Методическая рекомендация: «Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира»
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Брылева Елена Михайловна

Представляю вашему  вниманию  проект организации деятельности  кружка «Художественная  лепка, как способ познания окружающего мира». Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, выступает важнейшим средством развития  личности ребенка.

 Природа декоративно-прикладного творчества  объединяет в себе  две важные функции: практическую и художественную.   Декоративно-прикладное искусство тесно связано  почти со всеми видами изобразительного искусства, так как его изобразительными средствами является цвет, линия, форма и пространство.

В общеобразовательной школе на уроках технологии и изобразительного искусства учащихся знакомят с азами декоративно-прикладного искусства. Но этого недостаточно. Поэтому для  наиболее заинтересованных детей   было создано  объединение «Творческая мастерская», где   изучают технику лепки, росписи по глине, составление коллажных композиций. От простейших лепных изделий,   до изготовления художественных работ на выставках декоративно-прикладного искусства, этот путь ребенок проделывает с интересом и удовольствием. ]

       

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Брылева Елена Михайловна  Мухоршибирский  район

Министерство образования и науки РБ  Управление образования МО         «Мухоршибирский район»

 

  Методическая рекомендация:

«Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира» 

 Автор:  Брылёва Е.М. учитель изобразительного искусства МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа

Содержание:

 Введение …………………………………………………………………………..2

  1. Актуальность…………………………………………………………….…….....4
  2. Характеристика особенностей программы………………………………..….5
  3. Содержание программы…………………………………………………….…..6
  4. Критерии эффективности   программы……………………………………..….8
  5. Выводы и рекомендации…………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………10  

 

« Но дело не  только в том, чтобы  научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо  сложнее—необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях».

                                         Б.М.Неменский

Введение

Декоративно-прикладное искусство – творчество, веками не теряющее своих традиций

С раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость  рукодельных работ. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.

Именно декоративно-прикладное искусство готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения и, на основе эстетических знаний и художественного опыта, у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно-прикладной деятельности.

В общеобразовательной школе на уроках технологии и изобразительного искусства учащихся знакомят с азами декоративно-прикладного искусства. Но этого недостаточно, чтобы полностью удовлетворить  запросы детей. Поэтому для  наиболее заинтересованных детей и подростков было создано  объединение «Творческая мастерская», где более углубленно изучают: технику лепки, росписи по глине, составление коллажных композиций.

Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные способности ребенка. От простейших лепных изделий, направленных на развитие мелкой моторики, до изготовления художественных работ на выставках декоративно-прикладного искусства, этот путь ребенок проделывает с интересом и удовольствием. Ведь поделки, сделанные их руками, несут в себе частицу души, и поэтому никогда не устаревают и хранятся многие годы.

Реализация творческого потенциала детей и подростков осуществляется на занятиях по лепке, росписи, изобразительного искусства, позволяющих интенсивно развивать у них  интеллектуальные способности, зрительную память, восприятие, воображение и т.д.

Цели :

  • Познавательная:

развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению техник  декоративной работы;

  • Развивающая: 

 развитие художественно-творческих способностей детей,;

развитие природных задатков способностей (восприятия, воображения, образного мышления, памяти, моторику мелких мышц кистей);

Развития умения восприятия трёхмерной формы предметов окружающей действительности и искусства

Развитие навыков взаимодействия с другими детьми

  • Мотивационная: 

создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся  в активную деятельность; 

  • Обучающая: 

 обучение основам декоративно-прикладной работы

  • Эстетическая: 

воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Задачи:

 Создание условий для:

  •  самовыражения и  самоадаптации;
  • Реализации  творческого потенциала растущей личности;
  • Совместной творческой деятельности;
  • Расширения кругозора  

 

  1. Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. С помощью лепки из глины дети снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук и учатся видеть объем, развивают творческое воображение и фантазию.
Любой замысел ребенка будет реализован им при помощи опытного преподавателя. Все ребята создают удивительные вещи и получают радость от лепки из глины.

Лепка из глины – это развивающие занятия. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арттерапией. Психологи говорят, работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает  научиться концентрироваться

В связи с этим  данная программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стане предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих, бытовых, семейных, гражданских ориентиров, без которых невозможно ограниченное существование человека в окружающей среде.

  1. Характеристика особенностей программы.

Программа ориентирована  на младший  и средний школьный возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей. Методика работы с детьми младшего школьного возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей.

Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших приемах при изготовлении глиняных сувениров, игрушек.

Второй год обучения направлен на развитие способностей, используя приобретенные умения и навыки. Дети изготавливают более сложные по технике исполнения изделия, создавая неповторимые художественные образцы декоративно-прикладного искусства.

Лучшие работы обучающихся представляются на   районные, городские, областные и Всероссийские выставки детского художественного опыта.

Практически все выставочные работы детей отмечаются дипломами и грамотами, поощрительными призами.

Программа построена на принципах : 

принцип гуманизации, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип  личностно - ориентированный направленности, принцип увлекательности и творчества; принцип системности; принцип  доступности; принцип последовательности; принцип коллективности;  

     

  Ожидаемые результаты :

  •   устойчивый интерес к занятиям лепкой
  •   практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;
  •  развитие художественного вкуса, умение видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.
  •   эмоциональное отношение через свое творчество;
  •   трудовые навыки и умения;
  •   расширение кругозора;
  •   развитие мелкой моторики;
  •   создания целостного образа;
  •   развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
  •   расширение словарного запаса;
  •    развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
  •    развитие познавательных процессов;
  •   позитивное влияние на психическое и физическое здоровье

   Методы, применяемые в ходе реализации программы.

  • Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • Метод обследования,
  • Наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  •  Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  •  Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  •  Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Частично-поисковый;
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
  • Сотворчество;
  •  Мотивационный  (убеждение, поощрение);

  Формы организации занятий.

Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных  и индивидуальных особенностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей. Поэтому изыскиваются такие формы занятий, которые способствовали бы побуждению наибольшего интереса у обучающихся:  групповые,  индивидуальные, фронтальные.

 используются типы занятий:

  • на тему предложенную  учителем
  • на тему, выбранную ребенком по его замыслу.

 

  1. Содержание программы.

 

Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, выступает важнейшим средством развития  личности ребенка.

Декоративно-прикладное искусство—удивительный мир творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. Природа декоративно-прикладного творчества своими корнями связана с народным искусством, которое объединяет в себе  две важные функции: практическую и художественную. Произведения декоративно-прикладного искусства определенным образом отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Художественно-выразительный  язык декоративно-прикладного искусства отличается условностью, декоративностью, соотнесением формы изделия и его украшения со значимостью предметов. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой, так как его изобразительными средствами является цвет, линия, форма и пространство.

 Если Вы помните, в Библии говорится, что, первый человек был сотворён Богом из глины. Так уж повелось, что история человечества тесно связана с этим удивительным природным материалом. Начав создавать из глины первые корявые статуэтки, человек перевернул страницу истории. Он стал творцом.
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет влияют добавки других минералов.
Еще одно удивительное свойство глины - её консистенция может меняться от жидкой до твердой. Поэтому глину легко ломать, крошить, размазывать, и скатывать в причудливые фигурки.
Последнее, кстати, очень любят дети. Для них лепка из глины особенно полезна, ведь она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление.  

Мы решили создать занятия по керамике без использования гончарного круга и вот почему: дело в том, что многие совершенно не имеют представления, что это такое. Насмотревшись красивых сцен из фильмов или увидев на мастер - классе как изящно руки художника воссоздают вазу из обычного куска глины, думают, что это легко и просто. Но это не совсем так. Требуется не одно занятие, чтобы освоить эту непростую технику.  Мы решили создать  несложный курс, который в дальнейшем,  создавать красивейшие изделия. Гончарный же круг занимает много места и стоит не малых денег. Также мало кто знает, что лепить из глины можно не обязательно при наличии гончарного круга. Для этого достаточно иметь обычный стол, стул и кусочек глины. В своих работах  мы используем   местную глину, нашу Никольскую красную глину. Почему она называется красная, хотя внешне имеет ярко-жёлтый цвет. Красная потому, что при обжиге в муфельной печи глина приобретает красный оттенок.

Она  хорошо  формуется, высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску: гуашь, акварель. Но наша глина недостаточно пластична, так как при  сгибании вылепленных деталей, образуются трещинки. Поэтому мы используем специальные приёмы лепки нашей глины. Прежде всего  мы замазываем трещинки водой, отдельные части склеиваем с помощью  воды и используем приём «примазывания».

Оборудование для лепки несложно. Занятия проводятся в классной комнате. Каждому ученику для работы необходима подкладная доска, стеки, блюдце с водой. Лепку выполняют на доске или картоне, назначение  которых, состоит не в том, чтобы предохранять от грязи. Изделие на подкладной доске удобно поворачивать, что совершенно необходимо.

Изделия, выполненные на занятии, расписывают, чтобы они имели законченный вид. Поверхность изделий под роспись заглаживают, полируя водой. После высыхания ее при необходимости зачищают шкуркой. Расписывают изделия не раньше, чем  через три-пять дней после изготовления. Для просушки их оставляют в помещении. После того как изделие высохнет, его можно обжечь. После обжига оно становится по-настоящему прочным и уже не размокает в воде.

Когда изделие высохнет, его расписывают красками—грунтуют. Для грунтовки используют водно-эмульсионную краску. После  высыхания грунтовки, изделие расписывают узорами.

На занятиях    применятся главным образом два вида учебной работы: лепка с натуры и по представлению.

Получение разнообразных форм

1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.

2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины.  

3. Комбинированный способ – лепка с  применением пластического и конструктивного способов.

4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).

5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.

6. Способ выбирания глины стекой.

 При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить. 

  

  1. Критерии эффективности   программы.

Программа предполагает эффективные  методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, конкурсы, выставки художественных изделий декоративно-прикладного искусства.

Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:

  • Деятельностное направление—позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений обучающихся по конечным результатам выполненных работ, по статическим данным участия детей в различных выставках и конкурсах, их достижениям;
  • Личностное направление позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить динамику изменения мышления  и суждений обучающегося о природе, характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение  участников образовательного процесса, способность к  самообразованию, самовоспитанию.

В результате предполагается, что каждый ребенок, прошедший курс по программе, найдет свое место в обществе, обретет гармонию с окружающим миром и привнесет приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь.

Лучшие работы обучающихся представляются на   районные, городские, областные и Всероссийские выставки детского художественного опыта.

Практически все выставочные работы детей отмечаются дипломами и грамотами, поощрительными призами.

Наши  достижения:

  • Призовые  места  в  районном  конкурсе  кружков
  • Дипломы и грамоты  районного и республиканского значения
  • Свидетельство  за участие в 13  всероссийском конкурсе  детских рисунков « Вперед Россия!»
  • Диплом за участие в 13 Международном конкурсе детских рисунков «Вперед, Россия»
  • Диплом за 3 место в республиканском смотре-конкурсе « Дети, техника, творчество».

  1. Выводы и рекомендации

 

 Конечно, занимаясь с ребёнком лепкой, не забывайте, что для него это игра. Поэтому ни в коей мере не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Ваши занятия лепкой не должны превратиться в нудное изучение и обучение художественным приемам и технике лепки. Эти знания он получит, став старше и выбрав лепку своим хобби или даже профессией. А   уроки лепки пусть станут для  ребёнка средством познания окружающего мира. Дети всегда ждут от нас поддержки и поощрения, для них очень важна ваша оценка взрослого. Поэтому не забывайте хвалить вылепленные ребёнком изделия и радоваться его работе, а он, в свою очередь, сделает все, чтобы порадовать вас своими творческими достижениями.

 

Литература:

  1. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 2000г.
  2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/авт. – сост. Л.В.Горнова и др.—Волгоград : Учитель,2008.
  3. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном  кружке: Пособие для учителя—М.: просвещение, 2005.
  4. Дайн, Г. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Программа по внеурочной деятельности кружка «Жемчужина» (общекультурное направление)

 Целью занятий ансамбля “Жемчужина” является глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического и х...

Методический семинар на конкурс "Самый классный - классный" - "Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности."

Транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление –  «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13  - 14  летсрок реализа...

Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"

  Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....

Оригами как способ познания мира

laquo;Как работают руки, так думает голова»                                          ...

Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности обучающихся в УДО»

Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности обучающихся в УДО»...