«Как помочь ребенку логопату с нарушением слоговой структуры слова»
консультация по логопедии

Дерезина Ольга Евгеньевна

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление

лишних звуков и слогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_v_rechi_doshkolnika_imeyutsya_perestanovki.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку логопату с нарушением слоговой структуры слова»

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление

лишних звуков и слогов (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист,

водояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипед - велосипедист,

вапасилёк-василёк),значит структура слова воспроизводится неверно. До трёх лет такое явление  нормально, в возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда и самостоятельно такие нарушения не проходят.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение  и  связь слогов в слове. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

-   Нарушение количества слогов («моток» - молоток, «пинино» -

пианино).

-   Нарушение последовательности слогов в слове («деворе» - дерево).

-   Искажение структуры отдельного слога («тул» - стул).

          - Уподобление слогов («какакосы» — абрикосы) и др.

Нарушения слоговой структуры  слова носят ярко выраженный,  стойкий характер и удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним — малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

С чего начать?

К предпосылкам формирования слоговой структуры относятся пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности:

Поэтому при формировании правильной слоговой структуры слова очень развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела, на плоскости, чувство ритма.

Примеры некоторых игр и упражнений, с которых следует начинать.

«Где звенит?»

Взрослый предлагает ребёнку отгадать, где звенит колокольчик. Ребёнок, сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребёнком, над ним, под стулом, справа, слева. Ребёнок отгадывает.

«Весёлые ритмы»

Взрослый отхлопывает(отстукивает, притопывает) ритм и предлагает ребёнку повторить за ним, стараясь не ошибиться.

«Покажи»

Взрослый предлагает ребёнку показать правую- левую руку(ногу, ухо, мизинец). Затем можно предложить ребёнку показать правой рукой левое ухо(левой рукой правый глаз) и т.п.

«Робот»

Ребёнок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идёт вперёд… стоп. Направо…стоп.  и т.д.

Такое же упражнение можно выполнить на листе в клеточку. (ребёнок по  инструкции взрослого ведёт карандашом по клеточкам).

«Что сначала? Что потом?»

Взрослый даёт ребёнку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покорми зайца, потом покачай мишку, в конце обуй куклу и т.п

Играем со  слогами.

«Назови слог»

Взрослый предлагает ребёнку назвать второй (первый, третий) слог в слове.

Например: второй слог в слове КАПУСТА (ПУС).Можно разнообразить игру и предложить на выделенный слог придумать новое слово. Например ПУС- ПУСТЫНЯ,ПУСТОТА.

«Составь слово»

Ребёнку предлагается составить слово из данных слогов.

Например: НЯ-ДЫ (ДЫНЯ), ДИЛ-КО-КРО(КРОКОДИЛ). Можно предложить ребёнку составить слово из первых слогов других слов. Например: СУРОК,ШАРЫ= СУША.

«Добавь слог»

Взрослый предлагает ребёнку добавить в слова слоги. Например: КА или Га (КНИ,,,, МУ,,,, ДОС…,ВЬЮ,,,) Игра проводится с мячом, взрослый бросает ребёнку мяч и произносит первую часть слова, ребёнок добавляет слог и произнося всё слово целиком, возвращает его обратно.

«Весёлый паровозик»

Взрослый предлагает ребёнку разместить «пассажиров» в вагоны следующим образом: В первом вагоне те, в названии которых один слог;

Во втором- два слога;

В третьем- три слога.

В роли «пассажиров» могут быть: собака, попугай, коза, корова, волк, лось и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Презентация по теме "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"

Нарушение слоговой структуры с лова - одно из сложных и трудно поддающихся коррекции нарушений речи. Предлагаю  презентацию по данной теме, которая, я надеюсь, будет полезна учителям-логопедам в ...

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

Признаки нарушения слоговой структуры слов у младших школьников

В статье дан краткий перечень нарушений слоговой структуры слов. Родители и педагоги могут вовремя опознать эти нарушения  у учеников и обратиться к специалисту-логопеду....

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выраз...