Технологическая карта по изобразительному искусству на тему : "Всяк на свой манер." УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

 

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения рисовать различные композиции узоров на платках и шалях.

Планируемые результаты

Предметные:

      - приобретение  новых знаний о русской набойке;

      - освоение практических приёмов изображения элементов цветка розы, листьев, мелких цветов.

Личностные:

      - понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

      - обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

     -для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2.

     - для учителя: натуральные платки; презентация, лист для педпоказа, гуашь, кисть №7, №3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_vsyak_na_svoy_maner.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.19                                                                                                                         ФИО учителя: Никитина М.Н.

Школа: № 1                                                                                                                          ФИО студента: Першина А.Д.

Класс: 3 «Б»                                                                                                                                    ФИО методиста: Мотовилова Н.В.

Кабинет: 27

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема:«Русская набойка: композиция и ритм»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения рисовать различные композиции узоров на платках и шалях.

Планируемые результаты

Предметные:

      - приобретение  новых знаний о русской набойке;

      - освоение практических приёмов изображения элементов цветка розы, листьев, мелких цветов.

Личностные:

      - понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

      - обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

     -для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2.

     - для учителя: натуральные платки; презентация, лист для педпоказа, гуашь, кисть №7, №3.

Словарная работа: композиция, ритм, набойка.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать: белая или цветная бумага, ножницы.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Вспомните, ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти? Кто подзабыл - смотрите на доску (таблица с темой «Как прекрасен этот мир»)

- Посмотрите на экран. Все вместе называйте изделия, которые Вы видите.

- А каким  общим словом можно назвать все изделия?

- Ребята, а чем мы занимались на прошлом уроке?

- Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством.

- В этой четверти мы работаем над темой: «Как прекрасен этот мир»

- Жостовские подносы, матрёшки, Дымковские игрушки.

- Народное искусство, ремёсла

- Расписывали платки в стиле Павло-посадских мастеров

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

5 мин

- Посмотрите на экран, а  я сейчас накину на  плечи  вот такой платок.  

- Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору(таблица-опора на доске)

 Познакомимся____________________________

 Научимся________________________________

Выполним________________________________

- Правильно.

- Тема нашего урока: «Русская набойка: композиция и ритм»

- Сегодня на уроке мы узнаем об искусстве русских  головных уборов, научимся рисовать цветы, листья

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

7 мин

- Завораживает красота цветов на павловских платках.

Любовь русского человека к родной земле и её многоцветью отразилась в замечательных цветочных узорах.

- Ребята, посмотрите, на слайд и скажите, в чём сходство и различие цветочных композиций жостовских букетов на подносах и павловских узоров на платках?

- Узоры на павловских платках и шалях бесконечно разнообразны. Но это не простой набор цветов, листьев. У каждого платка свой музыкальный ритм.

- Рассмотрите разные композиции узоров.

- Ответьте на вопросы:

1. Какие композиционные схемы соответствуют узорам на платках и шалях?

- Всё верно, молодцы!

2. Какое название можно дать композициям узоров на шалях?

- Молодцы! Работаем дальше.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

- Они похожи тем, что в жостовских букетах и павловских платках изображены цветы России: розы, пионы, георгины, васильки, ромашки, нарциссы, т.е. многоцветье нашей Родины

Слушают учителя

Выполняют задание

Рассматривают композиции

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Дают названия композициям узоров на шалях

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

5 мин

- Издавна научились русские мастера набивать узоры на ткани м помощью деревянных резных досок – манер. У каждого мастера свои секреты. Но способ один: с эскиза рисунок переносится на доску. Для каждого оттенка цвета отельная доска. Рисунок вырезается, на него наносится нужная краска, потом его накладывают на ткань. Чтобы отпечаток рисунка был чётким, сверху молоточком постукивают, потому и называют это искусство набойкой, а шали набивными.

Внимательно слушают учителя

Рассматривают иллюстрации, представленные на слайдах

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

Практический: самостоятельное выполнение задания

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

10 мин

- Итак, сегодня, ребята, мы будем учиться рисовать композиции  цветовна шалях.

- Положите лист альбома горизонтально. Решите, какого цвета Вы будете рисовать.

- Работаем вместе со мной.

(Учитель показывает этап, дети повторяют  и вновь показ-повтор)

  1. Сочини свой узор для шали.
  2. Выбери и нарисуй один из вариантов композиционных схем узора на платках и шалях.
  3. Обрати внимание на значение диагоналей, концентрических окружностей в ритмическом расположении элементов узора.
  4. Нарисуй крупные и мелкие цветы согласно схеме.
  5. Помни, что изображение цветов на чёрном, васильковом или красном фоне может способствовать звучному колориту, усиливая цветовой контраст.

Слушают учителя

Выполняют задание

Работают вместе с учителем

Сочиняют узор для шали

Выбирают и рисуют один из вариантов композиционных схем узора на платках и шалях.

Рисуют крупные и мелкие цветы согласно схеме.

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

VII. Включение  систему знаний

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Итак, ребята,  работа  завершена!

- Из какой ткани выполняют шали, платки?

- Назовите элементы узора платков.

- Кто сможет рассказать о технике набойки рисунка на ткань?

- Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с  тем, что получилось у Ваших соседей. Встаньте у парты, посмотрите вокруг. Полюбуйтесь, какие яркие, пёстрые букеты Вы сегодня научились рисовать! Молодцы!

Отвечают на вопросы

- Шерстяная ткань

- Цветы.   Главный, любимый  -роза, а ещё пионы, ромашки, незабудки, много листьев и травинок

- Сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок.  Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на  доску и печатают на платке розы.  А чтобы узор был  чётким ещё и пристукивают доску молоточком.

Выполняют задание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Заканчивают фразы

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме " Роспись сосудов узорами Хохломы" (2 класс, УМК "Школа России")

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: «Белоснежные узоры. Вологодские кружева» 1 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей способов изображения белоснежных узоров вологодского кр...

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему « Весенние цветы. Коллективное панно» 1 класс УМК Школа России

Цель деятельности учителя: ознакомление с мастером украшений; формирование навыка работы гуашью; учить украшать цветы с помощью гуаши.Планируемые результаты: Предметные:- научить украшать цветы;-...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Весенний натюрморт «Букет сирени»», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование навыков изобразительной деятельности в выполнении весеннего натюрморта «Букет сирени».Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с белоснежными узорами вологодского кружева; с творчеством художников- графиков; расширение возможностей сп...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Фантастические звери" ( УМК «Школа России», учебник Изобразительного искусства. 2 класс / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение)»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об образе фантастического зверя.Задачи:Дидактические:1. Познакомиться с изображениями фантастических зверей;2. Вып...

Технологическая карта по изобразительному искусству по теме «Украшение и реальность. Паутинка» (2 класс), УМК Неменского Б.М.

Цель урока: формирование представления об украшениях,  которые создает природаЗадачи урокаДидактические:1.  Познакомиться с украшениями природы.2. Выполнить изображение паутинки.Развивающие:...