«Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».
план-конспект по логопедии на тему

Шабала Наталья Николаевна

Конспект занятия  по логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svist.konspekt_zanyatiya_po_logopedii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логопедии     (1 класс)

Тема: «Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».

Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «С, З, Ц» во фразовой речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;
  • учить детей анализировать текст.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать память, внимание;
  • активизировать словарный запас.

Воспитательные задачи:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать навыки самоконтроля;
  • воспитывать интерес к слову, к собственной речи.

УУД: Личностные:  формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,   освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные:  умение  действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: умение  читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.  

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; цветные карандаши; картинки с буквами, средства ИКТ.

                                        Ход занятия:

1 этап. Организационный момент (2 мин.)

Задача: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям свободно высказываться и настроиться на работу.

- Здравствуйте, ребята!

Ну, вот, поздоровались учтиво,

Теперь встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, детки хоть куда!

Ну, начнем урок, друзья!

                    На  занятии  наши глаза смотрят и всё….(видят).

               На занятии наши уши слушают и всё…(слышат).

               На занятии наша головка что делает? (думает).

Подумайте и скажите, какие звуки мы учимся четко и правильно произносить на наших занятиях? (с, з, ц).

2 этап. Артикуляционная гимнастика (5 мин.)

Задача: укрепить мышцы артикуляционного аппарата; уточнить произношение свистящих звуков.

- Для того,  чтобы мы правильно произносили звуки, у нас должен быть развит речевой аппарат. Давайте сделаем нашу артикуляционную гимнастику. Возьмите свои зеркала.

  • губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и - у);
  • упражнение «орешки»;
  • упражнение «мостик»;
  • упражнение «колесо»;
  • упражнение «маляр»;
  • упражнение «часики», «змейка».

Артикуляция  свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха.

3 этап. Актуализация опорных знаний и представлений (6 мин.)

Задача: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

- Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях. Потому что мы группа не простая, а логопедичекая. И должны все слова проговаривать практически!

- Как мы с вами говорить должны?

- ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! (Слайд).

Но сначала давайте проговорим  чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет.

 Чистоговорки.

Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

Заяц белый санки сделал и катался у реки.

Заяц рыжий сделал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить  значение слова вперегонки.  Вперегонки -  бежать, стремясь  обогнать друг друга).

4 этап.  Игра «Подскажите словечко»  (8 мин.)

Задача: активизировать познавательную деятельность; развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

 (На доске картинки, ученики выбирают  необходимую.  Затем отгадку  записывают в тетрадь, четко проговаривая  все звуки. Подчеркнуть цветными карандашами буквы «С, З, Ц»).

Серый  волк в густом лесу встретил рыжую….(лису).

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска).

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий…(пёс).

Заправляю сам кроватку, быстро делаю…(зарядку).

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка).

Длинным клювом тонким схватит лягушонка,

Капнет с клюва капля. Кто же это? .... (цапля).

5 этап.  Физминутка (2 мин).

Задача: снять усталость, напряжение; развивать мелкую моторику.

Скачет зайчик … (стр.236 «Речь, ритм, движение»).

Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех!

6 этап.  Пересказ текста по вопросам »Зайка и коза» (5 мин.)

Задача: развивать  умение излагать, пересказывать текст по вопросам.

-Я прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте  на вопросы. Следите за своим произношением, чтобы звуки все четко были слышны!

У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: - «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.

Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как  Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит?

7 этап. Пересказ текста самостоятельно детьми (5 мин.)

Задача: закрепить умение пересказывать текст самостоятельно, выделяя существенное.

8 этап. Итог занятия. Рефлексия.

Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Ученики рассказывают о том, чем занимались на занятии.

Какие звуки закрепляли на занятии? Что понравилось?

- На столе лежат картинки с человечками. Выберете, пожалуйста, того человечка, который соответствует вашему настроению. Молодцы!

- Ребята, для того, чтобы хорошо говорить, чтобы ваша речь была красивой, надо над этим много работать. Это большой труд! На следующем занятии мы продолжим работу над звуками.

9 этап. Домашнее задание.

Выучить чистоговорку.  (На цветке цветок, пьет цветочный сок).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ В РЕЧИ

Речевой материал для автоматизации звука С в слогах, словах, предложениях,стихах оформлен в виде карточек. Удобен для индивидуальной работы. Даю карточку домой для закрепления и предлагаю к каждому ст...

Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Карточки для автоматизации и дифференциации звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...

Авторская презентация на автоматизацию свистящего звука [С]

Авторская презентация для отработки свистящего зввука [С] на уроках с логоедом и дома с родителями...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация свистящих звуков с-з»

Конспект и презентация  индивидуального логопедического занятия для 1 класса "Дифференциация зыуков с-з"...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную базу звуков, о...

Особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков

В данной презентации представленны особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования разли...

Картотека по автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков

Содержит карточки по автоматизации всех групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные)...