Организация совместной деятельности в целях развития творческих способностей ребёнка при работе с тканью и декоративным материалом
учебно-методическое пособие (изобразительное искусство) по теме

Самсонова Марина Юрьевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tkanyu.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности в целях развития творческих способностей ребёнка при работе с тканью и декоративным материалом (из опыта работы)

        Ручной труд понятен и интересен детям.

        Работы по шитью, вышиванию, плетению, конструированию из бумаги и природного материала привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

        В процессе ручного труда решаются и многие воспитательные задачи: ребёнок учится элементарным трудовым навыкам; у ребёнка развивается самосознание, самостоятельность, творчество, стремление к достижению результата, умение преодолевать трудности, выполнять работу коллективно, аккуратно, тщательно. Закрепляется умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые детали, делать несложные заготовки. Воспитывается чувство взаимопомощи.

        В процессе ручного труда ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные изделия.

Дети учатся работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев.

В своей работе с детьми я использовала разнообразные виды ручного труда.

        Форма организации была различна: это происходило как на занятиях (конструирование из бумаги, из бросового материала, из природного материала), так и индивидуально (изготовление поделок из ткани, вышивание).

Об этом виде ручного труда хочется рассказать поподробнее, т.к. я в своей работе с детьми по этой теме наибольшее внимание уделяла именно работе с тканью.

        а. Вышивка

Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного творчества доступна и интересна не только взрослым, но и детям.

Длительное время мне пришлось работать с малышами и научить их тому, что умею делать сама. Вышивать мне, конечно, не удавалось. Но вот у меня появилась старшая группа. Изучив своих воспитанников, я решила попробовать заняться с ними вышивкой с 5 лет. Мне казалось, что знаний у меня много, желание большое и этого хватит для работы.

Но этого оказалось мало, пришлось постоянно читать литературу, исправлять некоторые свои ошибки. С чего же началась работа?

        Ещё в средней группе я часто использовала с детьми игры в мозаику, игры с желудями, другими мелкими плодами растений. Это, как оказалось, способствовало развитию мелкой моторики пальцев.

        В старшей группе я продолжила такие занятия с детьми.

Однажды, беседуя с детьми, выяснила, у кого из них дома есть красивые вещи, вышитые мамами и бабушками. Выяснилось, что у троих детишек мамы вышивают. Предстояла большая ознакомительная работа. Прежде чем научиться вышивать, детям полезно было узнать, как человек издавна украшает свою жизнь: одежду, предметы быта.

Дети просили, чтобы я научила их вышивать. Безусловно, наша работа не обошлась без помощи родителей и заведующей я/с. Мой разговор с родителями помог привлечь их к сбору необходимых средств и материалов.

И вот у нас в группе появились мулине, вышивальные иглы, наборы «Узор». Сделали футляры для иголок.

        На первом этапе работы знакомства с иголкой и нитками учила детей вышивать по заранее проделанным отверстиям. Чтобы детям было интересно, вырезала из бумаги разные силуэты (шапка, шарф, варежка и т.д.) и предлагала украсить их узорами.

        Выявила детей, склонных к рукоделию, интересующихся этим видом деятельности. В дальнейшем они мне помогли не только организовать других детей, но и научить их аккуратности, самостоятельности. Сначала, работа заинтересовала в основном девочек, но потом присоединились и мальчики. Они отличались особой старательностью. Из бесед с родителями узнала, что у многих появились дома пяльцы и дети с удовольствием занимаются вышивкой вне детского сада. В ходе нашей совместной деятельности дети освоили швы «вперед иголку», «двусторонняя строчка», «хорватский шов», («павлиний глаз»), русский шов, крестик, «тамбурный шов», «фестонный», гладьевые(отд. элементы).

        Самое интересное, что в работе я узнала личностные качества детей: у одних хорошая память, другие старательны и усидчивы, а третьи торопливы и быстро переключаются на другие дела. По времени это была работа от 8-10 минут до получаса. Особое внимание уделяла освещению.

        Технические навыки дети освоили быстро. После, надо было научить детей подбирать нитки по цвету. Для этого самой пришлось расширить свои знания о цвете. Узнала, что все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К первой группе относятся цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Хроматические делятся на тёплые(красный, оранжевый, жёлтый), которые зрительно воспринимаются ближе, и холодные(зелёный, голубой, синий, фиолетовый), которые зрительно воспринимаются дальше. В вышивке это важно учитывать, т.к. зная эти особенности можно достигнуть эффекта выпуклости и глубины рисунка. Ахроматическими цветами считаются : чёрный, серый, белый и их оттенки.

        Моя работа не прошла даром. Дети стали лучше разбираться в цветовой гамме. Положительно сказалась работа на взаимоотношениях между детьми. Они научились помогать друг другу, делиться с ближним, дарить подарки, сделанные своими руками. Дети учились давать оценку себе и другим. Я рада, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать и помогать.

                б.Аппликация из ткани

        В подготовительной группе наряду с вышивкой мы начали пробовать вышивку в сочетании с аппликацией из ткани. Это внесло разнообразие в жизнь наших воспитанников.

Техника аппликации из ткани очень трудоёмка, первое время дети пользовались клеем, но постепенно аппликации стали пришивать обмёточным швом, что придавало изделиям аккуратный вид.

        Главное в работе с тканью - аккуратность и тщательность отделки. Такой вид деятельности учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Создавая различные узоры, ребёнок должен воздерживать ритм в композиции. Аппликация из ткани, в том числе лоскутная техника помогает развитию первых чертёжных навыков, знакомит с основными геометрическими понятиями. Воспитывает у ребёнка бережное, экономное отношение к материалу.

                в.Поделки из ткани

        Из кусочков ткани можно сделать много нужных вещей: подставки, прихватки, игольницы и ещё много всего, стоит чуть-чуть подумать. Но интереснее всего для детей было сделать игрушку своими руками.

        Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она - один из самых давних видов декоративно- прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все дети и взрослые.

Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, видно, что работа над мягкой игрушкой является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

        Опыт показывает, что такие занятия с детьми открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

        За время своей работы сделала некоторые выводы.

Работа с тканью, в частности: вышивание, аппликация из лоскутков и шитьё разнообразных поделок доступна дошкольникам. «Пробный этап» прошли все, но вышивать и шить стали немногие, Они с завидным успехом продолжают совершенствовать свои навыки. Шьют с удовольствием не только девочки, но и мальчики. У многих мальчишек это выходит гораздо лучше.

Вышивание полезно, но надо строго следить за зрением и осанкой, умело сочетать труд и отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей ребёнка на внеурочной деятельности»

В этом докладе я поделилась опытом работы , как развивать творческие способности ребёнка на внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....

Развитие творческих способностей ребёнка, как основа профессиональной деятельности

Современное общество ценит творчество и творческих людей.Сегодня творческие профессии являются одними из наиболее модных и востребованных...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...