Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения
план-конспект занятия по логопедии по теме

Яковлева Светлана Сергеевна

Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классов

Занятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С.

 

Цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на логопедических занятиях в течение года.

Задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
  • Закрепление правильной артикуляции гласных звуков;
  • Формирование навыков социально — бытовой ориентации;
  • Закрепление навыка работы с пиктограммами. Конструирование фразы из пиктограмм;
  • Развитие буквенного гнозиса. Закрепление навыка конструировать и переконструировать буквы;
  • Формирование навыка анализа и синтеза слов, предложений;
  • Развитие психологической базы речи (память, внимание, воображение);
  • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

 Ведущий 1 - К нам сегодня на занятие пришел мальчик Тёма (слайд 1). Тёме нужна  помощь. Его бабушка и дедушка живут очень далеко, и Тёма не знает, как сообщить им, что на лето  приедет в гости.

 Ведущий 2 - Ребята, а как Тёма может сообщить о своём приезде?

Дети - По телефону.

Ведущий 2  - Правильно, можно по телефону. Но у бабушки и дедушки нет телефона. Как ещё можно сообщить?

Дети  - Написать письмо.

Ведущий 2 - Правильно, можно написать  письмо. Но, к сожалению, Тёма маленький и не умеет писать. Ребята, а давайте мы поможем Тёме написать письмо?

Дети -  Давайте поможем.

Ведущий 1  - Но перед тем как мы поможем написать письмо, давайте вспомним, как люди научились писать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического досуга для классов «Особый ребенок»

«Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать»

Занятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С.

Цель: закрепление знаний, умений и навыков, полученных на логопедических занятиях в течение года.

  • Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания;
  • Закрепление правильной артикуляции гласных звуков;
  • Формирование навыков социально — бытовой ориентации;
  • Закрепление навыка работы с пиктограммами. Конструирование фразы из пиктограмм;
  • Развитие буквенного гнозиса. Закрепление навыка конструировать и переконструировать буквы;
  • Формирование навыка анализа и синтеза слов, предложений;
  • Развитие психологической базы речи (память, внимание, воображение);
  • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация к занятию, пиктограммы (увеличенные пиктограммы из книги Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной «Я — говорю!»), элементы плоскостного конструктора  «Развитие»  для конструирования букв, алфавит, цветные круги, цветные таблички для выкладывания предложения, таблички со словами и цифрами.  

Занятие ведут два ведущих (логопеда).

Ход занятия:

Ведущие - Здравствуйте, ребята.

Ведущий 1-  Сегодня мы проведем занятие, на котором вспомним  и закрепим то, чему   мы научились в течение года. А начнем мы его с веселой разминки. Слушайте    внимательно, смотрите на нас и повторяйте движения.

Ведущий 2 - Руки растираем и разогреваем,

                     И лицо теплом своим мы обогреваем.

 Ведущий 1- Грабельки сгребают все плохие мысли,

                      Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Ведущий 2 - Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

                       А теперь погладим пальцами мы щечки.

 Ведущий 1 -  Щечки разминаем, чтобы надувались.

                       Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

 Ведущий 2 - Улыбнитесь друг другу и скажите:

                      «Мы будем улыбаться, будем мы стараться.

                       Ответы верные давать и друг другу помогать!»

 Ведущий 1 - К нам сегодня на занятие пришел мальчик Тёма (слайд 1). Тёме нужна  помощь. Его бабушка и дедушка живут очень далеко, и Тёма не знает, как сообщить им, что на лето  приедет в гости.

 Ведущий 2 - Ребята, а как Тёма может сообщить о своём приезде?

Дети - По телефону.

Ведущий 2  - Правильно, можно по телефону. Но у бабушки и дедушки нет телефона. Как ещё можно сообщить?

Дети  - Написать письмо.

Ведущий 2 - Правильно, можно написать  письмо. Но, к сожалению, Тёма маленький и не умеет писать. Ребята, а давайте мы поможем Тёме написать письмо?

Дети -  Давайте поможем.

Ведущий 1  - Но перед тем как мы поможем написать письмо, давайте вспомним, как люди научились писать. (Слайд 2). Как выдумаете, что это такое?

Дети - Рисунок.

Ведущий 1 - Правильно, рисунок. Но оказывается это не просто рисунок, а письмо древнего человека (слайд 3).

Ведущий 2 -  (слайд 4) Раньше  люди не умели писать, но им очень хотелось рассказать другим о том, что они видели и делали. И рассказывали они о своей жизни с помощью рисунков. Эти «письма» дошли до наших дней. Как вы думаете, о чем хотел рассказать древний человек. (Рассматривание и обсуждение наскального рисунка). Человек рассказал, что он вместе с соплеменниками ходил на охоту. И охота была удачной.

Ведущий 1 - В наше время мы тоже пользуемся рисунками. Рисунки — символы помогают нам ориентироваться на улице и в помещениях. (слайд 5) Ребята, посмотрите на доску. Здесь находятся рисунки, которые помогают ориентироваться на улице. Мне нужно купить лекарства. Для этого надо попасть в аптеку. Посмотрите внимательно, какой знак я буду искать.

Дети - Крест со змеей.

Ведущий 1 - Правильно. А как найти автобусную остановку.

Дети  - Нарисован автобус.

Ведущий 1  - Правильно, автобус на синем фоне и т. д. («метро», «подземный переход»). А это рисунки (слайд 6), которые помогают ориентироваться в больших магазинах. Где буду покупать хлеб, одежду, обувь?

Дети показывают, по возможности называют рисунки.

Ведущий 2 — Ребята,  на наших логопедических  занятиях нам тоже помогают рисунки — символы. А пользуемся мы ими, когда выполняем артикуляционную гимнастику — гимнастику для губ и языка. Давайте проверим, как вы их знаете.  Мы будем показывать картинки,  вы должны вспомнить, как называется упражнение и выполнить его.

Ведущие показывают картинки (слайд 7, 8, 9, 10, 11): лягушка, слоник, иголка, лопатка, часы, качели, зубная щётка. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Чистим зубы».

Ведущий 1 — Молодцы. Размяли язык, губы,  теперь будем петь.  А помогут нам опять рисунки — символы. Смотрите внимательно на рисунки с артикуляцией звука и пропевайте его.

Ведущие показывают рисунки (слайд 12, 13, 14, 15), дети пропевают гласные звуки.

Ведущий 2 — С помощью рисунков — символов можно даже составлять предложения. Вот эти рисунки.

Ведущий показывает пиктограммы.

Давайте вспомним, что они обозначают. На синем фоне изображены предметы, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» Кто это?

Дети — мальчик, девочка, ребенок, дети.

Ведущий 2 — Что это?

Дети — Мяч, тетрадь, кубики, краски, карандаш.

Ведущий 2 — На красном фоне изображены действия. Что делать?

Дети — Играть, танцевать, рисовать, писать.

Ведущий 2 — Теперь давайте посмотрим на картинку. (слайд 16) Кто это?

Дети — Девочка.

Ведущий 2 — Лёша, иди возьми пиктограмму «девочка». Что делает девочка?

Дети — Танцует.

Ведущий 2 — Лёша, возьми пиктограмму «танцевать». У нас получилось предложение из 2-х слов. Что мы узнали из этого предложения? Кто танцует? Что делает девочка?

Давайте посмотрим следующую картинку. (слайд 17) Кто это?

Дети — Дети.

Ведущий 2 — Что делают  дети?

Дети — Играют.

Ведущий 2 — С чем играют дети?

Дети — С кубиками.

Ведущий 2 — Кирилл, иди составь предложение из пиктограмм (выбираются пиктограммы «дети», «играть», «кубики»).

Посмотрите на следующую картинку.  (слайд 18) Давайте расскажем что на ней нарисовано. Это мальчик. Мальчик пишет. Чем пишет мальчик?

Дети — Карандашом.

Ведущий 2 — В чём пишет мальчик?

Дети - В тетради.

Ведущий 2 — Полина, иди составь предложение из пиктограмм. Посмотрите какое длинное получилось предложение. Ребята, можно объясняться с помощью пиктограмм.

Дети  - Да.

Ведущий 2  - Да, можно. И вы сейчас это показали.

Ведущий 1  - Молодцы, ребята. Теперь давайте немного отдохнём и подвигаемся. Мы будем показывать пиктограммы, обозначающие действия, а вы будете выполнять соответствующие движения.

 Предъявляются пиктограммы «идти», «прыгать», «смеяться», «нюхать»,  «сидеть».

Ведущий 2  - Мы выяснили, что рисунки и пиктограммы нам очень помогают. Но все - таки объясняться с помощью картинок неудобно. Люди долго думали и придумали буквы. (слайд19) В русском языке букв 33. И чтобы ни одну из них не потерять и не забыть, люди расставили буквы по порядку и получился … (слайд20)

Дети  - Алфавит.

Ведущий 1  - У нас тоже есть алфавит.

На доску вывешивается алфавит с заклеенными буквами А, Л, Н, П, Р, Ь.

Только в нашем алфавите потерялись некоторые буквы. Давайте их сделаем из конструктора.

Потерялась буква А. Антон, иди сделай букву А. Потерялась буква Л. Кто догадается как превратить букву А в букву Л. Правильно, надо просто убрать перекладинку. И т. д. Н выкладываем из конструктора, затем превращаем в букву П. Р превращаем в Ь.

Ведущий 2  - а зачем же нужны буквы. Из букв складываются слоги. (слайд 21) Давайте вместе с вами прочитаем слоги на доске.

Дети читают.

Ведущий 1 — Но сами по себе слоги ничего не значат, из них складываются слова. (слайд 22) Давайте прочитаем слова, написанные на доске.

Дети читают слова. На доске появляются картинки.

Ведущий 2  - Слова обозначают разные предметы, действия, признаки и слова складываются  в предложения. Вот теперь мы с вами все вспомнили, и можем, наконец, начать писать письмо. Как вы думаете с чего нужно начать письмо. Сначала надо поздороваться. А какие слова приветствия вы знаете?

Дети -  Привет, здравствуйте.

Ведущий 2  - Если дело происходит утром (днем, вечером), как можно поздороваться?

Дети -  Доброе утро, добрый вечер, добрый день.

Ведущий 2 -  Как же лучше начать письмо?

Дети -  Здравствуйте, бабушка и дедушка.

Ведущий  2  – Вот мы с вами написали первое предложение. (слайд 23 — появляется первое предложение)

Ведущий 1 –  Для того, чтобы написать следующее предложение нужно выполнить задание. Посмотрите,  на доске выложены в ряд цветные круги, а рядом находятся цветные таблички. Расставьте таблички в таком же порядке, как и круги и у вас получится предложение.

Дети соотносят цвет таблички и круга.

Ведущий 1 –  Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети -  Скоро наступят летние каникулы.

 (слайд 23 — появляется второе предложение)

Ведущий 2  -  Чтобы нам с вами составить следующее предложение,  надо вспомнить математику. Посмотрите, как много слов на доске. Все они пронумерованы. Если мы расставим цифры по порядку, то у нас получится правильное  предложение. Давайте будем все хором считать, а выбудете по очереди выбегать и находить нужную цифру.

Дети выставляют на доску таблички со словами и цифрами.

Ведущий 2  –   Какое длинное получилось предложение. Давайте прочитаем, что получилось.

Дети  –  Мы с мамой приедем к вам в гости.

Слайд 23 — появляется третье предложение.

Ведущий 1  – Мы с вами написали письмо. Кто может прочитать письмо целиком? Чем нужно закончить письмо? Надо  попрощаться. Какие слова прощания вы знаете?

Дети  - Пока, до свидания, до скорой встречи.

Ведущий 1 – Как попрощается Тёма.

Дети  -  До свидания, бабушка и дедушка.

Слайд 23 — появляется последнее предложение.

Ведущий 1 – Давайте прочитаем письмо целиком.

Ведущий 2 – Ребята, вы молодцы. Тёма говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь бабушка и дедушка будут ждать его с нетерпением.

Ведущий 1  - И вам, ребята, мы тоже желаем хорошо и весело провести летние каникулы. До свидания.

 

Литература:

Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова; (ил. Г.В. Соколова). – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007 г.

Баряева Л.Б.

Я –  говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2008 г.

Лебедева П.Д.

Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития:  Пособие для учителей и логопедов. – Спб.: КАРО, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

Методические особенности программы «Здоровое детство» при решении спортивно-оздоровительных задач в рамках воспитательной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида.

Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы  в рамках программы « Здоровое детство» в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной ...