Технология "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ" Автор Грошенков И.А.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

РинаКатерина

Главное отличие нетрадиционной техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

Педагогическая технология

«Нетрадиционные техники рисования».

Автор:   И.А. Грошенков.

Составитель

 Акбашева Екатерина Юрьевна.                                                     

учитель первой категории


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Актуальность……………………………………………………………………..4

Описание технологии………………………………………...………………….5

Приемы и методы:………………………………………...…...............................6

Результативность опыта…..……………………………………………………  8

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с  

детьми с ОВЗ…….……………………………………………………………... 9

 Способы проверки…………………………………………………………….. 10

Список используемой литературы …………………………………………….13

Список используемой литературы …………………………………………….14


Введение.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Согласно взглядам Л. С. Выготского, СЛ . Рубинштейна, А. Н.Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка с ОВЗ . Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п.

Но  детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

Главное отличие нетрадиционной техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.


2. Актуальность.

Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. 

Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.

Цель технологии: помогать в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Настоящая технология способствует решению следующих задач:

Обучающие:

  • Обучение приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Обучение учеников выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Развивающие:

  • Развитие у учеников мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
  • Развивать творчество, фантазию.

     Воспитательные:

  • Активизация детей при выборе тематики.
  • Привитие интереса к рисованию нетрадиционными техниками.

Педагогическая целесообразность  программы обусловлена тем, что занятия по рисованию открывают детям с ОВЗ путь к творчеству, развивают их фантазию и художественные возможности. Рассматриваются различные методики выполнения работ с использованием самых разнообразных техник. Предполагается развитие ребёнка в самых различных направлениях: образное, пространственное и конструкторское  мышление, художественно-эстетический вкус. Всё это необходимо человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-        теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности детей.

-        эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа;

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей с ОВЗ, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.

Практическая значимость технологии состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей детей с ОВЗ.

Гипотеза: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.

Описание технологии: 

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.

Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Одним из главных достоинств применения нетрадиционных техник считаю то, что результат изобразительной деятельности ребенка не может быть плохим, вне зависимости от его творческих способностей. Ведь работа каждого ребенка получается яркой, индивидуальной и неповторимой, что вызывает у детей чувство радости, гордости, уверенности в своих силах и дальнейшего желания творить.

Приемы и методы:

Используются разнообразные приёмы и методы:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
  • наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
  • метод наблюдения (экскурсии);
  •  игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Результативность опыта

  • Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая

деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

  • Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

В результате проделанной работы у детей возрастает интерес к нетрадиционной технике рисования. Они начинают всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Система уроков рисования, как и любого другого школьного предмета, должна быть продумана и специально подготовлена, без чего невозможно рациональное построение учебного процесса.

Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Главная цель этого этапа — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой познавательной деятельности ученика.

Дидактические игры и упражнения, предваряющие рисование, позволяют школьникам развивать известную самостоятельность.
 Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.

1. На столе у учителя— наборы плоских и объемных предметов

разной величины: кубики, шары, матреЩки, кольца, круги, квадраты и т. п. Действия учащихся должны-быть направлены на подбор, расстановку и раскладывание предметов или их частей.

Даются задания*

• Покажите самый большой кубик.

• Покажите самый маленький шар.

• Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

• Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

• Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой).

• Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме:

1. На столе лежат кубики и шарики. Дается задание

положить кубики в коробку слева, а шарики — в коробку справа.

2. Ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур

(круги и квадраты). Дается задание разложить их на две группы.

3. Ученик имеет набор одноцветных геометрических

фигур (круги, квадраты, треугольники). Дается задание разложить их на три группы. '

4. Ученик получает конверты с фигурками разной формы.

Дается задание разложить в разные кучки одинаковые по форме

фигуры.

Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях:

1. На доске большой лист бумаги. С целью развития умения ориентироваться на плоскости учащимся даются  задания:

Покажите верхний край листа.

Покажите нижний край листа.

Покажите, где левая (правая) сторона?

Покажите середину листа.

I . Подготовительная часть

  1. Организационный этап (общая организация ученика, подготовка необходимых учебных принадлежностей).
  2.  Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьника).

 II. Основная часть 

1.   Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).

2.  Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

3.  Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).

4.  Работа ученика над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление индивидуального руководства; повторное привлечение внимания ребенка к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности ученика; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания ребенка на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учителем).

2. Организованное окончание урока.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми с ОВЗ.

Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Рисование ладошкой.  

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её.  Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления конкурсных рисунков. А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.

Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

«Пластилинография.»

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

«Кляксография с трубочкой»

Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду искусства и самим вспомнить детское время. это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Способ и не сложный, и очень увлекательный, развивающий как фантазию, смекалку, усидчивость, таки и навыки, и способности к рисованию. При помощи кляксография хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

Техника «Акварельные мелки» использует такие средства выразительности как пятно, цвет, линия.

Необходимые материалами при этом становятся плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Средства выразительности в технике «Оттиск поролоном» - это пятно, фактура, цвет.

Используемые материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного поролона. гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения любого цвета берутся другие мисочки и поролон.


 Способы проверки. 

        В начале и в конце учебного года проводится  экспресс-диагностика умений и способностей ребенка. Оценить динамику достижений детей позволяет диагностическое  обследование, в основе которого легла  педагогическая  диагностика И.А. Грошенкова.  Оценка проводится   по  следующим  критериям:

  • Владение способами нестандартного раскрашивания;
  • Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Композиционные умения;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Аккуратно и экономно использовать материалы.
  • Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  • Интерес к изобразительной деятельности.

Показатели развития

  1. Проявляет ученик интерес к рисованию нетрадиционным методом?

Зеленый цвет - проявляет интерес.

Синий цвет – частично, иногда проявляет интерес.

Красный цвет – не проявляет интерес.

  1. Различает ли ученик форму, величину зрительно воспринимаемых объектов?

Зеленый цвет – различает.

Синий цвет – частично, иногда различает.

Красный цвет – не различает.

  1. Различает ли ученик цвет и пространственные соотношения?

Зеленый цвет – различает.

Синий цвет – частично, иногда различает.

Красный цвет – не различает.

  1. Соответствует ли окраска изображенных предметов их реальному цвету и соблюдается ли  цветовая последовательность в рисунках?

Зеленый цвет - соответствует.

Синий цвет - частично, иногда соответствует.

Красный цвет – не соответствует.

  1. Ученик прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит :

Зеленый цвет - наносит оттиск на бумагу самостоятельно.

Синий цвет - наносит оттиск на бумагу с помощью педагога.

Красный цвет – затрудняется наносить оттиск на бумагу.

  1. При рисовании ватной палочкой ученик совершает точные движения, тычки по альбомному листу?

Зеленый цвет -  совершает точные движения.

Синий цвет – иногда, не всегда совершает точные движения.

Красный цвет – не совершает точные движения.


Диагностика по автору И.А. Грошенково.  

ФИО : Алина Т.

Критерии

1 год

2 год

3 год

Сент

ябрь

Май

Сент

ябрь

Май

Сентябрь

Май

Проявляет ученик интерес к рисованию нетрадиционным методом?

Зеленый цвет - проявляет интерес.

Синий цвет – частично, иногда проявляет интерес.

Красный цвет – не проявляет интерес

Различает ли ученик форму, величину зрительно воспринимаемых объектов?

Зеленый цвет – различает.

Синий цвет – частично, иногда различает.

Красный цвет – не различает.

Различает ли ученик цвет и пространственные соотношения?

Зеленый цвет – различает.

Синий цвет – частично, иногда различает.

Красный цвет – не различает.

Соответствует ли окраска изображенных предметов их реальному цвету и соблюдается ли  цветовая последовательность в рисунках?

Зеленый цвет - соответствует.

Синий цвет - частично, иногда соответствует.

Красный цвет – не соответствует.

Ученик прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит:

Зеленый цвет - наносит оттиск на бумагу самостоятельно.

Синий цвет - наносит оттиск на бумагу с помощью педагога.

Красный цвет – затрудняется наносить оттиск на бумагу.

При рисовании ватной палочкой ученик совершает точные движения, тычки по альбомному листу?

Зеленый цвет -  совершает точные движения.

Синий цвет – иногда, не всегда совершает точные движения.

Красный цвет – не совершает точные движения.

Положительная динамика подтверждает эффективность применения педагогической технологии нетрадиционного рисования с детьми с ОВЗ.

Заключение

Вывод по данной работе заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия образовательного процесса школьников. Необычные методы обучения, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у школьников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение.

В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник.

Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют школьника, а наоборот позволяют осуществлять подход к ребенку, учитывая его интерес и желание, творить что-то новое и необычное.

Особенностью технологии является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекциионной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С.Выготский.-

М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.

  1. Веретко, Е. Н. Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта / Веретко Е. Н.// Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 120-123.

  1. Разумова, Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии / Разумова Г. В.// Коррекционная педагогика. - 2006. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие возможности использования техники «Ганутель» при работе с детьми.

Развивающие возможности использования техники «Ганутель»при работе с детьми.1. Развитие моторики рук. Основные движения рук при выполнении цветов – вращательные. Уже на подготовительном этапе возникае...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на сов...

"Нетрадиционные техники рисования с детьми ЗПР"

 Для детей с ограниченными возможностями важная роль принадлежитпродуктивным видам деятельности в коррекционно-педагогической системевоспитания, в том числе и рисования. К сожалению, на за...

Использование нетрадиционной техники рисования "мятая бумага" на коррекционно-развивающих занятиях с детьми

Про неоценимую роль   развития у детей  творческих способностей высказывались многие выдающиеся деятели. В. А. Сухомлинский говорил:  «Истоки способностей и дарования де...

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего школьного возраста. Печать листьями»

Мы провели с детьми беседу о семье. Как зовут маму и папу, как в семье проводят свободное время и отдыхают. И, конечно же, один из самых любимых детьми вид совместного отдыха это прогулка. В выходной ...