Технологическая карта урока во 2 классе по изобразительному искусству на тему "Пятно как средство выражения. Ритм пятен"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Кокина Александра Николаевна

Технологическая карта + презентация по изобразительному искусству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatno_kak_sredstvo_vyrazheniya._ritm_pyaten.docx81.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студентки: Кокина Александра Николаевна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Класс: 2 «А»        

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о ритмическом изображении пятен на плоскости посредством рисования дерева.

Задачи урока:  

Дидактические: научить использовать пятна для решения художественно – творческих задач;
Развивающие: развивать фантазию, мышление при рисовании дерева; творческое воображение и внимание;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, взаимовыручку, коллективизм.

Ресурсы урока: презентация, проектор, компьютер, экран. Учебно-методическое сопровождение

поурочные разработки по курсу «Изобразительное искусство» к УМК Школа России 2 класс.

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный этап 1-2 минуты

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Методы: Словесный

Прием: беседа

Приветствие детей. 

Проверка готовности  к уроку.

Проверка отсутствующих.

Приложение №1.

Приветствуют учителя, друг друга.

Ф

    ____

С

Р-1; П-1

Л-1

Актуализация знаний. 5-7 минут

Актуализировать опорные знания и изученные способы действий

Методы: Словесный

Прием: беседа

Проводится беседа по пройденным темам.

Приложение №1.

Ответы учащихся.

Ф

Презентация, компьютер, проектор.  

С

П-2, К-1, Р-2

Л-2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Методы: Словесный

Прием: эвристическая беседа

 Учитель читает стихотворение.

Проводится беседа по прочитанному стихотворению.

Приложение №1

Дети внимательно слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы по прослушанному стихотворению.

Ф

Презентация, компьютер, экран, проектор.

С

Получат возможность научиться

находить решения поставленных учебных задач

П-3, К-2, Р-3

Л-3

Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты

Теоретическая часть

Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности 

Методы: Словесный

Прием: беседа, объяснение

Просмотр презентации «Пятно как средство выражения. Ритм пятен».

Рассказ учителя о пятнах.

Учитель задает вопросы.

Проводится физкультминутка (видео)

Приложение №2.

Получают новую информацию, смотрят презентацию.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.

Ф

Презентация, компьютер проектор, экран.

С

Научатся приемам составления композиции  из разрозненных элементов. 

П-4, К-3,Р-4, Р-5

Л-4

Первичная проверка понимания.  5-7 минут

Теоретическая часть

Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать

Методы: Словесный, исследовательский

Прием: беседа, дискуссия.

Проводит беседу.

Задает вопросы.

Просит детей вспомнить правила поведения на уроке изобразительного искусства, правила работы с кистью.

Приложение №3

Отвечают на вопросы

Вспоминают правила поведения на уроке изобразительного искусства, правила работы с кистью.

Ф, И

Компьютер, проектор, экран, презентация

С

участвуют в художественно-творческой деятельности;

П-5, К-4, Р-6

Л-5

Первичное закрепление. 10 минут

Практическая часть

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

Методы: практический, наблюдение

Прием: образец, выставка, рисование.

Организует практическую работу.

Показывает примеры работ.

Осуществляет помощь при работе с кистью и красками.

Контролирует выполнение рисунка.

Организует выставку работ.

Приложение №3

Выполняют практическую работу.

Готовые работы выставляют на доску.

Ф, И  

Кисть, вода, непроливайка, гуашь, альбом.

В

различают и передают в художественно-творческой деятельности характер; используют выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, цвет;

П-6,

К-5,

Р-7.

Л-6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 м

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з.

Методы: Словесный

Прием: беседа, объяснение

Задает домашнее задание, объясняет его и отвечает на вопросы учеников.

Слушают, записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Ф

Дневник.

С

Получат возможность научиться

находить решения поставленных учебных задач

Р-8

Л-7

Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке

Методы: Словесный,

Прием: беседа,

Подведение итогов.

Учитель проводит рефлексию. Контролирует уборку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценивают.

Ф

____

С

Получат возможность научиться

находить решения поставленных учебных задач

К-6

Р-9

Л-8

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Повернитесь друг к другу, передайте хорошее настроение своему товарищу улыбкой. Повернитесь ко мне и подарите мне хорошее настроение. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Тогда, начинаем наш урок.

  1. Актуализация знаний.

- Мы на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, о чем оно может говорить? (о добре, зле, грусти и т.д.)

-Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство? (цветом, линиями, украшениями, силуэтом)

- Да. благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, о грусти и веселье. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Послушайте внимательно и подумайте «Что художнику помешало нарисовать натюрморт»?
Задумал как - то один художник нарисовать на бумаге натюрморт - изобразить фрукты на тарелке.
Приготовил всё необходимое для работы: бумагу, краски, кисточку, палитру.
Окунул кисточку в зелёную краску, хотел нарисовать грушу и вот незадача: большая капля краски слетела с кисточки и шлёпнулась на белый лист.
Образовалась большая бесформенная клякса.
Художник поначалу расстроился, но приглядевшись к пятну, увидел, что клякса похожа на лягушку.
Подправил немного  пятно,   и вот уже на листе появилась весёлая озорная  лягушка.
Дорисовал кочки, болото и вышла настоящая картина.
Бывает и такое в творчестве художника.

-Что художнику помешало нарисовать натюрморт?  (клякса)     

-Почему художник нарисовал вместо груши лягушку? (Художник нарисовал вместо груши лягушку потому, что у него слетела капля краски с кисточки) А всегда ли нужно расстраиваться, если у вас что-то не получилось? (нет).

Ребята,  как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  (учитель показывает на листе бумаги пятна разных форм (о пятнах,  кляксах, лягушках)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд №1: на сегодняшнем уроке речь пойдёт о пятнах.    
Как вы думаете, что такое пятно?
(Пятно – основное средство изображения на плоскости)
-Да, вы правы.

Слайд №2: Пятна могут иметь различный цвет, размер и форму.

Слайд №3: пятна нам могут кого – то и что – то напомнить. Одно пятно может передавать художественный образ и быть интересным

Слайд №4: каждый пятно имеет очертание или силуэт. Так что же такое силуэт?  – это внешнее очертание предмета, его тень (пятно). Выразительность  изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта (что изображено), но и в самой форме пятна  (как изображено) .

Слайд №5: Пятна могут вызывать различные  ассоциации.

Дети, покажите, какие пятна на картинках кажутся вам: агрессивными; дружелюбными; динамичными; неподвижными; тяжеловесными, легкими.

Слайд №7: с помощью пятна можно передать настроение. Какое настроение? (Радость, веселье, грусть, печаль, тоску и т.п.)

Слайд №8: если пятен много, то они могут группироваться, создавая определённый ритм.

А что такое ритм?

В изобразительном искусстве – ритм - это повторение в определённой последовательности линий, пятен, предметов, объектов.

Слайд №9: пятна могут быть одиночными, а могут группироваться определённым образом. А как это – группироваться?

Когда предметы, фигуры или пятна одинаковые и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, они образуют  мерный ряд. (Равномерный ряд). Мерный ряд создаёт ощущение спокойствия  и надёжности как забор. (Мерный ряд  можно озвучить хлопая в ладоши). Давайте попробуем озвучить. Хлопаем в ладоши.

Слайд №9-10: ритм пятен может быть хаотичным.

Слайд №11:  художники используют ритмы пятен в своих картинах, чтобы картина была более выразительной. Посмотрите на слайд.

К примеру, на картине русского живописца Аркадия Александровича Рылова мы видим зеленый лес, поле.  Посмотрите на силуэты деревьев. Видим ли мы тут прорисованные ветви, листья, мелкие детали? (нет).  А что напоминают силуэты деревьев?
(пятна). А можно ли определить какая погода изображена? А ощущается движение ветра? Как мы это видим? Ветки деревьев наклонены в одном направлении, они создают ритм.

Слайд №12: где ещё может встречаться ритм? (ритм может встречаться в танце, в музыке, в стихах, в природе)

Слайд №13: К примеру: в оперении совы  наблюдается ритм пятен, создавая красивый узор на крыльях, спине и хвосте.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

  1. Первичная проверка понимания.

Посмотрите за окно. Скажите, пожалуйста, какое время года? (весна). А что у нас происходит весной? (распускаются цветы, деревья итд)

Сегодня мы с вами изобразим деревья в новой технике. Я вам предлагаю с помощью волшебной трубочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок.

  1. Первичное закрепление.
  • Сначала разведем на палитре коричневую гуашь с водой.
  • Возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу в том месте, где будет начинаться ствол дерева.
  • Берем в руки трубочку и начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу.
  • Лист можете поворачивать, создавая ствол и веточки.
  • При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу, рисуя дерево нужной высоты.

У меня получилось вот такое дерево. Но, мне кажется, что чего-то не хватает. Что еще мы забыли? (ответы детей). Кто скажет, какую краску мы должны использовать? Как вы думаете, какой инструмент нам в этом поможет? Листья мы нарисуем с помощью кисточки, это наш следующий волшебный предмет. Макаем ее в гуашь и «тычком» изображаем листья.

Ребята, вы настоящие волшебники, у вас получились настоящие деревья. Наш урок подходит к концу, давайте посмотрим, что у вас получилось. Крепите свои работы на доску с помощью магнитика.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дома я предлагаю вам изобразить «Весенние цветы» с помощью новой техники.

  1. Рефлексия (подведение итогов).
  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Почему наш урок называется «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»?
  3. Что же такое ритм?
  4. Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, всё ли у вас получилось.
  5. Удалось ли вам передать в композиции ритм пятен?

Проведение рефлексии. У вас на столах лежат цветы. Пододвиньте их к себе. Если вам понравился урок – оставьте его белым, если не понравился урок – красным. Спасибо за работу. Урок окончен, до свидания.

Уборка рабочих мест.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

  1. Организационный момент:

Л-1: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Р-1: волевая саморегуляция, самоконтроль.

П-1: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  1. Актуализация знаний:

П-2: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий, анализ объектов с выделением признаков,  синтез как составление целого из частей.

К-1: владеют монологической и диалогической формами коммуникации; принимают различные точки зрения, учитывают разные мнения; формулируют собственное мнение и позицию; строят высказывания в устной форме.

Р-2: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; волевая саморегуляция, осуществляют самоконтроль.

Л-2: проявляют  положительное отношение к уроку изобразительного искусства

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности:

П-3: участвуют в обсуждении проблемных вопросов , предлагают творческие варианты решения поставленной задачи, используют полученные знания в самостоятельной работе.

Р-3: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

К-2: демонстрируют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеют монологической и диалогической формами коммуникации; принимают различные точки зрения, учитывают разные мнения; формулируют собственное мнение и позицию; строят высказывания в устной форме.

Л-3: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; осознают свои интересы.

  1. Первичное усвоение новых знаний. Теоретическая часть:

П-4: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; устанавливать аналогии.

К-3: принимают различные точки зрения, учитывают разные мнения; формулируют собственное мнение и позицию; строят высказывания в устной форме.

Р-4: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Р-5: волевая саморегуляция, осуществляют самоконтроль.

Л-4: понимают особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

  1. Первичная проверка понимания.

П-5: проводят сравнение; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии.

К-4: проявляют готовность к сотрудничеству, понимают намерения и интересы взаимодействующих людей, понимают свою роль в общей работе.

Р-6: планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью.

Л-5: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

  1. Первичное закрепление.

П-6: используют знаково-символические средства представления информации, осуществляют анализ, сравнение, наблюдение.

К-5: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р-7: целеполагание, волевая саморегуляция, самоконтроль.

Л-6: осознают многообразие взглядов на процесс выполняемой работы

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Р-8: волевая саморегуляция, осуществляют самоконтроль.

Л-7: осознают многообразие взглядов на процесс выполняемой работы

  1. Рефлексия (подведение итогов).

К-6: демонстрируют речевые средства, владеют монологической и диалогической формами коммуникации;

Р-9: целеполагание, волевая саморегуляция,  самоконтроль.

Л-8: понимают особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1083/00098662-52f1bae3/hello_html_m25a18df.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Знакомство с цветом как средством выраже­ния, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....

технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"

Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (3 класс)

Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».Цели деятельности учителя: знакомство с цветом как средством выражения, формирование у учащихся представления о теплы...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».(2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА изобразительного искусства Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»...