«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Екатерина Викторовна Федорова

Конспект группового логопедического занятия

по коррекции смешанной  дисграфии

с  обучающимися коррекционного 31 класса

(с интеллектуальной недостаточностью) 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_gr._log.zan_._3_kl_2021_g.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

по коррекции смешанной  дисграфии

с  обучающимися коррекционного 31 класса

(с интеллектуальной недостаточностью)  на тему:

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж.  Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Цель: закрепить связь между фонемой - артикулемой - графемой – кинемой на материале букв, слогов, слов.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

- учить выделять «опорные» признаки букв ж-х;

- соотносить звук  с соответствующей буквой;

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- дифференцировать оптически сходные буквы х-ж в слогах;

  • Коррекционно-развивающие:

-  развивать мелкую моторику, зрительный  гнозис и праксис, тактильное восприятие;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- развивать связную речь.

  • Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать культуру устной и письменной речи:

- воспитывать умение осуществлять самоконтроль, взаимопомощь;

Ход занятия

1.Организационный момент

- Сегодня на наше занятие просто так не попасть. Вам нужен пропуск-билетик. Сейчас я вам их раздам. Посмотрите на  картинки  на билетике, слушайте внимательно  задание по ним.

 - Называйте  предмет, выделяйте 1-ый звук в слове и проходите на своё место. (картинки: жук, хомяк, хорёк, жираф, жаба). Запоминайте, пожалуйста, какой звук вы называли.

2.Речевая разминка.

- Посмотрите  на доску, где записаны  слова.

жук, жаба,  жираф

мох, муха, хомяк

          -  Выполним задание:

  1. Прочитаем хором эти слова
  2. Вдохнем и на выдохе сказали  слова первой строчки
  3. Опять вдохнем и на выдохе скажем слова второй строчки
  4.  Громко назовем, прочитаем  слова, написанные на первой строчке.

Слова второй строчки прочитаем тихо.

  1. Какая буква встречается во всех словах 1 строчки? (Ж, вывешиваю плакат с печатной и письменной буквой)
  2. А какая буква встречается во всех словах 2 строчки? (Х, вывешиваю плакат с печатной и письменной буквой)

- А теперь я проверю, как вы запомнили звуки, которые выделяли в названии картинки на проходном билетике. (Какой первый звук по картинке выделял Владик?….. и т.д.)

- Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.

Итак, мы сегодня будем учиться различать буквы Х-Ж на письме и определять место звуков Х,Хь,Ж в словах.

3. Характеристика звуков  Ж, Х.

Соотнесение звуков Ж, Х с буквами и сравнение букв

     - Давайте вспомним и назовем, в чем сходство звуков  Ж, Х? Чем они похожи?  Вам могут помочь воздушные шарики на досках (оба согласные).

     - Назовем теперь признаки, отличающие один звук от другого. Чем же они различаются? (звук  Ж – только твёрдо; звук Х может произноситься твёрдо и мягко;

  Ж – звонкий,  Х – глухой).   

     - Звук  Ж обозначаем письменной буквой ….Ж,  звуки Х, Хь обозначим письменной буквой….– буквой Х.

     - Что общего в написании этих букв? (полуовалы, направленные в левую и правую стороны)

     - В чём различие? (у буквы Ж есть молния между овалами, у Х - нет)  

    - Сколько элементов у буквы Х? (2) (обозначим // полосочками)

                                               Х – //

    - Сколько элементов у буквы Ж? (3) (обозначим /// полосочками)

                                                             Ж – ///

Вывод: наши опоры.

Звук Ж – губы округлены и выдвинуты вперед, язык вверху в виде чашечки, работает «моторчик».

Буква Ж – пишется с зигзагом внутри (зигзаг как бы показывает работу «мотора»).

Звуки Х, Хь – губы приоткрыты, язык внизу, только корень языка поднят к нёбу, «мотора» нет.

Буква Х – пишется без зигзага (мотора нет).

 4. Игры с буквами

     - Напишем букву Х в воздухе, затем - букву Ж.  Дети пишут буквы в воздухе  вместе  с логопедом.

     - В подставках лежат элементы букв. Выложите букву Х из элементов.  Переконструируйте букву Х в Ж.

5.Физкультминутка с хомячком Жорой. «Хомка, Хомка, хомячок…»

Физ. минутка. «Салки  со звуками Ж и Х».

- Поможем нашему хомячку. Ваше задание такое:

      если услышите  звук Х -  греем ручки,

      если услышите звук Ж – крутим кулачками.

Приготовились:

 1)ах, ру, жа, оз, хи, сы, ех, жу.

2) кошка, халат, замок, морж, пасха, сок, холод, журавль.

6.  Определите  место звуков  Ж, Х в слове и обозначьте их буквами.

- Откройте тетради. Найдите хомячка Жору. Выполним вместе с ним задание.

 -  Обведите по точкам наши контрольные буквы. Буквы Х большую и маленькую по 2 раза. А буквы Ж большую и маленькую на 1 раз больше.

- Следующее задание: из диктуемых слогов, записывайте только те, в которых есть звуки Х,Ж:

                                         ха, уп, жо, хи, ам, жу, ти, хо.

- Посмотрите на картинки.

Вспомним, как графически обозначается слово (_____).  

Начертите графическую схему слова и покажите место контрольной  буквы в слове.(картинки: хлеб, муха, петух, орехи, жук, ёжик, жираф, баклажан)

7. Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки   писать.

 8.  Дифференциация букв Ж-Х в слогах, словах.

      1) Игра «Расшифруй слоги».

      ///а,      ///и,   //а,    ту//,   ///ок,  //о

- Запиши получившиеся слоги, не забывай, что /// полоски это буква Ж,     а // полоски это буква Х.

      2) Игра «Соотнеси и запиши»

- Ученикам предлагается прочитать зашифрованные слоги, назвать предметные картинки, соотнести зашифрованный слог с нужной картинкой.

На доске заранее выставлены слоги:      ///а,  ту//, ///и,   //о   //а    

и  предметные картинки:  жаба,   ножи,   халат,   петух,   хомяк.

     

 Вызванные к доске учащиеся соотносят слоги  с картинками.  

Логопед предлагает записать слова в тетрадь в два столбика: в левый с буквой Ж, а в правый  с буквой Х.

         

9.Заключительная часть. Итог.

         1) - Какие звуки и буквы были у нас на занятии сегодня главными?

- Чем различаются звуки Х и Ж?

- Чем похожи и чем различаются буквы Х и Ж?

- Молодцы! Спасибо всем.

          2) Оценка работы и настроения детей на занятии: какой цвет радуги выберут дети.

             - При выходе  из кабинета посадите  жучков на любую полоску радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Письмо строчной и прописной буквы Ш,ш. Слоги с буквой ш. Урок письма в 1 классе коррекционной школе 8 вида.

Урок письма в 1 классе коррекционной школе 8 вида.Тема: Письмо строчной и прописной буквы Ш,ш. Слоги с буквой ш.Тип урока: Урок изучение нового материала.Образовательные задачи: Учить писать строчную ...

«Согласные звуки [ м ], [ м, ], буквы «М», «м». Написание строчной буквы «м». Чтение и письмо слов с изученной буквой».

Урок обучения грамоте в первом классе. Комбинированный урок.Познакомить учащихся с новыми звуками  и буквами....

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...