Логопед советует. Памятка для педагов и родителей! Нарушение чтения. Упражнения для коррекции дислексии.
методическая разработка по логопедии на тему

Дотолева Инесса Олеговна


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stend_logoped_sovetuet.docx781.42 КБ

Предварительный просмотр:

Прежде чем приступать к домашним логопедическим заданиям, запомните некоторые правила:

  1. Спокойствие и терпение.
    Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.

  1. Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.

  1. Приступая к домашним занятиям, помните, что они
    должны проходить не от случая
    к случаю, а регулярно.

  1. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

  1. Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки
    при чтении.

  1. Не делитесь своими личными переживаниями по этому поводу
    с другими людьми при ребенке,
    это может серьезно его ранить.

Чтение является одним
из основных видов деятельности каждого школьника.
Формирование правильного навыка чтения является залогом успешного овладения учебным материалом в целом.

Однако не все дети овладевают им одинаково быстро и качественно. Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс формирования навыка чтения проходит у детей
по-разному.

Одни дети овладевают чтением спокойно, беспрепятственно
и достаточно быстро
достигают высоких результатов.

Другие преодолевают серьезные трудности. Формирование навыка чтения у них проходит медленно,
с большим количеством ошибок и,
как следствие этого, дети испытывают трудности в осознании прочитанного материала.

Школьный логопед называет это …

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны
не только специалистов,
но и со стороны родителей.
Помогите своему ребенку!!!

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:        ДОТОЛЕВА И.О.


НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти,
на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Кулинарная азбука

Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков
в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные,
а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.


ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ !!!

ОШИБКИ ПРИ ДИСЛЕКСИИ

  • Аграмматизмы: искажаются падежные окончания; не соблюдается согласование существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончания глаголов по лицам, числам и временам и др.
  • Неусвоение букв, замены и смешения фонетически близких звуков (звонких – глухих, твердых – мягких, свистящих – шипящих) (ТЕВОЧКА, ЛОВАТА) и замены графически сходных букв (х – ж, п – н, з – у, б – д и др.).
  • Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочередно (РАМА — Р, А,М,А), причем дается не звуковой образ,
    а их названия:
    «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».
  • Нарушение восприятия прочитанного, что проявляется на уровне понимания
    как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.
  • Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски гласных и согласных
    при их стечении, вставка звуков (
    СКАМЕЙКА— КАМЕКА, ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ, ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); перестановка слогов (КАНАВА — КАВАНА).
  • Трудности в запоминании ряда слов, стихов, отрывков текста. Проблемы
    при составлении рассказа по картинке (серии картинок).

В зависимости от того, какие отделы коры головного мозга выбиты из работы, выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием фонематического слуха (на отдельные звуки). В ее основе лежит нарушение звуко-буквенного анализа
и синтеза слов. Вызвана нарушением понимания слов, предложений, текстов.

Семантическая дислексия (семантика – смысл) вызвана нарушением понимания слов, предложений, текстов. (ребенок читает механически и не понимает прочитанного, т.е. неосознанное чтение).

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. В этом случае страдают понимание и освоение грамматических форм
(не видит границ фраз, категории рода, числа; временные формы глаголов; падежные и личностные окончания слов и пр.).

Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении (ребенок путает сходные по написанию буквы).

Литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения
при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную, выражающуюся
в нарушениях при чтении слова.

Тактильная (осязательная) дислексия наблюдается у слепых детей и проявляется
в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Задача логопеда, педагогов и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

При фонематической дислексии:

– придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);

– придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;

– поднять цифру с количеством звуков в слове;

– придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);

– распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;

– составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;

– придумать предложение с определенным количеством слов;

– определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

При семантической дислексии:

– слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;

– слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;

– слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;

– определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;

– прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;

– прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких,
2-3 словных предложений).

При аграмматической дислексии:

– составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;

– игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» – стул – стулья, «назови ласково» – капля – капелька, «чья картинка» – кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» – стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;

– игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» –воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» – красный – краснеть.

При мнестической дислексии

– графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;

– упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

При оптической дислексии:

– назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

– найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить  наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;

– запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);

– определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;

– найти фигуру, букву в ряду сходных;

– реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].

– буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;

– предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;

– можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно
на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;

– возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д
на этой странице».

«Наложенные буквы»                «Узнай буквы по зеркальному изображению»

        

Игра «Какой буквы не стало»

Игра на развитие памяти и внимания. Перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно
с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Игра «Волшебный мешочек» – ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Игра «Узнай букву». Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Эти упражнения полезно давать на общих уроках, ведь они полезны
и для неплохо читающих детей. А можно использовать дома с родителями, дети которых плохо читают. Упражнения помогут ребятам научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее. Все задания – на карточках для индивидуальной работы.

Чтение скороговорок, пословиц и поговорок

• Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

• Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка.

Работа с таблицами

        

Найти по порядку первые 25 букв русского алфавита, цифры от 1 до 25,
остановив взгляд на середине таблицы.

Чтение столбиков и строчек слов

мышка  миска   шарик    внуки                вилка    палка   дятел      грузы

марка    кукла   ветер      школа                норка    корка    голубь   флаги

жарко   жалко   домик    слива                зайка    цапля   тополь    двери

кошка   чашка  корень    груша                чайка    шишка лагерь    клещи

щетка    ветка   повар     крылья                речка    нитка  молот      сквер

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ

Пройти словесный лабиринт

Найди слова на тему «Школа».

Вставь пропущенные буквы

За гор_ми, за лесам_,                                За шир_ким_ морям_ ,

Не н_ небе – на земл_                                Ж_л стар_к в одно_ сел_.

У крестьян_н_ тр_ с_на:                         Старши_ у_ный бы_ дет_на,

Средн_й с_н и так и сяк,                         Младш_ й вовс_ был дур_к.

Сложить слова из половинок

Составить слова, прочитать их сначала медленно, затем нормально,
а потом в темпе скороговорки. Стараться не делать ошибок.

Упражнение на внимание

белка                рысь                обезьяна                медведь                белка                жираф

заяц                енот                белка                белка                бобр                барсук

Какие слова одинаковые?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИСЛЕКСИЯ - нарушение чтения. Упражнения для корректировки чтения.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это н...

Лекция для родителей "Нарушение осанки: профилактика и коррекция"

В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет - для ...

Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция

Представлена методика выявления нарушения чтения и методы их  коррекции...

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...