Формирование потребности в речевом общении у младших школьников на занятиях индивидуальной слухоречевой реабилитации.
статья по логопедии по теме

Селиванова Наталья Анатольевна

     Ребёнок с нарушенным слухом от рождения  без специального  обучения его сурдопедагогом- дефектологом не может овладеть языком слов. Обучение глухих детей языку как средству общения составляет острейшую проблему сурдопедагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_obshchenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование потребности в речевом общении у младших школьников

на занятиях индивидуальной слухоречевой реабилитации.

Ребёнок с нарушенным слухом от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесное общение. Поэтому мышление ребёнка с нарушенным слухом, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер.

Обучение языку детей с нарушенным слухом – это, в высшей степени, комплексная проблема! «Устная речь будет успешно развиваться, — отмечал Л.С. Выготский, — если в ней ощущается необходимость.

На основании того, что глухие не могут овладеть языком в непосредственном общении, считается необходимым сообщать детям знания языка для последующего использования их в общении. В этом будто бы состоит специфика усвоения глухими детьми языка. При такой установке возможности использования языка в общении ставятся в зависимость от степени овладения лексикой и грамматикой языка, от осмысления глухими детьми разнообразных языковых явлений.

Между тем известно, что использование языка в общении на начальном этапе овладения им не зависит от степени знания его закономерностей. Слышащий ребенок начинает пользоваться языком, не умея правильно произносить попавшие в его лексикон первые слова и не подозревая существования грамматики. Овладение языком происходит под влиянием развивающихся потребностей общения. Лишение языка его основной функции — функции общения — делает язык мертвым. Овладение мертвым языком оказывается делом трудным, малопродуктивным. Из сказанного видно, что обучение глухих детей языку как средству общения составляет острейшую проблему сурдопедагогики.

Одной из задач индивидуальной реабилитации является формирование потребности в речевом общении у неслышащих   детей.

Формирование речевых навыков и  умений в деятельности наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у детей с нарушенным слухом. Основное значение в формировании потребности в речевом общении на занятиях по РСВ имеет  работа над  диалогом.

Потребность  как основной  стимул

Бурное развитие жестовой речи у глухих, собранных в единый коллектив — убедительное свидетельство острой потребности в общении. В этих условиях задача состоит не в том, чтобы искусственными путями воспитывать потребность, а в сообщении умения, воспитании установки удовлетворять эти потребности наиболее совершенным способом, каким является язык слов.

У детей, начинающих обучаться языку в возрасте 7 — 8 лет, потребность в общении большая. Возникает необходимость в короткие сроки сообщить детям максимум нужного речевого материала и регулировать потребность организацией деятельности учащихся.

 Среда  как фактор  овладения  языком

Обучение языку в его основной функции требует обязательного создания речевой среды. Вся жизнь и быт глухих школьников, очевидно, должны быть организованы так, чтобы дети имели постоянные условия пользоваться в общении языком слов. Обучение глухих детей языку должно строиться по принципу формирования речевого общения.

К  методическим приемам обучения, ведущим по пути формирования речевого общения,  относятся:

а) формирование речи в связи с организацией деятельности,

б) использование создавшейся ситуации,

в) создание ситуаций, вызывающих потребность в определенных языковых средствах,

г) проведение дидактических игр,

д) специальные тренировочные упражнения.

Формирование речи как средства общения предполагает  широкую языковую практику. Чем шире в процессе обучения учащихся с нарушенным слухом используется язык в коммуникативной функции, тем выше уровень их  речевого развития и наоборот. Идеальным надо признать такое  построение процесса обучения, при котором каждый  ребёнок с нарушенным слухом  находится  в тесном речевом  контакте с учителем или товарищами  на протяжении  всего отведённого времени.

Опыт показывает, что  даже в ходе урока речевая связь между учителем и учащимися часто носит недостаточно прочный характер. В одних случаях,  нарушение общения легко фиксируется и устраняется, в других случаях, оно объясняется рядом объективных причин, в частности чрезвычайной сложностью самого механизма общения.

 Часто попытки ввести твердый речевой режим в школе для детей с нарушенным слухом сводятся к «кампании борьбы за речь» и заканчиваются тем, что после известного подъёма в работе над речью общение взрослых с детьми и детей друг с другом снова принимает давно привычные формы.

Причина этого кроется, скорее всего, что  дети не владеют тем минимумом речевого материала, который необходим для замены мимики словом и не в полной мере могут оценить  возникшую ситуацию. И ещё одно очень важное замечание, не весь персонал школы готов для такого рода общения, где не только со стороны детей требуются определенные усилия, но и со стороны взрослых требуются некоторые навыки общения с детьми с нарушенным слухом.

И всё же хочется подчеркнуть, что речевой режим – это одно из важнейших мероприятий в общей системе работы по формированию словесного общения и дальнейшей успешной адаптации детей с нарушенным слухом в современном обществе.

В  формировании  потребности в устной  речи учащихся на индивидуальных занятиях диалог имеет первостепенное значение. Внимание к диалогической речи продиктовано следующим:

Во-первых, диалог - наиболее распространенная форма разговорно-обиходной речи, в особенности детской;

Во-вторых, в диалоге всегда ясно выступает побудительный мотив к речи (для чего, с какой целью нужно вступить в диалог);

В-третьих, это психологически более легкая для детей форма речи, в которой последующая реплика или ответ опирается на предыдущую реплику или вопрос, нередко частично дублируя их;

В-четвертых, диалог более прост, чем монолог, в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения и даже из одного слова; вопрос, если он задан по ходу диалога как уточняющий, тоже может быть выражен одним вопросительным словом.

В    календарно-тематический план по  предмету «Обязательные индивидуальные занятия  по  развитию  слуха и  формированию  произношения»,   наряду с программными требованиями, включаются образцы диалогов по изучаемым темам.
         Так, в начале октября, изучая тему «Части тела» и знакомством с текстом «Санитар», включается диалог «Я санитар». Содержание диалога перекликается с изучаемым словарём по теме и с содержанием текста. Но если в тексте мы касаемся отвлечённых героев, то на занятии, при обыгрывании диалога, санитар – это ребенок, пришедший на занятие.

В дальнейшем диалог переносится в класс. Утром при входе в класс дети, при помощи учителя, разыгрывают ситуацию из текста, употребляя реплики из изученного на индивидуальном занятии диалога.

Также особо хочется отметить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, при этом можно один и тот же диалог, для одного ученика можно  несколько упростить, для другого возможно – усложнить. Учащиеся младших классов с удовольствием включаются в игры-диалоги.

Игры-диалоги, которые проводит учитель в часы  индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения помогают включить детей в словесное общение, закрепить и расширить словарный и фразеологический запас. При организации игры-диалога школьники знакомятся с его тематикой. Готовясь к диалогу, они разучивают реплики, и другой речевой материал. Учитель направляет диалог, переживает за его результат.         

В ходе игры-диалога ребята вынуждены обращаться, друг к другу и к учителю с вопросами, просьбами. Они учатся выполнять приказания, сообщать о выполненном,  о результатах и т. п. При подготовке и проведении игры-диалога дети выясняют непонятное, сравнивают, рассуждают, делают умозаключения. После занятия организуется обмен мнениями о нём, обсуждаются результаты, оценивается речь и поведение участников.

Играя, младшие школьники запоминают названия предметов  и действий, закрепляют слова и фразы, усвоенные в течение занятия. Участвуя в диалоге, дети говорят от имени куклы, мишки, лисы. А обучая куклу говорить, они учат этому себя и своих товарищей. Дети показывают куклам, как надо правильно одеваться, делать зарядку, сидеть за столом. Этим ребята воспитывают и себя.

В сюжетно-ролевом диалоге учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, их взаимоотношения: «В автобусе», «У врача», «В магазине», «В библиотеке», «В гостях» и т. д. Школьники входят в роль, которая досталась им в диалоге. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры-диалога. В таком игре-диалоге усвоение речевого материала облегчается ситуацией. Минимум слов и фраз, которыми должны овладеть дети в процессе игры-диалога, определяется учителем в зависимости от содержания каждого диалога и требований программы по предмету того или иного класса.

В III-IV классах целью диалога может быть закрепление навыков речевого общения в автобусе, на остановке, на улице, воспитание культуры поведения на транспорте, в общественных местах. Тема занятия: «Как вести в себя на улице», «В автобусе». При подготовке к диалогу дети знакомятся с речевым материалом на примере текста по этой теме, проводится словарная работа по данной теме.

Таким образом, организация слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие:

  1. мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  2. формирование у детей потребности в речевом общении. Школа организует речевые конференции, внеклассные мероприятия: различные КВН по предметам, литературные вечера, проводит встречи с учащимися, обладающими нормальным слухом.
  3. обязательное использование учащимися школы индивидуальных слуховых аппаратов;
  4. поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень, побуждение детей к активному применению речи;
  5. использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения. Работа по развитию остаточного слуха (за экраном) должна проводиться на протяжении всех лет обучения глухих и слабослышащих детей на всех уроках учителей и занятиях воспитателей (8 - 10 фраз).
  6. контроль над произношением детей. Для закрепления произносительных навыков в школе с учителями и воспитателями должны проводиться фонетические и речевые зарядки (на первом уроке в начальной школе, в начале урока в среднем и старшем звене, в начале самоподготовки).
  7. соблюдение единых требований к речи взрослых;
  8. оформление речевого материала на стендах и находящихся в фойе школы, раздевалке, столовой, библиотеке и в кабинете врача. За усвоение этого речевого минимума отвечают сурдопедагог, учитель, воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников"

Презентация "Формирование умений речевого этикета у младших школьников...

Использование приёмов нетрадиционной педагогики, в том числе и песочной, в формировании навыков и преодолении речевых нарушений у младших школьников «Мир в ладошке»

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...

Формирование и коррекция навыков общения у младших школьников специальных и коррекционных школ VIII вида.

Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок  открывает для себ...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Использование средств наглядности для развития устно-речевого общения у младших школьников по страноведческой тематике

Данная работа описывает теорию и опыт работы со средствами наглядности как средства развития устно-речевого общения учащихся младшей школе по направлению "Страноведение" на уроках английског...

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на занятиях группы продленного дня

татья рассматривает способы формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного в образовательном учреждени...