Технологическая карта. Народные праздники. Осенняя ярмарка. Народный праздничный костюм.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Технологическая карта  к уроку ИЗО в 4 классе. "Народные праздники."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_tk.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 4 классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Попова А.И.  

Тема

Народные праздники.

Педагогическая цель

Расширить понятие о ярмарке. Развить интерес и любовь к народным традициям. Способствовать формированию эстетического отношения к народным обычаям.

Тип урока

Закрепление полученных знаний

Планируемые результаты (предметные)

Закрепить знания о народных праздниках; уметь применять художественные умения, знания и представления в процессе художественно-творческих работ; научиться выполнять сюжетные композиции.

Личностные результаты

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; развитие образного мышления; развитие фантазии; развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные:
- формировать интерес и уважительное отношение к истории и культуре народа; формировать коммуникативную компетентность, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.
Коммуникативные:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
- участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.

Основные понятия и термины

Осенняя ярмарка, рубаха, сарафан, понёва, передник, ичиги, чёботы, валенки, сапоги, тафья.

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная; словесный, практический, наглядный.

Образовательные ресурсы

Презентация, наглядность в виде выполненной работы и схемы построения человека.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Цель

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: приветствие; эмоциональный настрой; проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

– Здравствуйте ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Игоревна.

–Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

– Ребята, проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать альбомы, листы плотной бумаги, краски, кисти, непроливайка, ножницы и клей.

Приветствует учащихся; эмоционально настраивает обучающихся на работу; проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя; внимательно слушают учителя; организуют свое место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

II. Актуализация знаний

Цель: подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Беседа

– На прошлом уроке разговор шёл о народных праздниках и даже выполнили композиции, посвящённые одному из них. Какой праздник вы изображали в своих работах? (Осеннюю ярмарку)

– Что такое ярмарка? (место торговли)

– Какие ещё народные праздники вы знаете? (Пасха, Масленица, Рождество и тд)

– На праздники люди надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Какие элементы традиционных костюмов вы знаете? (Кокошник, рубаха, пояс, бусы, сапоги и тд.)

Проводит беседу с учащимися

Слушают и отвечают на вопрос.

III.Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Подведение к теме урока

– Откройте свои альбомы, рассмотрите свои работы, которые вы выполнили на прошлом уроке, а затем посмотрите на репродукцию картины, изображенную на слайде. Сравните их. Чего не хватает на ваших рисунках? (Людей)

– Куда пришли люди, изображенные на картине? (На осеннюю ярмарку)

– Значит какую тему мы продолжим на этом уроке? (Осенняя ярмарка)

– Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с традиционными праздничными нарядами крестьян.

Задает загадку.

Показывает презентацию.

Слушают учителя и отгадывают загадку.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Рассказ по теме урока









Алгоритм выполнения композиции

– Осень – это пора сбора урожая, подведение итогов сельскохозяйственного года. Поэтому осенью традиционно устраиваются осенние выставки и ярмарки. Крупные ярмарки в России продолжались долго: от двух недель и до полутора месяцев, купить на них можно было что угодно. Здесь же работали балаганы, артисты и скоморохи развлекали публику песнями и кукольными представлениями.

Русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Например, существовал «Ирбитский ярмарочный листок» – газета, которая регулярно выходила в дни торгов. В ней публиковали рекламу товаров и лавок, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские материалы. 

– Праздники символизируются не только особыми угощениями, но и костюмами. На праздники крестьяне надевали традиционные праздничные костюмы.

Русский народный костюм формировался на протяжении многих веков на всей территории нашей Родины, причем в разных уголках страны складывались свои характерные особенности в одежде. Костюм - ансамбль, образованный сочетанием компонентов одежды и дополняющих ее предметов, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой.

– Давайте рассмотрим женский традиционный народный костюм.

1.Рубаха. Основой женского костюма любой губернии служила рубаха, подол которой доходил до пят. Длинные рукава шили широкими в области плеч и запястья, ворот и низ украшали традиционной вышивкой, где преобладали геометрические узоры.
2. Сарафан или понёва. В центральных и северных областях поверх рубахи женщины надевали длинный сарафан. В южных областях поверх рубахи женщины, это касалось замужних, надевали понёву, шерстяную юбку.

3. Передник. Сверху на костюм надевался передник, скроенный из полотна с квадратной дыркой посередине (для головы).
4. Головной убор. Незамужние девушки ходили с непокрытой макушкой и носили головные уборы, напоминающие расшитые повязки. После свадьбы женщины надевали кику с сорокой, которая отличалась твёрдой налобной частью и сложной конструкцией. Парадно-выходным головным убором считался кокошник.

5. Образ обязательно дополняли украшения: тканые кушаки или плетёные опояски, серьги до плеч и ожерелья из бисера или жемчуга, на которые навешивались кресты, ленты, бусы.

– Теперь рассмотрим мужские костюмы.

1.Головной убор. Раньше мужчины носили тафьи – особые круглые шапочки. Поверх них можно было надевать шапки из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека

2.Рубаха до колен, но иногда её подол заканчивался чуть выше.

3.Штаны.Такие штаны можно было заправлять в сапоги.

4. Сапоги на Руси были трёх видов: ичиги – лёгкий вариант (у них был мягкий носок и жёсткий задник); чёботы - сафьяновые, бархатные или атласные сапоги с укороченными голенищами; валенки – зимние сапоги, сделанные из войлока.

–  Прежде, чем приступить к выполнению работы мы просмотрим картины художников, как они изображали праздничное настроение.

– Уберите все лишнее, положите альбом на середину парты.

– Посмотрите ещё раз на репродукцию картины, а затем на свои работы. Нарисованы ли у вас посетители ярмарки? (Нет)

– Значит кого вы будете учиться сегодня рисовать? (Людей)

– Верно, вы будете рисовать посетителей ярмарки – людей в народных русских костюмах.

Давайте определим последовательность выполнения работы:

1.Возьмите в руки лист бумаги и согните его пополам.

2.Отрежьте полоску рядом с линией сгиба.

3.Посмотрите внимательно на свои работы с прошлого урока. Подумайте, где вы хотите расположить людей. К концу урока каждый должен будет нарисовать не менее 3х человек.

4. Соблюдая пропорции постройте фигуру человека на половине отрезанного вами листа так, чтобы на этом листе поместилось ещё два человека.

5. Наметьте элементы одежды.

6.Прорисуйте фигуры людей, их одежду и детали костюмов.

7. Раскрасьте свои рисунки с помощью акварели.

8. Вырежьте высохшие фигуры по контуру и приклейте их на выполненные композиции соблюдая правила композиции.

Рассказ о ярмарке.











Рассказывает последовательность выполнения работы

 Слушают учителя, совершают активные действия, под руководством учителя.




Слушают учителя.


VI.Самостоятельная работа учащихся.

Цель: выполнить самостоятельную работу.

Практическое выполнение задания.

Для того, чтобы нарисовать людей, можете обратиться к иллюстрациям на доске.

Желаю вам успешно выполнить работу. Приступайте.

Предлагает детям начать выполнять работу. Контролирует процесс выполнения.

Приступают к работе. Рисуют «Осеннюю ярмарку».

Физминутка.

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Выполнение физминутки.

 Ребята, пришло время отдохнуть. Выходим все из-за своих рабочих мест, смотрим на меня и выполняем упражнения.

Ярмарка огневая, яркая!

(Поднять руки вверх.)

Ярмарка плясовая, жаркая!

(Руки на пояс.)

Гляньте налево – лавки с товаром!

(Поворот налево за рукой.)

Гляньте направо – веселье даром!

(Поворот направо за рукой.)

Подходи, честной народ!

(Прямо, руки развести в стороны.)

Ярмарка к себе зовет!

(Прямо, руки на пояс.)

Ярмарка не даст скучать!

(Руки вытянуть вперед.)

Петь заставит, танцевать!

(Опустить руки вниз.)

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

VIII.Рефлексия

Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Анализ работ.

Обобщающая беседа.

Уборка рабочего места.

Критерии оценки:

1) проявление творчества;

2) правильность выполнения технических приемов;

3) завершенность и аккуратность работы красками.

4) собранное панно.

Что мы сегодня рисовали? (Людей в праздничной традиционной одежде)

– Куда пришли эти люди? (На осеннюю ярмарку)

– Что такое ярмарка? (народный праздник)

Наведите порядок на рабочих местах. До свидания!

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты.


Учитель: ________________/Попова А.И.

Получение новых

знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к

народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности

Получение новых

знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к

народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности

Получение новых

знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к

народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активност


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Русские народные праздники. Веселая ярмарка.

Внеклассное мероприятие Русские народные праздники. Веселая ярмарка....

Предмет: Литературное чтение. УМК «Перспектива» 2 класс. Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки».

Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки». Тема Мир народной сказки.Цели : 1. Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки».2. Учить работать с книгой3. ...

Предмет: Литературное чтение. УМК «Перспектива» 2 класс. Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки».

Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки». Тема Мир народной сказки. Цели : 1. Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки». 2. Учить работать с к...

Технологическая карта урока-праздника "Русская ярмарка".

Цель данного урока-праздника :обобщить и систематизировать знания  обучающихся о народной культуре Воронежской области, выявить основные направления и специфику народных промыслов...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

Технологическая карта урока технологии по теме: "Народный костюм. Изделия «Тамбурные стежки", "Салфетка". УМК "Перспектива".

Технологическая карта урока технологии по теме: "Народный костюм. Изделия «Тамбурные стежки", "Салфетка". УМК "Перспектива"....