Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Методическая разработка логопедического занятия выполнена в форме технологической карты. При разработке логопедического занятия учтены все требования ФГОС и особенности учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Технологическая карта логопедического занятия с учащимися 2 класса “Животные леса. Лисица”.

Форма занятия: групповое логопедическое.

Класс: 2 класс

Логопедическая тема: Коррекция аграмматической дисграфии и дислексии, коррекция аграмматизмов в устной речи.

Лексическая тема: “Животные леса. Лисица”.

Грамматическая тема: Согласование глаголов с именем существительным в роде и числе.

Место занятия в изучаемой теме: четвертое занятие по теме.

Тип занятия: изучение нового материала и систематизация знаний, умений и навыков.

Задачи занятия.

Образовательные:

  • учить согласовывать глаголы с именем существительным в роде и числе;
  • закрепить представления о словах, обозначающих предметы и действия предметов;
  • совершенствовать навык чтения слов, словосочетаний и предложений;
  • учить слушать речь педагога и сверстников;

Развивающие:

  • развитие фонематического и языкового анализа и синтеза;
  • расширение представлений и активного словаря учащихся в рамках лексической темы “Животные леса. Лисица”;
  • формирование навыка развернутого связного высказывания;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие внимания, зрительной и памяти.

Коррекционные:

  • коррекция связной речи;
  • коррекция и развитие связной речи;
  • преодоление аграмматизмов в связной речи учащихся;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся;
  • коррекция и развитие пространственного восприятия учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к природным явлениям;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • способствовать развитию нравственных качеств личности.

Ключевые компетенции, которые формируются входе занятия: учебно-познавательная, коммуникативная.

УДД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание, контроль и оценка процесса результата деятельности;
  • коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

  • понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя-логопеда;
  • выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • включаться в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться;
  • осуществлять взаимный контроль.

Личностные:

  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности;
  • уметь правильно оценивать результаты своей учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, экран, презентация “Лиса. Лисица”, отрывок из документального фильма «Лисица», индивидуальные карточки, демонстрационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

План занятия.

  1. Организационный момент. 1 мин
  2. Актуализация новых знаний. 5 мин
  3. Постановка цели. 2 мин
  4. Этап работы по теме. 15 мин
  5. Физкультминутка. 3 мин.
  6. Закрепление изученного материала. 10 мин.
  7. Рефлексия деятльности.5 мин.

                                                                                           Организационная структура логопедического занятия.

Название этапа

 

Цели, задачи.

                                         

                                    Содержание деятельности.

Форма работы.

Планируемые результаты.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность учащихся.

I.Организационный этап.

Создание условий для потребности включения учащихся в учебную деятельность.

Логопед приветствует учащихся и предлагает настроиться на занятие.

Ученики приветствуют учителя-логопеда.

Фронтальная.

Положительный настрой на занятие.

II.Актуализация темы.

Подвести учеников при помощи наводящих вопросов к формулированию темы занятия. Выявление затруднений каждого ученика.

 Формирование навыка безошибочного выразительного чтения.

Логопед предлагает прочитать загадки, написанные на доске.

-Давайте прочитаем все загадки. Прошу вас не произносить отгадку, даже если вы догадались.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрасной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Ученики выразительно читают, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.

 

Индивидуальная, Групповая.

Уметь пользоваться ранее полученными знаниями.

Проявлять активность в решении учебной задачи.                       Выделять существенную значимую информацию. Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность.

III. Постановка учебной цели.

Подвести учеников к формулированию целей занятия.

- О ком были все наши загадки? Докажите! О ком мы сегодня будем говорить на занятии?

Слайд1.

Ученики объясняют.

Фронтальная.

Индивидуальная

Уметь четко излагать свою мысль.

Уметь конструировать развернутое связное высказывание. Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность.

IV. Работа по теме.

Развитие навыка работы с деформированным предложением.

 

Развитие навыка выразительного фразового чтения

Развитие навыка согласования глагола и имени существительного.

Актуализация знаний по теме “Глагол”.

Закрепить навык фонематического анализа и синтеза.

Закрепить навык выделения корня в однокоренных словах.

Автоматизация алгоритма согласования глагола и имени существительного.

Развитие навыка выразительного фразового чтения

Устранение аграмматизмов в устной речи.

Навык построения развернутого предложения.

- Сейчас я буду вслух читать вам текст. А вы читаете вместе со мной про себя. Помогите мне. Для этого вам нужно выбрать одно из тех слов, стоящих в скобках. Лишние слова зачеркните. Выбирайте слова так, чтобы предложение звучало красиво и правильно.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (обедают, спят, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днем и ночью.

В марте, как только снег начинает оседать на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растет) нору для будущего потомства.

- Прочитайте слова, которые вы вставили в предложения.

 Что мы можем сказать о этих словах?

 -Какой частью речи являются эти слова?

- Что такое глагол?

Докажите мне, что эти слова -  живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет

 - глаголы?

- Соберите слова из букв. Запишите эти слова в тетрадь.

- Что общего в этих словах?

- Как называются такие слова?

- Работа с карточкой №2.

- В карточке нужно выбрать нужный вам глагол из скобок так, чтобы он подходил к нашему предложению. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

 Лисы – заботливые родители. Они вместе (воспитывать, воспитывают) своих малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и приносит добычу для семьи. Мама-лиса не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы. Если лисью нору (обнаружит, обнаружить) человек. То лиса переносит малышей в безопасное место.

- А теперь вспомните те слова, которые вы составляли из букв.

- Что вы узнали сегодня о лисе?

-Что делает папа – лис?

- Что делает мама- лиса?

- Что вы узнали о лисятах?

Ученики работают в карточке. Затем читают предложения целиком по очереди, проверяя друг друга.

- Живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы – что делает? Что делают? Что будут делать? .

- Задают вопросы к каждому слову.

Ученики составляют слова из букв, данных в беспорядке и сформированных в конверты.

Лиса, лис, лисята.

Ученики выполняют работу на карточке и задают вопросы к каждому глаголу в скобках.

Работа со слайдом.

Устная работа по содержанию слайда.

Затем ученики читают текст целиком выразительно.

- Это слова: лис, лисица, лисята.

- Учащиеся отвечают на вопросы развернутым предложением.

Групповая.

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая.

Фронтальная, индивидуальная.

Уметь планировать свою деятельность в связи с поставленной задачей.

   

Умение согласовывать слова в предложении. Выбирать слова по смыслу.

Уметь использовать ранее полученные знания.

Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность.

Уметь четко излагать свою мысль.

Проявлять активность в решении учебной задачи.                       Выделять существенную значимую информацию. Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность.

Уметь использовать ранее полученные знания.

V. Физминутка.

Развитие координации движений и укрепление здоровья.

Это мы можем.

Кто скажите может, дети.

Повторять движенья эти?

Руки вверх я подниму.

- -------------------------------

Вправо-влево разведу

---------------------------------

И. как птица полечу

---------------------------------

Головою поверчу

---------------------------------

А потом, присяду, встану

---------------------------------

И нисколько не устану

---------------------------------.

Ученики выполняют упражнения логопеда, сопровождая их словами: Это тоже я могу.

Фронтальная.

Умение синхронно выполнять действие, координация работы обеих рук.

Ценностное отношение к здоровью.

VI .Закрепление изученного материала.

Закрепить умение согласовывать глаговы с существительными в числе и роде. Преодоление аграмматизмов в устной речи.

Активизация словаря по теме «Животные леса. Лисица».

- А теперь мы будем работать в карточке №3.

Лиса начинает …… своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как …. кузнечика. Лисята ….  быть похожими на мать. Если лисята научатся ловить летом кузнечиков, то зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

- Прочитайте слова для справок. Их нужно будет вставить в предложения.

-Как лисята учатся охотится?

- Для чего нужно учится лисятам?

-Для чего нужно учится ребятам?

- Про лису говорят, что она «мышкует». Что это значит?

Отрывок из фильма «лисица» 40 секунд.

Ученики работают в индивидуальных карточках.

Затем обмениваются ими.

Отвечают на вопросы логопеда.

Индивидуальная

Работа в паре.

Индивидуальная

Фронтальная.

Развитие самостоятельности.

Развитие самоконтроля.

Умение адекватно оценивать свою работу и обосновывать свое мнение.

VII. Рефлексия деятельности.

Формировать адекватную самооценку.

Формирование и выявление причинно-следственных связей, приводящих нас к успешному усвоению учебного материала.

Наше занятие закончено.

-  Я вас прошу сказать, что было самым сложным?

- Что вам понравилось?

 - Оцените свою работу на занятии по десятибалльной системе.

Ученики оценивают свою работу.

Индивидуальная

Фронтальная.

Умение адекватно оценивать свою работу и обосновывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС

В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия в 3 классе на тему:"Имя прилагательное".

Цель данного занятия: закрепить знания детей об имени прилагательном....

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...