Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.
методическая разработка по логопедии на тему

В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oreshinoy_t.n.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.

Письмо

Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма, руководствуясь фонетическим принципом, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха.

Возникновение ошибки на письме можно разделить на несколько категорий в зависимости от ого, какая операция письма нарушена. Письмо, как вид деятельности, включает 3 основные операции:

1. Моделирование звуковой структуры слова или звуковой анализ слова.
2. Символическое обозначение звуков речи. Звук-фонема переводится в букву-графему.
3. Реализация графо- моторной программы, то есть перевод звука в букву и написание этой буквы.

Каждая операция является самостоятельным навыком. А для формирования каждого навыка требуются определенные условия:

1. Для формирования звукового анализа необходим достаточный уровень фонематического восприятия и сохранность звукопроизношения.
2. Сформированность слухоречевой памяти, то есть удерживать в памяти слово, фразу, предложения. Слухоречевая память необходима для всех видов учебной деятельности.
3. Достаточный уровень развития умения воспринимать, воспроизводить и анализировать последовательность чего-либо.
4. Достаточный уровень развития слоговой структуры. Слоговую структуру необходимо отрабатывать с определенной нагрузкой. Для школьников повторить слово сложной слоговой структуры 5 раз. Повторить фразу 2 раза подряд.
5. Высокий уровень сформированности навыка звукового анализа. Этот навык включает в себя:

  • Выделение первого звука в начале слова (сначала гласного звука, а затем согласного)
  • Выделение последнего звука в слове (сначала согласного, а затем гласного)
  • Определение количества звуков в слове и их последовательности. Для старших дошкольников это слова из трех или четырех звуков. Для младших школьников более длинные слова.

Высокий уровень обозначает, что навык доведен до автоматизма, т.е. ребенок выполняет задание достаточно быстро и без ошибок.

Для перевода звуков речи в буквы необходимы:

1. Зрелость фонематического восприятия.
2. Достаточный уровень развития символического мышления, т.к. буква – это символ.
3 Достаточный уровень развития зрительной памяти.
4. Сформированность зрительно-пространственных представлений.

Для реализации графо-моторной программы, т.е. непосредственно написания буквы, необходимо развитие моторных функций руки: нормальный мышечный тонус, сила, выносливость к длительным нагрузкам.

Категории ошибок на письме:
1. Ошибки звукового моделирования структуры слова, из-за нарушений звукового анализа и слоговой структуры слова: пропуски, перестановки, вставки.
2. Замены букв. Они обусловлены слабостью звуко - буквенных связей и несформированностью фонематического восприятия.
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

- неправильное согласование слов в предложении: «Дети сидели на большими стулья»,
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: «вкармане», «при летели».

Предпосылки для формирования двигательного навыка письма, коррекция почерка:

У детей нередко встречаются трудности формирования двигательного компонента письма: неровность линий, замедленный темп письма. В основе трудностей овладения навыками письма могут лежать дефекты последовательного переключения с одного движения на другое. Методика формирования двигательного навыка письма включает в себя выполнение графических орнаментов с ритмическим сопровождением. Эту методику можно использовать для коррекции почерка и повышения скорости письма. Методика проводится в тетради в узкую линейку.

Этапы методики коррекции письма:
1. Слитное написание трех одинаковых элементов с паузой между тактами, под счет «раз-два-три».
III III III
2. Слитное написание шести элементов с синхронным речевым сопровождением под счет.
IIIIII
3. Написание групп чередующихся элементов. Последовательность может быть любая.
IIIIII   IIIIII

Количественные критерии или принципы работы:
1. Первый орнамент выполняется на одной-двух и более страницах.
2. По мере овладения добавляем другие орнаменты.
3. Затем чередуем: один орнамент – одна страница, второй орнамент – вторая страница. В сложных случаях необходимо писать по две страницы в день в течение одной-двух недель. В легких случаях достаточно полстраницы или одной страницы в день. В начале отработки орнамента необходимо зафиксировать время, затраченное на написание одной страницы и сравнить со временем через одну-две недели. Нагрузка должна нарастать.

ЧТЕНИЕ
Чтение - комплексная деятельность, состоящая из нескольких операций, постепенно усложняющихся.

Первая операция – образование и закрепление звуко - буквенной связи. Виды заданий для закрепления этой связи:

1. Назови букву, которую я покажу.
2. Найди такую же букву, которую я покажу.
3. Покажи букву, которую я назову.

Вторая операция – слогослияние.
Ребенок должен научиться читать все виды слогов: прямые (СГ – С – согласный, Г – гласный), обратные (ГС), слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС).

Третья операция – чтение слов.
Сначала дети овладевают чтением простых слов (односложных и двухсложных), а затем более сложных по слоговому составу слов.
В основе процесса чтения лежат: зрительное внимание, память, слоговой синтез и пространственное восприятие.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. Техническая сторона чтения – это способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения и правильность чтения. В смысловую сторону входят выразительность и понимание прочитанного.

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Одни читают слоговым способом, другие – по слогам и целыми словами, третьи – целыми словами. Но какой бы способ чтения у них ни был, важна правильность чтения, т.е. чтение без пропусков, замен, или искажений букв, слогов. Окончаний и т.д. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, т.к. на каждом этапе ребенок допускает ошибки.

Ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Если ребенок при чтении слогов или слов делает паузу, то в этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Ели ребенок при чтении слогов или слов допускает перестановки и пропуски букв или слогов, то это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад.

На первых этапах освоения чтения ребенок читает орфографическим способом, т.е. слов читается так, как его надо писать.
Переход к орфоэпическому способу чтения. Т.е. слово произносится так, как мы привыкли слышать его в речи, возможен только когда ребенок читает уже целыми словами и только некоторые, наиболее сложные слова, прочитывает по слогам. Замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребенок увеличивает скорость чтения.
Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

Понимание прочитанного подразумевает осознание ребенком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует от него соответствующего этому возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями. Таким образом, осознанность определяется не только технической стороной навыка чтения, но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познает ребенок, тем лучше развита речь, тем легче понимание прочитанного.

Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Но учится читать выразительно достаточно сложно. Необходимо. Чтобы все другие компоненты навыка чтения были хорошо сформированы, т.е. когда техника чтения автоматизирована. В то же время и на начальных этапах обучения необходимо учить ребенка выразительному чтению: обращать внимание ребенка на необходимость использовать паузы, делать логические ударения, находить нужную интонацию, которая подсказывается знаками препинания (вопросительный, восклицательный знаки) и читать достаточно громко и внятно. Необходимо показать ребенку, что одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и как от этого меняется смысл предложения. Помните знаменитое предложения из книги Гераскиной: «Казнить нельзя, помиловать»? Прочитайте с ребенком это предложение с ударением на разные слова и обсудите, как изменяется смысл в зависимости от ударения и паузы, сделанной им.

Уважаемые родители, освоение ребенком навыками письма и чтения – очень трудный и продолжительный по времени процесс. Поэтому необходимо запастись терпением и быть доброжелательным к ребенку. Желаю вам вместе с ним преодолевать все трудности, возникающие в процессе обучения!

                                                                                                                                                                           Учитель-логопед Орешина Т.Н.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.

В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности  письма и чтения разного генеза (из опыта работы)....

Влияние некомпенсированного ОНР на формирование навыка письма и чтения у младших школьников

Статья посвящена влиянию  некомпенсированного общего недоразвития речи на формирование навыков письма и чтения у младших школьников. Рассматриваются причины, ведущие к трудностям овладения письмо...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников

Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....

Статья "Трудности формирования навыка письма"

Начало школьной жизни ребенка-трудный и ответстственный  период,новая форма поведения ,новый вид деятельности,сложнейшая умственная работа. Особые трудности в процессе обучения возникают у первуо...