Способы постановки звуков, этапы их автоматизации и дифференциации
материал по логопедии

Калинина Ксения Михайловна

Памятка для логопеда 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения звукопроизношения: виды, способы коррекции, правила автоматизации и дифференциации

Виды

Способ

Этапы Автоматизации

Этапы дифферинцировки

Каппацизм —

а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);

б) искажение звука (носовое, боковое произношение).

Паракаппацизм —  К заменяется звуками Т, X; К’ заменяется звуками Т', X'.

1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).

2. Механический способ (является преобладающим).

Основной принцип его — от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (а затем ребенка), нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка; постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА:

ТА-ТА-ТА — ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ — КА-КА-КА

Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

Мягкий звук К' является промежуточным при механическом способе постановки твердого звука К, и необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.

Начинается автоматизация, как правило, с прямых слогов.

1. Прямые слоги:

а)ка-ка-ка   б)ка-ко-ку-кы

ко-ко-ко         кы-ка-ко-ку

ку-ку-ку         ко-ку-кы-ка

кы-кы-кы      ку-кы-ка-ко

2. Слова с прямыми слогами:

Кубань, куб, куда, купать, купе,  покупать, покупка, окунь

Для К’ :кя-кя — кя-кя-кя, кя-ке-кю-ки

ке-ке — ке-ке-ке,  ке-кю-ки-кя

3. Обратные слоги и слова с ними:

        ак-ак-ак — мак                        ок-ок-ок — ток                        ук-ук-ук — паук

             ык-ык-ык — бык

             ик-ик-ик — пик

             ек-ек-ек — век                        як-як-як — маяк

4. Слоги и слова со стечением согласных:

а)        ква-кво-кву-квы

        авк-овк-увк-ывк

        кво-кву-квы-ква        

        кву-квы-ква-кво

        увк-ывк-авк-овк

б) банк, танк, ква,  квота, квиток, квиты, кнут, кто, никто, ткань.

5.Автоматизация в словах:

как        квак        котик

какаду        квакать котомка

К’: киви, кивать, ботинки, кепка, коньки        , кубики, букет.

6. Автоматизация в словосочетаниях. игра «1-2-5»:

одна копейка—две копейки—пять копеек, один куманек—два куманька—пятъ куманьков,и т.д.

К’: покупать маки, пить кипяток, надевать кепку и кеды,        купить тонкий пакет, кубики в пакете

7. Автоматизация в тексте.

У Вовика дудка, у Бобика будка.

Пьет какао какаду у Никиты на виду.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Едет по катку пикап.

К’: Покупаем мы покупки:

Для Никиты те покупки

И для Кима те покупки.

А в покупках утки, дудки,

Кубики и незабудки*.

I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды, слова, скороговорки.

П. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении:

а) изолированно;

б) в слогах с постепенным усложнением звукового состава и слоговых рядов;

в) в словах акустически сходных и различных, а затем с обоими конфликтными звуками;

г) в фразах;

д) в связной речи.

Гаммацизм — отсутствие, искажение звука.

Парагаммацизм — замена звуками Д, К, Д', К',

1. Возможна по подражанию от К с включением голоса и обязательным тактильно-вибрационным контролем (сопряжено и отражено).

2. В трудных случаях используется механический способ от звука Д с зондом, шпателем или пальцем (логопеда, ребенка):

ДА-ДА-ДА — ДЯ-ДЯ-ДЯ — ГЯ-ГЯ-ГЯ — ГА-ГА-ГА

 Г’ставится по подражанию от звука К' с включением голоса с тактильно-вибрационным контролем.

2. По подражанию от звука Г в игре «Наоборот»:

та-та-та — тя-тя-тя        го-го-го — гё-гё-гё

да-да-да — дя-дя-дя        гу-гу-гу — гю-гю-гю

ка-ка-ка — кя-кя-кя        гы-гы-гы — ги-ги-ги

га-га-га — гя-гя-гя        гэ-гэ-гэ — ге-ге-ге

3. Механическим способом от звука Д с зондом, шпателем или пальцем:

да-да-да — дя-дя-дя — гя-гя-гя

ды-ды-ды — ди-ди-ди — ги-ги-ги

  1. Прямые слоги:га-го-гу-гы, го-гу-гы-га, гу-гы-га-го, гы-га-го-гу.

Г’ гя-ге-гю-ги, гю-ги-гя-ге, ге-гю-ги-гя, ги-гя-ге-гю.

2. Слоги со стечением согласных:

гда-гдо-гду-гды, гва-гвд-гву-гвы, гдо-гду-гды-гда, гво-гву-гвы-гва

Г’

3. Автоматизация в словах: нога, погода, гадать, попугай, погода, гадание, тайга, погоны.

Г’ гигиена, бумаги, Гена,  деньги

4. В словосочетаниях: обогнать гнома,         обогнать бегуна, отогнать гадюку, пугать пингвинов

Г’ погибать от ангины, подгибать ноги, деньги на гигиену

5. В предложениях: Рыбаки поймали  навага. Гога играет на фортепиано гаммы. Всю ночь в тайге бушевала вьюга.

Г’ Мама купила Гане и Инге игрушечные  утюги. Оркестр играет гимн.

6. В тексте: Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна*.

Г’  Ги-ги-ги — Гена, на хоккей беги,

ги-ги-ги — Гена Инге помоги.

Хитизм — отсутствие или искажение звука (встречается редко).

Парахитизм — замена звуками К, С, Т, (К', С', Т')

Звук X легко вызывается по подражанию, используются упражнения «Погреем руки», «Подуем теплым воздухом».

2. Иногда можно получить звук X от звука К, произносимого длительно с придыханием.

3. В трудных случаях звук ставится с механической помощью (зонд, шпатель, палец) от звука С:

СА-СА-СА — СЯ-СЯ-СЯ — ХЯ-ХЯ-ХЯ — ХА-ХА-ХА

ПОСТАНОВКА ЗВУКА X'

1. Если дефектны оба звука X и X', звук X ставится механическим способом от С (СА-СА-СА), звук X' (мягкий) является промежуточным и не требует специальной постановки.

2. Если дефектный только X' (мягкий), он ставится от гласного звука И, произносимого шепотом, с придыханием и широкой, утрированной улыбкой.

1. Автоматизация в слогах: ха-хо-ху-хы, хо-ху-хы-ха, ху-хы-ха-хо, хы-ха-хо-ху.

X'  хя-хе-хю-хи, хе-хю-хи-хя, хю-хи-хя-хе, хы-хя-хв-хю.

2. Автоматизация в словах: хохотун, ходьба, худой, хоккей        .

X' духи, стихи,         хижина, пастухи, рубахи, хирург, петухи.

3. Автоматизация в словосочетаниях:

отдыхать на юге, пухнуть от выпитой воды, ходить в походы, охать от боли, ходить на охоту.

X' птахи на папахе, нет ни хека, ни ухи.

4. Автоматизация во фразах: Витя находит хомяка под  духовка. На обед подают уха. На окне сидит  муха.

X'  Дети хихикают в хате;  в Химках ходят петухи.

5. Автоматизация в тексте: По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот-хапуга хватает находку в охапку и убегает.

X'  Хи-хи-хи — в Химках ходят петухи,

хи-хи-хи — поют в кухне петухи,

хи-хи-хи — дайте на обед ухи,

Йотацизм

а) отсутствие звука;

б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'

(После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л').

I способ — по подражанию:

а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;

б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:

иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа

ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо

иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу

иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ

II способ — механический, используется в трудных случаях.

Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: за-за-за _ зя-зя-зя_ йа-йа-йа

1. Автоматизация  звука

2. Автоматизация в слогах:

Ян, ен, ён, юн, ел, юл, и др.

3. Автоматизация в слова:

ягоды, юбка, юнга, яхта, юг, яйца, ямы, ястреб, яблоко, якорь, ёлка, ёжик, ящик.

4. Автоматизация в словосочетаниях:

ехать за ягодами, ехать на юг

5. Автоматизация  в предложениях:

У Яны есть юла. Елена надевает новую юбку. ехать за елью в лес

6. Автоматизация в тексте:

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Зоя — зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

Ламбдацизм –

а) отсутствие звука Л или призвук гласной

б) двугубное или губно-зубное произношение звука Л

в) номовое произношение: л-нг

г) Л равняется Г украинскому

Параламбдацизм:

Л-д, л-л`(с различной степенью смягчения), л-р, л-й, л-н, л-ы или у.

Постановка звука «Л» осуществляется по подражанию с помощью зеркала. Для начала ребёнка нужно научить прикусывать широкий кончик языка и удерживать его на месте при открывании рта. Только после того как ребёнок научиться воспроизводить данное действие без ошибок, можно начинать ставить звук «Л» с акцентом на межзубное положение. Здесь специалист опять же использует зеркало и упражнения со слогами, в которых есть звук «Л». Занятия по постановке данного звука продолжаются до тех пор, пока ребёнок не начнёт ясно и чётко произносить изолированный звук «Л».

Для звука Л

  1. В слогах:

Ла - ло - лу – лы, ло - лу - ла – лы, лу - лы - лы – ло.

Ал - ол - ул – ыл, ял - ёл - юл - ил – ел, ал - ял - ол – ёл.

  1. В словах:

лаз, лак, пила, лавка, лоб, лом, лось, лодка, луковица, лыко, лыжи, мал, галка, палка, стол, долг, волк, холм, булка, гулко, подул, возил, косил, купил, лаял, плыл, получил, улыбался.

  1. В предложениях:

Мила ела салат.

 Луша взяла лопатку.

 Ласточка свила гнездо.

 Мама сделала молочную лапшу.

  1. В тексте:

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.

 Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Для звука Л`

  1. В слогах:

aль - оль - уль – ыль, яль - ёль - юль - иль – ель,  яль - юль - иль – ель, оль - ёль - аль – юль, аль - яль - уль – юль,  ыль - иль - ель – аль, ле - лё - ли - ля ,  ля - лё - лю – ли,  лю - ля - ли – ле.

  1. В словах:

Даль, шаль, сталь, моль, соль, Ольга, пыль, ковыль, тюль, мель, цель, щель, поляна, солянка, гуляш, коляска.

  1. В предложениях:

У Лены лейка.

Галя и Оля бегали.

Лева и Коля сидели.

Коля сильнее Толи.

Леня полез на липу.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

  1. В тексте:

Зиму всю мели метели - клены, липы поседели…

 А весной повеселели, зацвели, зазеленели:

 Птицы с юга прилетели - ветки лапами согрели!

  1. Произносить слова.

лавка – лямка, игла – земля, слон – силен, улыбка – улитка, лапа – шляпа, метла – петля, лук – люк.

  1. Произносить предложения и текст.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

Ротацизм –

а) отсутствие звука (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него).

б) носовое произношение

в) горловое произношение (велярное или увулярное)

г)двугубное Р:

- кучерское с вибрацией губ

- двугубное, без вибрации

д) боковое произношение

е) одноударное

ж) глухое

Параротацизм –

Р-д, р-й, р-л, р-л`, р-н, р-г, р-ы.

 

Существует несколько способов постановки звука «Р».

  1. Звук «Р» ставят на основе других звуков, например звука «Д». Также специалист часто применяет сочетание звуков «Т» и «Д». При произнесении серии этих звуков, ребёнку предлагается сильно подуть на кончик языка, чтобы вызвать вибрацию. Но данный способ не всегда успешен.
  2. Звук «Р» ставится в 2 этапа. Для начала, на первом этапе, ребёнка следует научить произносить звук «Р» без вибрации (фрикативный). Когда цель достигнута, рекомендуется закрепить его в слогах. На втором этапе начинается отработка звука «Р» с вибрацией (раскатистого).

Для звука Р

  1. 1. В слогах:

Открытые слоги – ра-ро-ру, ро-ры-ру,  ра-ру-ро, ру-ры-ра,  ры-ру-ро, ру-ра-ро,  ро-ра-ры, ры-ру-ра

Закрытые слоги - ар-ор-ур, ер-ир-юр, ыр-ир-яр, ер-ор-ар, ыр-ур-ор,

ар-яр-ор, ер-ор-юр, ёр-ер-ир

Слоги со стечением согласных –

Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.

 Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.

 Бру, гру, кру, пру, тру, фру.

 Бры, гры, кры, пры, тры, дры.

  1. 2. В словах:

рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, роза, роща, горох, пирог, горы, куры, норы.

  1. 3. В предложениях:

Вот Вера и Мара.

 У Веры шары и у Мары шары.

 Рома идет на урок.

 Ира пасет корову.

 У Тамары карандаш.

 В ручке старое перо.

Для звука Р`

  1. 1. В слогах:

арь - орь – урь,  арь - орь - ырь

 ёрь - ырь – ирь,  юрь - урь – ерь, ря - ре – рё, рю - ря – ри

  1. 2. В словах:

фонарь, январь, Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь, ряд, рябь, крем, время, гречка, кресло.

  1. 3. В предложениях:

У Бори фонарик.

Ваня потерял букварь.

 Эта дверь скрипит.

На грядке растет репа, редька и редиска.

  1. 4. В текстах:

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

1. Чистоговорки:

ря, ря, ря — далекие моря

pa, pa, pa — высокая гора

ри, ри, ри — горят фонари

рю, рю, рю — репу я варю

ру, ру, ру — коза грызет кору

ры, ры, ры — летят комары

2.Игра. Дети хлопают, когда слышат Р: повар, слесарь, токарь, комар, пар, сухарь, корь, топор.

Дети хлопают, когда слышат Р`:

Ира, Варя, Боря, Вера, заря, гора, нора, моря, буря.

Сигматизм –

а) межзубный

б) губно-зубной

в) призубный

г) шипящий

д) боковой

е) носовой

Парасигматизм:

Звуки С-С`

Способ 1. Упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Способ 2. Механическая помощь. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с].

Звук С

  1. В слоге:

са-со-су-сы, сы-cy-co-са, со-су-са-сы, са-сы-со-су, су-са-сы-со, со-су-са-сы.

  1. В словах:

сахар, оса, коса, лиса, роса,  сок, сом, сон, сор, сорт, сумка, несу, пасу, посуда;

сады, садил, салат, сундук, суровый, сувенир, волосы, полосы, рельсы.

  1. В предложениях:

У Сони сумка. В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У Бориса русые волосы. Собери сор совком.

  1. В тексте:

На санках.

На санках Саня с Соней

Едут, санки погоняя.

Санки скок, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

Звук С`

  1. В слоге:

Ся-сё-сю, си-се-сю, ась-усь-ось, сю-ся-сё, се-си-сю, ысь-есь-юсь, ся-си-се, си-сё-си, ись-ясь-ёсь.

  1. В словах:

сядь, гусята, косяк, сёла, весёлый, сила, сито, синий, моюсь, бреюсь, восьмой, тесьма.

  1. В предложении:

Осенью на осинке краснеют листики. У Симы серебряные серьги. У свиньи десять поросят. Семена сеет сеялка, а сено косит косилка.

  1. В тексте:

Осетры в сетях у Симы,

Сельди в сетях у Васи,

Сёмга в сетях у Сени,

А у Аси - один карасик!

  1. Произносить (читать) слоги.

СА-ся, ся-са, СА-ся-са, ся-са-ся, Со-сё, сё-со, со-сё-со, сё-со-сё, Сы-си,   си-сы, сы-си-сы, си-сы-си.

  1. Произносить (читать) слова.

Са—ся: оса—вся, сад—сядь, коса—косяк, роса—поросята, лиса—лисята

Со—сё: соло—сёла, сом—Сёма, сок—Васёк, сор—боксёр, сотня—сёдла, фасоль—осёл

Сы-си: сын—синька, сыр—кассир, сыпать—сито, сытный—ситный, сынок—силок

С—сь: нос—ось, вес—весь, рис—рысь, лис—лисья, вас—Васька, навес—навесь

  1. Произносить (читать) предложения.

Коси, коса, пока не высохла роса. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса с лисятами в норе.

  1. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Сосулька.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть...

Звуки З-З`

Постановку данного звука начинают только после того как звук «С» полностью автоматизирован и ребёнок хорошо произносит его как изолированно, так и в разнообразных речевых конструкциях. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука «З» он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.

Звук З

  1. В слогах:

За-зо-зу-зы, зы-зу-зо-за, зо-зу-за-зы, за-зы-зо-зу, зу-за-зы-зо, зо-за-зы-зу.

  1. В словах:

зал, зайка, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря.

  1. В предложениях:

У 3ои ваза. Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу.

  1. В тексте:

Лезут козы

В грозу в лозу —

Лозу козы

В грозу грызут.

Звук З`

  1. В слогах:

Зю-зя-зё, зе-зю-зи , зя-зе-зю, зве-звя-зви, зде-зди-здя, зле-зли-злю, зме-зми-зме, зре-зри-зря.

  1. В словах:

зелень, зеркало, зевал, зеленый, земля, взять, возят, лазят, изюм, козёл, призёр, везёт, озёра, морозить, корзина.

  1. В предложениях:

Зеленая бузина. Львиный зев. Зимой зябко. Гладкие полозья. Зелень озимых. Зеленая резинка. Зина и Кузьма — друзья.

  1. В тесте:

Друзья.

   Зина и Кузя — друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают на берегу озера. Кормят козляток зеленой травкой. Помогают возить арбузы и зерно.

Дифференциация звуков [с]-[з]-[с']-[з'].

  1. Произносить (читать) слоги.

За-са, зя-ся, зо-со, зё-сё, зу-су, зи-си, зы-сы, зе-се, зва-сва, зви-сви, злу-слу, зма-сма, зво-сво, зве-све, зля-сля, змо-смо, зву-сву, зла-сла, зли-сли, зму-ему, звя-свя, зло-сло, зле-сле, змее-сме, зна-сна, зно-сно, зну-сну, зне-сне.

  1. В словах:

Зайка-сайка, Лиза-лиса, замок-сапог,

Зол-соль, Зоя-соя, зорко-сопка, зубок-сурок, зубной-сукно, везу-несу, змей—смей, знать—снасть, зной—сноп.

  1. В предложениях:

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы русая коса.

  1. В тексте:

Золотое поле.

Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки — синие звёзды.

Звук Ц

Многократно и быстро

произнести сочетание звуков: тс,тс, тс.

  1. В слогах:

ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы; атс-атс-атс, отс-отс-отс, утс-утс-утс.

  1. В словах:

Яйцо, курица, цыпленок, борец, продавец, крыльцо, цыган.

  1. В предложениях:

Курица снесла яйцо. Цыплятки клювиками клюют пшеницу.

  1. В тексте:

Ца-ца-ца - нигде нет продавца.

Цо-цо-цо - выйти на крыльцо.

Цы-цы-цы - сильные борцы.

Це-це-це - муха на яйце.

Цу-цу-цу - зову курицу.

Дифференциация звуков Ц-С

  1. Произносить слоги:

Ца-са, цо-со, цу-су, цы-сы, ац-ас, оц-ос, уц-ус, ис-иц.

  1. Произносить слова:

Спица, лисица, синица, месяц, свинец, сахарница, словцо, скворцы.

  1. Произносить предложения:

Целый стакан . Свежая водица. Соня уронила сахарницу. У Симы платье из ситца. Отец написал письмецо.

  1. Чистоговорки.

Сигматизм –

а) межзубный

б) губно-зубный

в) призубный

г) боковой

д) носовой

е) свистящий   ш-с, ж-з, ч-ц, щ-с`.

Звук Ш.

1.Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой).

2.При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык вверх.

3.[ш] от [с] с механической помощью. Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка — слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком — ЖА.

Звук Ж

1.Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.

Звук Ч

1.Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед.

2.Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.

 3.Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Звук Щ

1.Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ].

2.Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Звук Ш

  1. В слогах:

ша - шо – шу, ши - ше – ша, шо - шу – ша, шу - ши – ша, шу - шо – ша, ше - ши – шо

  1. В словах:

шаг, шарф, шапка, шахта, шорох, мешок, шило, камыши, шум, шея, решение.

  1. В предложениях:

Наташа пишет.

Вот Маша. У Маши шляпа.

У Леши ландыши. Ландыши хороши.

Миша и Паша едут на лошадке.

  1. В тексте:

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Звук Ж

  1. В слогах:

жа - жо - жу - жи – же

  1. В словах:

жар, жаль, жаба, рожок, лужок, жук, лежу,  жир, жить.

  1. В предложениях:

Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата.

  1. В тексте:

Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

  1. В слогах:

Ча-чо-чу, чи-чё-чу, ач-оч-уч,  ыч-яч-ёч

  1. В словах:

Чай, бачок, учеба, чудо, грачи, черви, ночь, бочка, луч, мяч, речка, калач.

  1. В предложениях:

Из чулана вылез кот. На чемодане чехол. В саду тачка без ручки. Девочка уронила мяч.

  1. В тексте:

Веселые чижи.

Про бычка.

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй, что попадётся!

Дефекты озвончения –

а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи

б) недостаточное озвончение

в) недостаточное оглушение

По подражанию. Ребенок кладет одну руку на шею логопеда, а другую – на свою шею. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых связок.

Озвончения можно добиться переходом от одного из соноров м, н, л, р или применив сочетание звонкого звука с одним из соноров между гласными(адма, адна, адра и т.д.)

Автоматизация звонких звуков и их дифференциация с парными глухими в устной и письменной речи требуют длительной систематической работы.

Длительно следует проводить все упражнения, держа для контроля руку у горла и несколько утрируя звучание голоса в звонких звуках.

Дефекты смягчения –

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная из замена парными твердыми звуками

б) излишнее смягчение

в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Механическая помощь. Предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, т.е. слоги ат`, тя.

По степени легкости постановка смягчения согласных располагается в следующем порядке: т`, д`, н`, ф`, в`, п`, б`, м`, с`, р`, л`.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Способы постановки звука [ Р].Этапы автоматизации.

Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука....

Способы постановки звуков

Многие родители по каким - то причинам не могут со своим ребенком посещать учителя - логопеда, а у ребенка есть нарушения звукопроизношения. Что - же делать? Попробуйте заниматься с ребенком дома. Мои...

Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков

КОРРЕКЦИЯ   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  СПОСОБЫ   ПОСТАНОВКИ  ЗВУКОВ...

Способы постановки звука Р

Как поставить звук Р....

Звук Р. Способы постановки, речевой материал для автоматизации звука в речи.

Представляю вашему вниманию материал для постановки звука "Р", специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи....

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков с-з, ш-ж.

Практический материал по постановке, автоматизации и дефференциации звуков с-з, ш-ж....

Картотека_упражнений_по_постановке,_автоматизации_и_дифференциации_звуков

Упражнения по постановке, автоматизации, дифференциации звуков С,З, Ц. Ч, Ж,Ш, Щ, Р, Л...