г.

Технологическая карта логопедического занятия

заверено:

Директор ГОКУ «Санаторная школа-интернат № 4»

___________ М.А. Правдеюк

Ф.И.О. учителя-логопеда

Капустина Елена Александровна

Класс, логопедическое заключение

1 класс

Общее недоразвитие речи при задержке психического развития

Тема занятия

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Форма организации

подгрупповая

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала

Используемые технологии

1.Здоровьесберагающая технология.

2. Игровая технология.

Цели занятия

Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произнесения за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

- учить и сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звука [р];

- учить соотносить звук с буквой;

- учить автоматизировать в слогах, словах, предложениях.

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

-развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

- развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление

- воспитывать культуру речевого общения.

- формировать функции контроля и самоконтроля

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

- формировать умение определять успешность

выполнения задания

диалоге с учителем-логопедом.

- развивать коммуникативно-речевые действия, направленные на  учёт позиции собеседника;

- развивать умения слушать,

слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом.

- развивать умения анализировать и делать выводы обобщать, классифицировать по признакам.

Оборудование

Настенное зеркало, мягкая игрушка-Волчонок, таблица слогов, перфокарты для дидактической игры «Буква потерялась», индивидуальные карточки с деформированными предложениями к игре «Путаница», презентация к игре «Ребусы».  

Этапы занятия

1. Организационный момент

Ход занятия

Как Какие задачи 

решались в ходе

выполнения задания

Какие задачи 

решались в ходе

выполнения задания

Какие задачи 

решались в ходе

выполнения задания

Задачи при выполнении задания.

- Добрый день, ребята! Сегодня продолжим учиться правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях. К нам на занятие пришла мама – волчица, привела маленького сыночка, чтобы он научился правильно произносить звук [р]. Но когда Волчонок остался один, то очень испугался и заплакал. Я спросила: «Что случилось, Волчонок? Почему ты так громко плачешь?». «Я хочу домой»,- ответил Волчонок. Но я рассказала, как у нас весело, хорошо, интересно и совсем не страшно.

- Мы много чему научились, умеем правильно произносить звук [р], поэтому давайте пригласим Волчонка поработать с нами.

- Поможем Волчонку научиться поизносить звук [р].?» (Да)

Введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Предлагаю показать Волчонку, как умеет работать наш язычок».

Я зарядку выполняю,

Язычок свой укрепляю.

Движения кончика очень точны,

Воздушная струйка и спинка сильны!

1. «Улыбка». Удерживать губы несколько секунд в улыбке.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Чашечка». Боковые и передние края широкого языка подняты вверх.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

3. «Лошадка». Открытый рот, поцокать за зубками. Сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее.

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

4. «Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу.

Каждый раз по  воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем

Закреплять выработанные полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата. Подготовка артикуляционного аппарата к активной деятельности.

3. Уточнение артикуляции звука [р]

- Вспомните положение артикуляционных органов при произнесении звука [р]. (Положение губ в широкой улыбке. Зубки на небольшое расстояние. Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, боковые края прижаты к коренным зубам. Посередине языка идёт воздушная струя. Голосовые связки вибрируют.)

-Дайте характеристику звуку [р]. (Согласный, твёрдый, парный)

Уточнение правильного артикуляционного аппарата при произнесении звука [р]

4. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Дидактическая игра «Мы играем со слогами»

- Давайте покажем, как звук [р] умеет дружить с другими звуками, а для сыграем в игру «Мы играем со слогами». Ваша задача составить слоги со звуком [р]. Не забываем правильно и красиво произносить звук [р].

Закрепление  правильного произношения   звука [р] в слогах и развитие фонематического восприятия.

5. Автоматизация звука [Р] в словах.

 Дидактическая игра «Буква потерялась» с применением перфокарт.

Дидактическая игра «Ребусы» с применением ИКТ.

- Ребята, покажем Волчонку, какой звук [р] важный. Покажем, если звук [р]  спрячется, то слово потеряет свое значение». Предлагаю вместе отгадать эти слова:

а) ТИГ…, СЫ…, Г…ИБ, …ОБОТ, ПОМИДО…, …ЫБА, ТО…Т, Т…АКТО…

- Прочитать слово по первым буквам и записать.

1. Робот                2 Роза 3. Работа

4. Друг     5. Врач   6. Парк

3. Парк    7. Мусор  

Закрепление  правильного произношения   звука [р] в словах с применением ИКТ.

6. Образование множественного числа имен существительных.

 Дидактическая игра с мячом. «Лови - не зевай, правильно отвечай»

- Ребята, Волчонок рассказал мне, что у него в лесу живет медвежонок. Его имя спряталось в этой таблице. Давайте прочитаем его имя по выделенным буквам.

Б

У

А

О

И

Р

К

Н

Е

С

И

Я

- Барни очень любит хвастаться. Увидит у белочки орех и говорит: «У тебя один орех, а  у меня много (Чего?). (Орехов.)

- Встретит он зайчика в лесу, который несет домой морковь своим зайчатам и говорит ему: «У тебя одна морковь, а у меня много (Чего?)». (Моркови.)

- Предлагаю вместе поиграть. Я буду называть предметы и кидать мячик, а вы называть во множественном числе и возвращать мячик мне.

- У ежика один помидор, а у медвежонка много (Чего?) (Помидоров.)

- Возле норы лисички растет одно дерево, а возле норы медвежонка много (Чего?) (Деревьев.)

- У волчонка одна игрушка, а у медвежонка много (Чего?) (Игрушек.)

- Зайчик увидел одну ворону, а медвежонок много (Кого?) (Ворон.)

- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с этим заданием. А теперь немного отдохнем.

Учить образовывать форму множественного числа имен существительных

7. Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Повышение работоспособности  и  активация познавательной деятельности. Профилактика переутомления.

8. Автоматизация звука [р] в предложении. Индивидуальная работа с деформированным текстом игра «Путаница»

- Продолжаем наше занятие. Ребята, я предлагаю на время стать учителями и поиграть в игру «Путаница». Наш Волчонок перепутал слова в предложения. Ваша задача прочитать, исправить ошибки в предложениях. После того, как вы исправите, прочитать правильные предложения не забывая следить за правильным произнесением звука [р].

 

Орехи собирают белку.

У рога огромные лось.

Мед ест медведя.

Нора роет лиса.

(Белка собирает орехи)

(У лося огромные рога)

(Медведь ест мед)

(Лиса роет нору)

Восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова.

9. Рефлексия

- Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

- Над чем надо ещё поработать?

Уметь определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

10. Итог занятия

- Молодцы, ребята! Мы справились с задачей, которая стояла в начале занятия? (Да)

- Волчонок, мы помогли тебе научиться произносить звук [р] и думаем что тебе понравилось у нас и ты всем животным будешь рассказывать, как у нас интересно!

- Спасибо за занятие!  

Дать анализ и оценку успешности обучения и достижений ребёнка, наметить перспективу последующей работы.

Дата 19.03.2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях....

Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"

Презентация "Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях"...

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях

СамоанализПодгруппового  логопедического занятия  потеме  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Конспект занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"

В конспекте представлен дидактиеский материал по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, а так же различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся н...

Картотека «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

Предложен большой перечень упражнений по автоматизации звука [Р] слогах,словах,предложениях....