Психомотрные функции
статья по логопедии

Иконникова Ольга Сергеевна

Статья по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_1.docx5.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Современное состояние проблемы изучения психомоторных функций. Научно-теоретические основы изучения психомоторики.

Составитель: Иконникова Ольга Сергеевна, учитель.

        Психомоторика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение) - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Условные и безусловные раздражители служат толчком к определенному поведению или отдельного поведенческого акта. И.П. Павлов распространил принцип рефлекторного объяснения на область произвольных движений и своими исследованиями доказал, что в физиологическом отношении последние представляют собой двигательные условные рефлексы. То есть, согласно учению И.П. Павлова, условные рефлексы составляют физиологическую основу произвольных движений.

Учение о корковом отделе двигательного анализатора получило дальнейшее развитие в трудах А.Р. Лурия. Была доказана роль отдельных областей коры в осуществлении двигательных актов. Постцентральные, чувствительные зоны коры головного мозга обеспечивают кинестетическую, проприоцептивную афферентацию двигательного акта, правильную адресацию двигательных импульсов к мышечной переферии. Нижнетеменные области коры, теменно-затылочные отделы управляют пространственной организацией движений. Премоторные отделы коры регулируют временную серийную организацию движений и действий. Лобные отделы коры головного мозга обеспечивают психорегуляторную функцию двигательного акта (сличение реального движения с исходной двигательной задачей, словесная регуляция движений, приспособительная целесообразность действий).

Роль речевого опосредования в превращении непроизвольных импульсивных движений у детей в произвольные и сознательно управляемые изучали А.Р. Лурия и его сотрудники. Было установлено, что активация детской речи – предварительное планирование в речевой форме предпринимаемых действий – ведет ребенка к овладению своим поведением, тогда как задержка в речевом развитии приводит к снижению уровня произвольной или волевой регуляции двигательного поведения ребенка. Произвольные движения, вызываемые инструкцией или внутренним побуждением человека, опосредованы внутренней речью, повторяющей замысел во внутренний план действий.

Ведущая роль в процессе управления движением принадлежит префронтальной коре. Выполняемая ею актуализация следов памяти позволяет корректировать внутреннюю модель внешнего мира в соответствии с оперативно поступающей сенсорной информацией, в том числе от выполняемого движения (Гольдман-Ракич П.С.).

Основу для изучения самой природы двигательного акта дала уровневая теория построения движений, разработанная известным советским физиологом Н.А. Бернштейном. Она занимает полноправное место среди различных физиологических классификаций движений, так как позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.

 Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в данную ситуацию. На втором этапе индивид выявляет двигательную задачу, определяет, во что ему нужно превратить ситуацию, т.е. создает образ того, что должно быть. Уяснение индивидом образа будущего движения служит основанием для программирования решения задачи. Модель будущего носит вероятностный характер, так как мозг в состоянии только наметить для предстоящего движения таблицу вероятностей возможных исходов. В то же время двигательная задача формирует с категоричностью единственный исход из текущей ситуации, какова бы ни была его априорная вероятность. Следовательно, по ходу выполнения движения центральная нервная система должна осуществлять ряд непрерывных коррекций с тем, чтобы выявленная двигательная задача и модель будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид намечает цель и содержание движения и те средства, с помощью которых он решит двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение.

Таким образом, управление и контроль за движением – достаточно сложный процесс. Он включает обработку информации, получаемой через прямые и обратные связи между префронтальной корой, моторной корой, таламусом, мозжечком, базальными ганглиями, а также стволом мозга и спинным мозгом. На каждом уровне имеется своя «ведущая афферентация» и собственный тип регулируемых движений.

Под афферентацией понимается объединение всех видов чувствительности. Проприоцепция рассматривается как способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов.

Список литературы:

1. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965

2. В.А.Гиляровский Психиатрия - М.1954.

3. Гольдман-Ракич П. Оперативная память и разум // В мире науки. № 11-12. М.: Мир, 1992.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. -- М., 1962. - 504 с.

5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. - 182с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы

В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...

Направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе

В статье определены основные направления и функции контроля навыков чтения учащихся в начальной школе...

Развитие психических функций у учащихся начальных классов

Пояснительная записка к мультимедийному продукту " Развитие психических функций у учащихся начальных классов".Предлагаю для учителей начальных классов комплекс упражнений, развивающие психические функ...

Строение и функции речевого аппарата

Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

Условия реализации воспитательных функций коллектива

Одна из важнейших  закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осущест¬влять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в...

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...