Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
материал по логопедии (1 класс)

Мартынова Галина Геннадьевна

Выступление на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pervoklassnikov_s_rechevymi_nedostatkami.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей № 4 г.Дмитрова»

Трудности первоклассников с речевыми недостатками

при обучении чтению и письму

(выступление на родительском собрании)

Учитель-логопед

Мартынова  Галина  Геннадьевна

                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

г. Дмитров

                2021 г.

  Каждый родитель с нетерпением ждёт долгожданного и ответственного

момента, когда любимый ребёнок пойдёт в первый класс. Поступление в

школу чрезвычайно важный момент в жизни ребёнка. С приходом в школу

меняется привычный для ребёнка образ жизни. Он перемещается в новый

неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе.

Но всё ли сделано для того, чтобы ребёнок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ, т.е. у ребёнка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной

познавательного процесса является МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему

знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем

быстрее ученик овладеет чтением и письмом и овладеет грамотой.

Для успешного освоения чтением и письмом у детей до начала обучения в

школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

Несформированность данных умений приводит к возникновению

трудностей в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи

Правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи

и чёткое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для

освоения письма.

- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой

структурой: (регулировщик, мотоциклист, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шёпотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учётом содержания высказывания.

   Письмо является отражением устной речи. При неправильном устном

проговаривании и написание слов нарушается. Появляются замены, пропуски

букв (суба-шуба; жук - зук; звезда-зведа; рыба-лыба).

3. Языковой анализ

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме

в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны

следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное

написание слов, особенно приставок и корней (в доме-«вдоме», наступил–«на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната - «кота»; печенье– «чепенье», паровоз– «павороз», бабушка– «бабабушка»

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв

(поросёнок–«просёнок», трава–«тарава»)

- перестановки букв (комната-«конмата»);

4. Лексическая сторона речи (словарный запас)

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

-дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль

легковой и грузовой, а не просто автомобиль или машина», обувь зимняя,

летняя, демисезонная»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя

голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый–смелый – отважный)

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении.

Такие учащиеся с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.

Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматический строй речи

У учащихся должны быть сформированы навыки словоизменения и

словообразования:

а) навыки словоизменения:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже

(например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например один

карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бегите,

бежал, побежит).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать

аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова;

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у

Бори –«у Боре», много деревьев - «много деревов», на санках –«на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –«пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом –«бела дом», пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

б) Навыки словообразования

Учащиеся должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов ( например: глаза–глазки-глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок ( например: шёл–вышел–перешёл–

обошёл –подошёл);

- образовывать название детёнышей и животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина–малиновое, лиса–лисья).

Если у первоклассников не сформированы навыки словообразования, то

при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята–«козлёнки»);

- замены приставок (захлестнула–«нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,

пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в

предложении.

Нарушается самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь

Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть

состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания,

которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Учащиеся должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

   Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но всего программного материала.

   Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с

нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу, особенно, по русскому языку.

Для оказания помощи учащимся с речевыми расстройствами, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. Этим занимается учитель-логопед, который проводит специальные коррекционные занятия.

Продолжительность логопедических занятий для каждого ребёнка зависит от

степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых

недостатков предполагает активное участив нём родителей.

Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребёнку. Только совместные усилия приведут к хорошим

результатам. Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима

упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических

занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребёнка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребёнка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Основная задача родителей в процессе

коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом.

Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для

подражания ребёнка, поэтому важно общаться с ребёнком на правильном

русском языке.

    Таким образом, благодаря совместной работе учителя -логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивации к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»

Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Родительское собрание. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму

Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....