Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
статья по иностранному языку

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

«Критическое мышление есть способность и желание дать объективную оценку основ хорошо доказанных причин. Это способность увидеть недостаток в аргументах и сопротивляться тем, которые не имеют очевидных доказательств. Критическое мышление … укрепляет способность стать творческим и конструктивным, чтобы генерировать возможные объяснения находкам, думать о дополнениях, добавить новое знание широкому спектру социальных и личных проблем», — пишет Кэрол Уэйд.

На уроках английского языка, можно выделить 3 этапа  развития технологии критического мышления. Для каждой из стадий урока применяются свои методические приёмы.  

  1. Стадия вызова (evocation stage).

Применяя критическое мышление, учитель анализирует с детьми уже пройденный материал и дает возможность сформулировать личностно значимые цели. Таким образом, мотивация учеников на уроке возрастает, так как они видят интерес к их опыту. Важно, чтобы дети имели возможность свободно выражать свою точку зрения, не боясь ошибиться. Рекомендуется сочетать индивидуальную и групповую работу, потому что самостоятельно ученик сможет лучше обдумать свои знания, а в группе — воспринять новые идеи. Учитель может фиксировать результаты обсуждения в графической форме — в виде схемы, графика, рисунка и т.д. В итоге дети вспоминают пройденное и ставят перед собой вопрос: Что еще нужно изучить и почему?

На данном этапе с младшими школьниками очень эффективен прием «Загадка» - «Riddle». Он помогает активизировать в памяти уже изученные лексические единицы.

  1. Стадия «осмысления содержания» (realization of meaning).

Учитель представляет ученикам информацию для осмысления. Она может быть представлена в виде анализа текстов, обсуждения различных точек зрения при ответе на вопросы к текстам и другие упражнения, стимулирующие критическое мышление.

В рамках учебного курса «Английский язык» очень много упражнений, способствующих формированию критического мышления.

К приемам формирования КМ у детей можно отнести следующие задания:

- аудирование;

-  сопоставление заголовков с несколькими рассказами, их оценка и обоснование;

-  составление диалогов (не только учит применению разнообразных языковых средств, но и развивает самостоятельность при выборе персонажей, темы, вариантов развития сюжета);

- написание сочинений и портфолио также не ограничивает, а наоборот предоставляет учащимся самим определять, каким будет содержание работы, добавлять различные  иллюстрации;

- при работе с текстом требуется не только  прочитать  и перевести, но и выбрать вариант ответа на вопросы: «true»- правда, «false»- ложь, «doesn’t say» - не сказано. Это гораздо сложнее, чем искать ответы в тексте на родном языке, так как нужно не только владеть знаниями лексики, но и понимать культуру страны изучаемого языка. И в обучении, и в дальнейшей профессиональной деятельности ученики смогут достигнуть больших успехов, если будут размышлять над текстом, а не просто читать.

  1. Стадия «рефлексии» (reflection).

В конце работы учитель и ученики сопоставляют новый материал с тем, что знали по данной теме раньше. На этом этапе они могут участвовать в дебатах, анализировать аргументы, вырабатывать свои собственные точки зрения, обосновывать их,   оценивать мнения других участников, проводить анализ самостоятельных работ с просьбой исправления ошибок в своих сочинениях, в письменных и устных работах товарищей. Хорошо, если учащиеся поставят новые вопросы и  обнаружат пробелы в своих знаниях, подготовив почву для следующей темы.

На внеурочной деятельности очень  полезно заниматься  театральными постановками  таких простых сказок как, например: «The little house» -  «Теремок», «Little Red Riding Hood» - «Красная шапочка», «The Turnip»- «Репка». Ведь знакомые с детства сказки на иностранном языке звучат совершенно по-новому и одновременно являются понятными на интуитивном уровне. Осознание понимания придает учащимся уверенность в своих способностях, пробуждает творческий потенциал, что также способствует развитию критического мышления.

Не стоит забывать и о том, что самостоятельность мышления детей младшего возраста в процессе решения задач проявляется лишь в использовании аналогии, которая выражается не столько в «переносе», сколько в «наложении» опыта на новые предметы и явления.

Базовая модель («Вызов - Осмысление – Рефлексия») задаёт не только определенную логику построения учебного занятия, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

Критичность ума рассматривается также как механизм саморегуляции, развивающий такое умение  как самооценка. Неадекватная самооценка может явиться сильным тормозом в продвижении учащихся в учебной деятельности. В этом вопросе очень важно сотрудничество педагогов и родителей.

Существует набор общих условий, создание которых необходимо для реализации технологии. Педагог должен:

  • предоставлять время для приобретения опыта критического мышления;
  • давать возможность размышлять и знакомиться с различными мнениями;
  • поощрять  самостоятельность и учение «из ошибок», а не «без ошибок»;
  • побуждать детей к высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения; 
  • учить задавать вопросы;
  • способствовать активной дискуссии;
  • стимулировать рефлексию.

 Важно развить умение слушать других людей, то есть научить  уважению к другим детям и взрослым, что является одним из проявлений культуры, поможет учащимся стать более гибкими и адаптивными.

Использование технологии развития  критического мышления наделяет учеников следующими возможностями:

- повышение эффективности восприятия информации и интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить и работать в сотрудничестве с другими;

- совершенствование качества образования;

- развитие способности к самообразованию.

Литература

1. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Докт. дисс. – Баку, 1968

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление / Методист. 2002, № 2

3. Яфарова М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 222-229.

4. Wade Carole and Tavris Carol. Psychology. 3-rd ed. N-Y.: Harber Collins College Publisher. 1993. С. 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

«Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на урокеЗад...

Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"

В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления,  оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...