Учебная программа по Коррекции темпа, ритма и плавности речи для 2 класса
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Любовь Сергеевна Бобичева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Коррекция темпа, ритма и плавности речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы по «Чтению» специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Программа адаптирована для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Методический материал Программы  воздействует не только на речь заикающегося, но и на его личность, моторику, нервную систему, организм в целом.

            Данная программа рассчитана на 30 часов. 

            Содержание логопедических занятий составляют различного рода упражнения, способствующие:

·                    Упорядочению темпа, ритма и плавности речи;

·                    Расширению и уточнению словарного запаса;

·                    Развитию и закреплению навыков звукового и морфологического состава слов.

·                    Далее занятия активизируются навыками плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных речевых упражнений. Работа строится с целью расширения словарного состава, запаса представлений и понятий  в области языка.

·                    Заключительный период занятий, ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи. В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, осознанного использования знаний в области фонетико — фонематического, лексико — грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

            Основной целью логопедической работы является перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений,  воспитание у ребенка навыка правильной речи.

Задачи:

1.         Воспитание у детей навыка правильной речи, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности, нормализации речевое дыхание.

2.         Выработать неторопливый темп речи, спокойное уравновешенное поведение, умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния.

3.         Устранение возможных психологических уклонений, воспитание правильного отношения к своему речевому дефекту.

 

           

            Ожидаемые результаты.

1.         Сформированность навыков темпо – ритмической организации речи.

2.         Расширение коммуникативных и адаптационных возможностей.

3.         Снижение фиксации на речевом дефекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kor._t._r._pl._cht.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Отдела образования по Кузнецкому району

муниципальное казённое образовательное учреждение

«Специальная школа №30»

УТВЕРЖДАЮ:                                                             Программа рекомендована к работе

Директор МКОУ                                                           педагогическим советом школы

«Специальная Школа  № 30»                                      Протокол №__ от 29.08.2014г.

____________     Л.Р.Чаузова

Приказ №___от 29.08.2014                                          Программа обсуждена на

                                                                                        Методическом совете школы

                                                                                        Протокол № __ от 27.08.2014г

КОРРЕКЦИЯ ТЕМПА, РИТМА, ПЛАВНОСТИ РЕЧИ

из раздела учебного плана на 2014 – 2015 учебный год

(Составлена на основе рабочей программы

по учебному предмету Чтение для 2 класса)

Составитель:

Бобичева Л.С.

Новокузнецк, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Коррекция темпа, ритма и плавности речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы по «Чтению» специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Программа адаптирована для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Методический материал Программы  воздействует не только на речь заикающегося, но и на его личность, моторику, нервную систему, организм в целом.

        Данная программа рассчитана на 30 часов.  

        Содержание логопедических занятий составляют различного рода упражнения, способствующие:

  • Упорядочению темпа, ритма и плавности речи;
  • Расширению и уточнению словарного запаса;
  • Развитию и закреплению навыков звукового и морфологического состава слов.
  • Далее занятия активизируются навыками плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных речевых упражнений. Работа строится с целью расширения словарного состава, запаса представлений и понятий  в области языка.
  • Заключительный период занятий, ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи. В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, осознанного использования знаний в области фонетико — фонематического, лексико — грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

        Основной целью логопедической работы является перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений,  воспитание у ребенка навыка правильной речи.

Задачи:

1.        Воспитание у детей навыка правильной речи, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности, нормализации речевое дыхание.

2.        Выработать неторопливый темп речи, спокойное уравновешенное поведение, умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния.

3.        Устранение возможных психологических уклонений, воспитание правильного отношения к своему речевому дефекту.

        

        Ожидаемые результаты.

1.        Сформированность навыков темпо – ритмической организации речи.

2.        Расширение коммуникативных и адаптационных возможностей.

3.        Снижение фиксации на речевом дефекте.

 

Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс «Коррекция темпа, ритма и плавности речи»включает работу с рядами гласных звуков, а также с произведениями устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения на уроках Чтения, на логопедических занятиях ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Работа ведется на осознание того, что речь как часть  процесса общения способствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение ребёнка к речи. Параллельно воспитывается умение слушать партнера, быть внимательным к нему. Основная задача— получение удовольствия от выполненного задания, создание положительной мотивации к взаимодействию. Учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно.

В программе можно выделить разделы:

Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Дыхание, голосообразование и артикуляция — единые взаимообусловленные процессы. Задачи дыхательной гимнастики состоят в том, чтобы освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, а также соотношение вдоха и выдоха. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1 : 10) В начале проводить упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Каждое упражнение выполнять 3 — 5 раз. В дыхательной гимнастике используются упражнения для:

•        развития навыков правильного полного

•        формирование навыков носового дыхания,

•        сочетания дыхания, голоса и движения («Лесорубы», «Сдулся мяч», «Раздвинем стены» и др.),

•        удлинения продолжительности речевого выдоха — синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога.

Важно:

  • обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания;
  • придерживаться умеренного темпа речи с четкимдоговариванием слова в полном объеме
  • соизмерять расход воздуха с величиной текста (Упражнение: использование люфт — паузы — воздух добирается после каждой строчки). Использовать методику И. А. Пивоваровой.

Комплексная релаксационная гимнастика включает ряд упражнений, которые проводятся в определенной последовательности.Основная задача таких упражнений – снять нервно – психическую скованность и напряженность в речевой деятельности школьника. Упражнения для мышц:

  • рук, направленные на расслабление мышц и воспитание «чувства мышцы» («Кошка», «Не урони вазу», «Силачи» и т. д.).
  • туловища, эти упражнения обучают расслаблять мышцы шеи, живота, груди, спины («Волейбольный мяч», «Надуваем мяч», «Струна», «Щелкунчик» и т. д).
  • ног, расслаблять мышцы ног, сравнивать расслабление с напряжением («Кошка», «Шофер», «В автобусе» и т. д.).
  • голосового аппарата. Задача этой темы – овладеть мышцами речевого аппарата. Это необходимое условие свободной и плавной речи («Разговор через стекло» - утрированное произнесение звуков). Может быть использован специальный комплекс упражнений релаксационной гимнастики, разработанный Е. Л. Пеллингер, Л.П. Успенской.

Активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной, выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. Вырабатываются речевые навыки в социально и личностно значимых ситуациях.

Артикуляционно — мимическая гимнастика направлена на выработку точных и координированных движений, ясной и четкой дикции, предотвращение патологического развития движений артикуляции, снятие излишней напряженности артикуляционной и мимической мускулатуры, выработку свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. Тренируются мышцы нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются упражнения как статические так и динамические (для губ, языка, лба, глаз, щек). Рекомендации:

  • выполнять упражнения только перед зеркалом;
  • избегать только сопутствующих движений;
  • выполнять упражнения в спокойном темпе, без усилий, плавно и ритмично.

Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха. Эти упражнения служат для развития силы, высоты, тембра, модуляции голоса, интонационно – мелодической речи. Следует обращать внимание на ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания, придерживаться умеренного темпа.

«Мир звуков»:

•        интонационные упражнения, основным  элементом которых является отработка восходящей и нисходящей интонации. Вначале

o        на гласных, сочетание 2-х и более гласных (у,уо,уоа,уоаэ,уоаэы),

o         гласный – согласный (у –шу, у-фу, у-со,у-пэ, у –шу-жу и т. д.) Эталоном служит сочетание гласных АОУИ, можно произносить с разной интонацией: восторженно, вопросительно, задумчиво, спокойно и т. д., по аналогии можно использовать фразу.

•        жесткий слоговой ритм (скандирование), упражнения выполнять с четкой артикуляцией, с равномерным распределением выдоха, гласный в начале предложения нужно произносить с придыханием (И-щивет-ра в по-ле).

•        упражнения на развитие темпа и ритма речи. Для того чтобы темпо – ритмическая организация речи автоматизировалась, темпо-ритм подбирается индивидуально. Занятия лучше проводить под метроном на ритм 60 ударов в минуту. Произносить: удар – слог (а-у-о-э, упа-опа-ипа).

Работа над словом. Основная единица общения – слово. Правила произнесения слова: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулировать каждый звук. Произносить контур слова, начиная с гласного: я – яд, яа – яма, яеа – ябеда, затем произносить слова, начинающиеся с согласного, с ударением на первом слоге, на втором, третьем и т.д. Произнесение сочетания слов на выдохе: удар – урон- урок.

Важны на этом этапе работы игровые приемы, речевые игры:

  • разговор гласных звуков;
  • назови слово;
  • что делает?
  • какой?
  • рассказ – загадка;
  • закончи слово и др.

Работа над предложением. Речь начинать мягко, с придыханием на фоне расслабления. Отрабатывается медленный темп речи с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, не задерживая дыхания, произнести на плавном выдохе предложение. Произносит плавно, слитно, интонационно выразительно. Работу со сложными предложениями начинать с фраз, в которых встречается одна пауза.

Диалогическая речь. Игровые приемы, работа над предложением подготавливают школьников к ведению диалога. Вначале это короткие диалоги на заданную тему. Можно использовать опорные вопросы на различные темы.

Формирование правильных речевых навыков посредством стихотворной формы, чистоговорок, художественных произведений. Отработка речи в предложении следует закрепить в произношении чистоговорок, которые можно использовать при работе над интонационной выразительностью, ответно – вопросной формой. Одну и ту же фразу следует произносить с вопросительной, утвердительной, назидательной интонацией.

Заключительный этап логопедических занятий ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи. В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка и навыка плавной, выразительной речи в любых жизненных ситуациях, целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика), тесную взаимосвязь логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку и чтению.

Закрепление речевых навыков посредством прозы. Основная цель этого раздела - дальнейшее закрепление речевых навыков. Это позволит перейти к пересказу прочитанного и к самостоятельному изложению своих мыслей. Каждый отрывок читать вслух по нескольку раз. При чтении не забывать о технике чтения. Темп чтения от начала до конца должен быть одинаково умеренным. Пользоваться только нижнедиафрагмальным дыханием. Перед чтением разбить текст на небольшие смысловые части, расставить знаки паузы на границе частей.

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий позволяют научить слушать и слышать собеседника, развивать произвольное слуховое внимание. Упражнения:

  • перечислите все звуки, которые услышали за последние пять минут,
  • слушать попеременно тиканье разных часов,
  • звуки природы,
  • повторить фразу собеседника в том же тоне, с той же интонацией,
  • уловив особенности речи диктора радио, проанализировать, повторить эту речь.

Свободная самостоятельная речь у учащихся воспитывается на занятиях в такой последовательности:

  • сопряженно — отраженная, где ребенок произносит вместе с логопедом, а затем повторяет сказанное. Это наиболее легкая форма речи (Разговор гласных звуков, Повтори словечко и т. д.;
  • ответно — вопросная – это следующая, более сложная форма речи. Вопросы типа: кто нарисован на картине, как зовут девочку, сколько гусей на лугу и пр. – требуют несложных, конкретных ответов;
  • пересказ и рассказ еще более усложняет речь, так как требует от него сразу произнести 2 -3 фразы и более, где встречаются не только простые, но и сложные фразы. Формировать произнесение фраз последовательно и связно. В пересказе есть образец, а рассказ - полностью самостоятельное изложение материала по теме: по картине, серии картинок, по экскурсии, по увиденным впечатлениям;
  • спонтанная речь – самая сложная форма речи, она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими. Это и монолог. Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Она предполагает наличие связности и целостности. Игровые приемы, используемые в формировании спонтанной речи: счастливый билет, что увидел фотоаппарат, море, наш город, устный журнал и пр.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий по коррекции темпа, ритма и плавности речи во 2 классе.

(30 часов – 1 час в неделю)

№П/П

Тема занятия

Дата

1

Работа над силой голоса. Сочетания гласных [А],[О],[У],[Ы].

19.09.14

2

Повышение и понижение тона. Работа над интонационной выразительностью на материале ст-ия.

26.09.14

3

Сочетания гласных  [УИО], [ИУО], [ИОУ]. Развитие высоты голоса.

03.10.14

4

Работа над развитием голосовых модуляций по схеме на материале р.н.сказки «Гуси-лебеди»

10.10.14

5

Воспроизведение ритмического рисунка на материале стихов Ф.И.Тютчева об осени.

17.10.14

6

Работа  над темпом речи  при чтении  слов с мягкими согласными.

24.10.14

7

Работа над развитием голосовых модуляций на материале сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

31.10.14

8

Работа над ударением на материале р-за Л.Н.Толстого «Филлипок» Слоговые ряды с чередованием согл. и гл. звуков.

14.11.14

9

Произнесение слоговых сочетаний, содержащих  трудно дифференцируемые звуки  на материале стихов «О братьях наших меньших»

21.11.14

10

Работа над темпом речи на материале р-за Б.Житкова «Храбрый утёнок». Слоговые ряды с чередованием ударных и безударных слогов.

28.11.14

11

Работа над темпом и плавностью речи на материале стихов Д.Хармса.

05.12.14

12

Работа над интонационной выразительностью и плавностью речи на материале произведения Д.Хармса, С. Маршака «Весёлые чижи».

12.12.14

13

Работа  над темпом и ритмом речи на материале стихотворения В.Берестова «Петушки».

19.12.14

14

Работа над силой голоса по схеме.

26.12.14

15

Работа над интонационной выразительностью на материале произведения А.Барто «Дело было в январе».

16.01.15

16

Сочетания гласных [АИО], [АОИ], [ИОА]. Развитие высоты и силы голоса.

23.01.15

17

Работа над темпом речи и техникой чтения на материале стихов.

30.01.15

18

Произнесение слоговых сочетаний, содержащих трудно дифференцируемые согласные звуки.

06.02.15

19

Произнесение слоговых сочетаний  с глухими и звонкими согласными. Работа над силой голоса на материале ст-ий К.И.Чуковского «Федорино горе».

13.02.15

20

Чтение «звуковых схем». Темпо-ритмические задания на материале произведения С.В.Михалкова «Мой щенок».

27.02.15

21

Работа над темпом и ритмом речи на материале чистоговорок с усвоенными звуками.

06.03.15

22

Работа над темпом и ритмом речи. Произношение слоговых рядов с разным ударением.

13.03.15

23

Работа над темпом и ритмом речи на материале ст-ия К.Чуковского «Мойдодыр».

20.03.15

24

Работа над темпом и ритмом речи на материале ст-ий Ф.И.Тютчева о весне.

03.04.15

25

Выразительное чтение произведения А.С. Пушкина «У лукоморья».

10.04.15

26

Чтение «звуковых схем». Ст-ия Э.Н.Успенского.

17.04.15

27

Работа над темпом и ритмом речи на материале рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным».

24.04.15

24

Смыслоразличительная функция ударения.

15.05.15

25

Разучивание р.н.сказки «Теремок». Пальчиковый театр.

22.05.15

26

Выразительное чтение сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Работа над звукосочетаниями.

27

Работа над техникой чтения на материале текстов, содержащих многосложные слова.

28

Работа над темпом речи на материале чистоговорок.

29

Работа над темпом и ритмом речи на материале скороговорок.

30

Работа над интонационной выразительностью (вопрос и восклицание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

 Программа составлена  с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных  классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обуслов...

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции нерезко-выраженного общего недоразвития речи у младших школьников, 1 класс....

Учебная программа по Коррекции письма и чтения для 2 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Учебная программа по Коррекции фонетико-фонематического нарушения речи для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Коррекция нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного...

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов....

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной речи в освоении ими общеобразовательных ...

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...