«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
статья по изобразительному искусству (изо)

Шкретова Марина Николаевна

 «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.»  А.Б.Салтыков     

«Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.»          В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv._tvorch._sposob.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Скалинская СОШ»

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Выполнила учитель начальных классов

Шкретова Марина Николаевна

 

 «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.»

                      А.Б.Салтыков 

«Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.»                                                                                     В.А.Сухомлинский.

В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки декоративно-прикладного искусства.

Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных рисунков учащиеся начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

При обучении детей декоративному рисованию я ставлю цели:

- тематический принцип планирования материала с учетом интересов детей, их возрастных особенностей;

- систему учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

- систему межпредметных связей;

- развитие творческих способностей детей на уроках декоративно – прикладного искусства.

Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

1) Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.

2) Усвоение детьми различных приемов изображения декоративного узора.

3) Передача простыми приемами мотивов растительного узора.

4) Обучение детей композиционному рассмотрению узора на бумаге разного формата.

5) Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона.

Все эти цели и задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию.

Обучение детей прикладному искусству провожу блоками:

1. “Роспись”:

  •  хохломская;
  •  городецкая;
  •  жостовская;
  • гжель;
  •  урало-сибирская роспись;

2.Игрушка:

  • соломенная, тряпичная кукла;
  • глиняная свистулька;
  • дымковская, каргопольская, филимоновская;
  • матрешка: Семеновская, Загорская, Полхов-Майдановская.

3.Народный костюм:

  • павловопосадский платок;
  • узор для вышитой рубахи, сарафана или фартука;

4. «Домашнее ремесло»

  • вышитое полотенце;
  • тканый половичок ;
  • лоскутное одеяло;
  • росписная деревянная утварь;

Т.е. каждый вид искусства рассматривается отдельно для более глубокого изучения, но в то же время в неразрывной связи с другими видами. Например, дети познакомились с нарядной декоративной росписью Хохломы, Городца, Гжели, Жостова и др. и им уже хочется вылепить или нарисовать какую-нибудь сказочную птицу или коня, посуду или барышню и расписать их красками, выразив свое восхищение.

Изучению темы предшествует демонстрация изделий народных умельцев и рассказ об особенностях элементов данной росписи в сравнении с элементами других видов росписей. Для этого использую презентации, созданные мной. При использовании  компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. На слайдах дети видят яркие, красочные изделия мастеров. А также даю возможность, пустив изделие по рядам, рассмотреть его, потрогать руками, а может и погладить. Стараюсь ненавязчиво акцентировать внимание детей на этом виде искусства. Дети восхищаются золотом Хохломы, необыкновенной синевой Гжели, чудесными конями и птицами Городца, затейливыми узорами Жостова. Когда я знакомлю детей с приемами росписи, они с радостью узнают их, так как видели уже на посуде, подносах.

Рисовать учимся красками. Когда дети овладевают некоторыми навыками росписи, то пробуют составлять свои орнаменты на вырезанных из картона предметах, разделочных досках.

Работы получаются удивительные. Запас зрительных впечатлений от рисунков орнамента, которые они видели на посуде, подносах и других предметах позволяет им без особого напряжения и длительной тренировки создавать собственные композиции росписи.

Орнаменты, используемые мастерами для росписи игрушек (деревянных и глиняных) и посуде включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке школы.

Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы.

Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. Такой прием рисования предварительно прорабатываю, рассуждая так: «Кисточка «идет на цыпочках», затем «ложится на бочек», затем снова «встает на цыпочки».

Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который, можно получить ленту орнамента для украшения края изделия.

Использую простейшие элементы травной росписи - мазочки, получаемые прикладыванием (примакиванием) кисти, насыщенной краской, к бумаге, и завитки росчерком. Они позволяют условно изобразить листочки, веточки, колоски, а в сочетании с ягодками и штрихами довольно выразительные ленточные и замкнутые орнаменты.

Роспись выполняем на картонных шаблонах или тарелочках и стаканчиках, выполненных из папье – маше.

Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев цветов купавки, шиповника, розы.

Сначала готовим цветной фон (часто желтый или черный). Предварительно закрашиваем разделочные доски (либо шаблоны) нужным цветом. Затем на  него наносим главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета и их неожиданно звучные сочетания. Затем все элементы моделируются и детально разрабатываются концом кисти: лепестки выделяем серпиками и вместе с листочками оживляем белыми штрихами и точками - оживкой. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы - все ярко выражает красоту природы и радость жизни.

Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. В орнаменты рисунка входят листья и цветки ромашки, колокольчика, василька, розы, тюльпана и ландыша.

Разнообразны  приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом. Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка

http://festival.1september.ru/files/articles/21/2142/214267/img1.jpg

Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическими орнаментами: кольцами, полосками, кругами, которые всегда понятны детям. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани щотдандки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами.

http://festival.1september.ru/files/articles/21/2142/214267/img2.jpg

Уроки по теме «Игрушка» начинаю со знакомства детей с народными игрушками, глиняными и деревянными (филимоновской, дымковской, каргопольской и др.). Особо привлекательные и яркие выставляю на показ. Предлагаю взять их в руки, рассмотреть лучше узоры росписи. Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи:

1.        Родился город на Осколе

Давно, в седую старину,

Став крепостью по царской воле,

Он грудью защищал страну.

2.        Здесь любили песни, пляски,

Здесь рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, точечки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

3.        Дымковская деревушка

Синий лес, холмы, косогоры,

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор...

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники и павлины

И солдатики - войска цвет...

4.        А в Каргополе есть игрушка

Очень старая. Зверек небольшой

На щечках мушки. Нет его короче ног

Крашен ярко всюду белым

Ножки, хвостик и спина

Шея лентой черной смело

мастером обведена.

5.        А голова желтым цветом

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть...

И зверек у древней сказки

Не пугаясь, не грозя

С выраженьем теплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

На последующих уроках мы лепим игрушки из пластилина, из теста, либо изготавливаем из папье - маше, а потом расписываем их красками.

Собранный материал к теме урока систематизирую, оформляю на слайдах в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Использование компьютерных технологий позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям учеников.  Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры.

Уроки – презентации широко использую         при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» , «Городецкая роспись», «Русская матрешка», «Жостовская роспись» и т. д.

Встречи детей с народной игрушкой продолжаю во время изучения русских народных сказок на уроках чтения. На уроках труда дети лепят иллюстрации к любимым сказкам, обыгрывают их своими игрушками. Образный и простой классический и орнаментальный язык народных игрушек вдохновляет ребят на создание сказки в красках. Мир детства хорош тем, что в нем живет неистребимая вера в чудо-сказку.

Основные межпредметные связи осуществляю с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем использую межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «В гости к весне»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (изготовление изделий из теста, папье-маше, лепка и т.д.).

На различных этапах урока я использую приемы и методы дифференциации и индивидуализации.  Это позволяет  полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.

Применяю такие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные  задания.

Использую дифференцированные и индивидуальные заданий при закреплении знаний, умений и навыков в зависимости от задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Тренировочные задания.

В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории и является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества. Каждый ребенок чувствует себя его соучастником: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:

1) Детям предлагается по данному началу сказки придумать продолжение.

2) При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:

 Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золотому фону затейлевивой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка

А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

(Хохломская роспись).

 Частично-поисковые задания.

Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:

1) Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».

Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2) Игра: «Подбери пару».

На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.

Творческие задания.

Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать двух различных матрешек, которые между собой чем-то похожи.

Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Все эти изделия используются мною не только для украшения интерьера классной комнаты, но и как образцы рисования и лепки народных изделий.

Многие работы моих учеников использовались в оформлении школьных выставок, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни.

Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Я считаю, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Чтобы успешнее проходило обучение школьников, надо любить детей,  любить народное искусство, работать много и с интересом, делать так, чтобы дети были не посторонними наблюдателями, а активными участниками общения с искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии и изобразительного искусства

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является  развитие творческой культуры ребенка.Предлагаемая  работа  имеет художественно – эс...

Пластилинография как нетрадиционная техника изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье читатель ознакомится с понятием пластилинография, ее видами и типами, основными приемами и техниками работы....

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в кружке «Хенд мейд»

Модный термин «хэнд-мейд» включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками. Хэнд-мейд – это творческая реализация, глоток свежего воздуха, способ выразить свою индивидуальнос...