Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_0.docx22.54 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_4kl.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета.

Цели:

1.закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета;

закреплять навык их практического употребления, различения;

активизировать словарь по теме «Зима»;

2. развивать фонематический слух, звукобуквенный анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связную речь;

развивать мышление, память;

3. воспитывать самоконтроль, активность;

Оборудование: слайдовая презентация, индивидуальный раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы.

Этап занятия

Содержание

Действия учащихся

Орг. момент

Психологический настрой.

- Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

*Очень любим мы учиться - …

И, конечно же, лениться - …

Выполняем все задания - …

Очень любим опоздания - …

Читаем, пишем, рассуждаем - …

Дисциплину нарушаем - …

Всем успехов пожелаем - …

И урок мы начинаем!

-Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

Учимся говорить, читать, писать без ошибок

(уч-ся стоят около парт)

Слайд 1

Подготовительный этап

-Сядет тот, кто соберёт своё рассыпанное слово.

З, м, и, а

С, г, н, е

Ь, в, г, а, ю

ка, жин, сне

з, о, р, о,м

-О каком времени года мы будем говорить?

Зиме с каждым днём остаётся всё меньше времени морозить нас, заставлять тепло одеваться. То есть, мы можем сказать, что зима..

-Какой зимний месяц идёт сейчас?

-Какое сегодня число? День недели?

А теперь отгадайте загадку (слайд)

*Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

-Назовите «соседей» февраля.

Недаром говорится, что в феврале зима с весной встречается.

Слайд 2

Уч-ся выставляют слова на доску

О зиме

..заканчивается

Слайд 3

Февраль

Январь, март

Сообщение темы

-Февраль – главный защитник зимы. Он не желает уступать своё место весне – выстроил ледяной забор, приготовил много заданий для нас.

-Тема нашего урока «Слова – названия предметов, признаков, действий».

Мы вспомним: что знаем о зиме

Будем учиться: выделять, различать и подбирать слова – названия предметов, действий, признаков предметов.

-Каждое выполненное задание поможет разрушить ледяной забор и приблизить весну. Поможем ей?

Слайд 4

Слайд 5

Работа по теме

а)(Учащимся раздаются индивидуальные карточки с текстами загадок, заданиями к ним и бланками для записи отгадок)

-Отгадайте загадки о зиме. Отгадки впишите в клетки.

1. Безрукий, а рисует. Беззубый, а за нос кусает.

(подчеркни слова – действия предметов)

2. На поля и на луга до весны легли снега. Этот месяц лишь пройдёт мы встречаем Новый год. 

(поставь вопрос к отгадке)

3. Белый, а не сахар. Безногий, а идёт.

(подчеркни слова – признаки предмета)

4. Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Руки-сучки, глаза-угольки.

Холодный, большой. Кто же я такой?

(подчеркни в загадке слова-действия предмета)

5. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки – ведь это …

(поставь вопрос к отгадке)

(На доске слова: мороз, декабрь, снег, снеговик, снегири.)

- Назовите лишнее слово.

Почему оно лишнее?

-Как называются слова «снег, снеговик, снегири»?

б)Дидактическая игра «Добавь лучи солнцу» (работа с родственными словами с корнем –зим-)

-Назови слово по его значению. Впиши слово в клетки «лучика».

1. назови зиму ласково     (зимушка)

2. как можно назвать день зимой?     (зимний)

3. как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?     (зимующие)

4. проводить где-нибудь зиму     (зимовать)

5. место, где зимуют люди, животные     (зимовка)

-Молодцы! «Зажгли» солнышко, приблизили весну!

Мороз

Декабрь

Снег

Снеговик

Снегири

Снегири

Одушевленный предмет

Родственные

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Физминутка

Носом вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша. Как погода хороша!

Не боимся мы пороши – ловим снег, хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега вам и нам!

Мы теперь метатели. Бьём по неприятелю!

Размахнись рукой, бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Слайд 9

Работа по теме

в) Согласование слов-предметов с признаками, действиями.

Логопед распределяет учащихся по парам. Учащиеся получают задания на карточках (3 варианта) – соединить слова в пары.

1 вариант – подбери предметы к признакам (выбирать слова из справок)

-снежный (что?)

-снежная (что?)

-снежное (что?)

-снежные (что)

(слова для справок: поле, сугробы, горка, ком)

2 вариант – подбери признаки к предметам:

-солнце (какое?)

-мороз (какой?)

-снежинка (какая?)

-лыжи (какие?)

(слова для справок: трескучий, тусклое, быстрые, красивая)

3 вариант – подбери действия к предметам

-вьюга (что делает?)

-снег (что делает?)

-солнце (что делает?)

-снежинки (что делают?)

(слова для справок: светит, воет, сверкают, падает)

(Учащиеся выполняют взаимопроверку)

-Молодцы!

Какие слова подбирала первая пара?

Какие слова подбирала вторая пара?

Какие слова подбирала третья пара?

г) Работа в тетради. Составление предложений.

-Молодцы! Признаки зимы вы знаете хорошо. Умеете различать, подбирать слова – названия предметов, признаков, действий предметов.

Вы выполнили много заданий на уроке, а значит, мы сможем легко преодолеть ледяную преграду февраля, приблизить весну.

Мы ждём весну, знаем, какие изменения в природе она принесёт.

- А теперь сравним зиму с весной.

Закончите и запишите полученные предложения.

1 вариант – самостоятельный подбор слов и запись полных предложений.

2 вариант – списывание предложений. Подчеркнуть слова-признаки.

*Зима холодная, а весна … .

Зимой солнце тусклое, а весной … .

Зимой день короткий, а весной … .

Зимой на землю падает снег, а весной … .

Зимой снег лежит, а весной … .

Зимой растения спят, а весной … .

(Выполнение самопроверки)

Слайд 10

Слайд 11

Тёплая

Яркое

Длинный

Дождь

Тает

Растут

Слайд 12

Итоги занятия

-Вот мы и преодолели ледяную преграду для весны!

Что помогло нам сделать это?

-Какие слова вы учились называть, различать, подбирать?

Выполняли задания

Слайд 13

Названия предметов, признаков, действий предмета

Слайд 14

Выставление оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое занятие в 4 классе Составила и провела у читель-логопед МС(К)ОУ «С(К)ОШ№15» г. Магнитогорска Курцева Светлана Н иколаевна

Слайд 2

Собери рассыпанное слово

Слайд 3

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну так что за месяц это?

Слайд 4

Слова – названия предметов, признаков, действий Вспомним: что знаем о зиме Будем учиться: выделять, различать и подбирать слова-названия предметов, признаков, действий предмета

Слайд 6

Как называются эти слова? снег снеговик снегири

Слайд 7

Назови слово по его значению. Впиши в «лучик» 1. Назови зиму ласково 2. Как можно назвать день зимой? 3. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? 4. «Проводить где-нибудь зиму». 5. Место, где зимуют люди, животные.

Слайд 9

Физминутка

Слайд 10

Соедини слова в пары. 1 пара - подбери названия предметов к словам - признакам 2 пара - подбери слова - признаки к названиям предметов 3 пара - подбери слова- действия к названиям предметов

Слайд 11

Составляем предложения Зима Весна

Слайд 12

Проверь себя! Зима холодная, а весна тёплая . Зимой солнце тусклое, а весной яркое . Зимой день короткий, а весной длинный . Зимой на землю падает снег, а весной дождь . Зимой снег лежит, а весной тает . Зимой растения спят, а весной растут .

Слайд 14

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Слова обозначающие названия, действия, признаки предмета"

закреплять представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».

Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Конспект урока русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»

Презентация к уроку русского языка в 4 классе « Слова – название предметов, действия, признаки предметов»...

Демонстрационные таблички по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков"

Наглядно-демонстрационный материал по теме "Слово"  предназначен для начальных классов коррекционной школы (без названий частей речи)....